МААМ-картинки

Проблемы и перспективы ранней профориентации детей раннего возраста

Суслова Марина Сергеевна
Проблемы и перспективы ранней профориентации детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Проблемы и перспективы ранней профориентации детей раннего возраста

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направлений в социально - коммуникативном развитии – это формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

Как известно, профессиональная ориентация - это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.

Публикация «Проблемы и перспективы ранней профориентации детей раннего возраста» размещена в разделах

Основная цель ранней профориентации для дошкольников заключается в развитии эмоционального отношения ребенка к миру профессий, открытии перед ним возможностей для проявления себя в разных видах деятельности. Главная задача знакомства воспитанников ДОУ с профессиями – подготовка к осознанному самоопределению, дальнейшему самостоятельному планированию, анализу и реализации своего трудового пути.

Главная цель профориентации в раннем возрасте – это воспитание положительного отношения к труду, дать возможность проявить свои силы в различных видах деятельности.

Задачи профориентации в раннем возрасте :

- формирование базовых понятий о взрослом труде (знакомство с работой нянечки, медсестры, врача, водителя, повара);

- содействие развитию игр с отражением работы взрослых и их простейших действий (например, шофер сидит за рулем машины, везет пассажиров или груз);

- обучение взаимодействию в сюжетно-ролевых играх с 2-3 участниками (к примеру, водитель и пассажир; врач с медсестрой и пациент; воспитатель с нянечкой и малыши);

- воспитание бережного отношения к вещам, сделанным людьми.

В работе по реализации данного направления пришлось столкнуться с некоторыми сложностями. Профориентация дошкольников на сегодняшний день - малоизученное направление в дошкольном воспитании, несмотря на то, что в рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях, но в современной системе образования на данном этапе мало внимания уделяется данной проблеме. В программе «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, которую мы используем в работе, ознакомление с трудом взрослых и ознакомление с окружающим, куда можно отнести это направление работы занимает более чем скромное место. Сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается еще и в том, что многие профессии взрослых недоступны для непосредственного наблюдения, поэтому ребенку сложно их понять.

Система работы по формированию у детей раннего возраста представлений о труде взрослых была построена по трем основным линиям:

1. Приближение детей к труду взрослых в процессе организации НОД по формированию представлений о труде людей разных профессий, с обязательным включением предварительной беседы о данной профессии. НОД сопровождалась беседой, рассматриваем иллюстраций, с соответствующей тематикой, рассказом педагога, прослушиванием художественных произведений, дидактическими играми, подвижными играми (по тематике).

2. Приближение работы взрослых к детям в форме наблюдений, экскурсий, в том числе виртуальных, которые обеспечивали наглядность, ясность получаемых представлений, способствовали накоплению ярких эмоциональных впечатлений. Это, например, экскурсия в медицинский кабинет и наблюдение за работой медсестры, экскурсия на кухню и наблюдение за работой повара, наблюдение за работой дворника во время прогулки.

3. Совместная деятельность взрослого и ребенка в ходе освоения различных культурных практик: игровая деятельность, продуктивно – творческая деятельность, познавательно – исследовательская деятельность.

Больше всего дошкольники любят играть. Игра - ведущий вид деятельности ребенка. В играх дошкольники воспроизводят все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Игра — отражение жизни. Подавляющее большинство игр детей посвящено отображению труда людей разных профессий, поэтому наиболее целесообразно было проводить работу по ранней профориентации дошкольников через организацию игровой деятельности.

Среди множества видов игр мы предпочли сюжетно-ролевую игру, так как именно она позволяет полноценно воспроизвести реалии мира взрослых. В раннем детстве это пока всего лишь обучение взаимодействию в сюжетно-ролевых играх с 2-3 участниками (к примеру, водитель и пассажир; врач с медсестрой и пациент; воспитатель с нянечкой и малыши).

Организация игровой деятельности происходила в три этапа.

На первом этапе основным содержанием игры были действия с предметами, которые осуществлялись в определенной последовательности, хотя эта последовательность часто нарушалась. Цепочка действий носила сюжетный характер. Основные сюжеты - бытовые. Действия однообразны и часто повторяются. Роли как таковые на данном этапе не обозначались. По форме это была игра рядом или одиночная игра. Дети охотно играют со взрослыми. Педагог на данном этапе выступает главным субъектом игры и руководит ей напрямую (педагог врач, дети пациенты; педагог водитель, дети пассажиры; педагог продавец, дети покупатели и т. д.). Самостоятельная игра кратковременна.

На втором этапе, как и на первом, основное содержание игры - действия с предметом. Но эти действия развертываются уже более полно и последовательно в соответствии с ролью, которая обозначается словом. Последовательность действий становится правилом. Возникает первое взаимодействие между участниками на основе использования общей игрушки (или направленности действия). Объединения кратковременны и состоят из 2-3 человек. Основные сюжеты так же бытовые. Одна и та же игра многократно повторяется. Здесь педагог продолжает напрямую руководить игрой, но выступает уже объектом игры (ребёнок врач, педагог пациент; ребёнок водитель, педагог пассажир; ребёнок продавец, педагог покупатель и т. д.). Самостоятельные игры всё так же кратковременны.

И на третьем этапе основное содержание игры по-прежнему действия с предметами. Однако они дополняются действиями, направленными на установление разнообразных контактов с партнерами по игре. Здесь уже роли четко обозначены и распределены до начала игры. Игрушки и предметы подбираются в соответствии с ролью. Логика, характер действий и их направленность так же определяется ролью. Это становится основным правилом. Игра протекает как совместная, хотя взаимодействие перемежается с параллельными действиями партнеров, не связанных друг с другом, не соотнесенных с ролью. Продолжительность игры немного увеличивается. Сюжеты становятся более разнообразными: дети отражают быт, труд взрослых, яркие общественные явления. Воспитатель на данном этапе руководит игрой косвенно, без непосредственного вмешательства в игру (внесение игрушек, создание игровой обстановки до начала игры, помогает правильно распределить роли, выбрать предметы для игры, договориться). Главные участники игры – сами дети (ребёнок врач, дети или куклы пациенты; ребёнок водитель, дети или игрушки пассажиры; ребёнок продавец, дети покупатели и т. д.).

Для расширения сюжета игры использовались следующие средства:

1. сюрпризный момент (получение письма, посылки, телеграммы, приезд и встреча гостя и т. п.) с целью поддержания интереса детей к игре;

2. отправление письма, посылки с сообщением, с просьбой;

3. чтение книг по теме игры, обсуждение сюжета, поступков героев;

4. наблюдение за трудом взрослых в ближайшем окружении ребенка (врача, медсестры, повара, швеи и т. д.);

5. проведение бесед о различных профессиях, рассматривание соответствующих иллюстраций;

6. введение в уже знакомую детям игру новой роли, уточнение обязанностей;

7. оказание детям помощи в организации игровой обстановки;

8. совместная с детьми игра;

9. внесение новых атрибутов, уточнение их значения, вариантов применения;

10. постановка проблемных игровых задач;

11. поручение детям поговорить с родителями по теме игры (чем интересна та или иная профессия, после чего дети делятся друг с другом тем, что узнали).

12. составление детьми рассказов на темы «Как мы играли», «Как можно играть еще интереснее», «Как мы помогали друг другу» и др. ;

13. оставление рассказов по сюжетно-образным игрушкам;

14. обсуждение с детьми плана сюжетно-ролевой игры;

15. использование мимических этюдов, элементов психогимнастики;

16. привлечение детей к изготовлению и оформлению атрибутов.

Подводя итог, можно сказать, что цели и задачи по ранней профориентации во второй группе раннего возраста, поставленные в начале учебного года, к концу периода были достигнуты:

- у детей расширился круг знаний о профессиях, они научились называть профессии людей, познакомились с основными трудовыми действиями и инструментами необходимыми для работы,

- посредством прочтения стихов, загадок, пальчиковых игр был расширен и активизирован словарь по теме;

- дети стали использовать полученные знания в игровой деятельности, правильно применять атрибуты и наряды;

- у детей сформировалось положительное отношение к труду взрослых.

Кроме этого, пополнился среда группы дидактическими играми, атрибутами к сюжетно – ролевым играм.

Перспективы на развитие профориентационной работы :

- продолжать вовлекать родителей в совместную работу по ранней профориентации воспитанников.

Список литературы:

1. Буре Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. – М. : МозаикаСинтез, 2011. – 136 с.

2. «Какие бывают профессии» из серии «Школа семи гномов». Для занятий с детьми от 2 до 3 лет. Автор Д. Денисова.

3. Жаворонкова, П. С. Ранняя профессиональная ориентация дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации / П. С. Жаворонкова, О. Н. Тихоновская, Г. В. Макарова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 1 (38) – с. 11-14.

4. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий : Учебно-методическое пособие. – Балашов: Издательство «Николаев», 2004. – 52 с.

5. Потапова Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях – М. : Сфера, 2005. – 64 с.

6. Шорыгина Т. А. Беседы о профессиях. Метод. Пособие М., 2014 18. Шорыгина Т. А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. М. : Гном, 2013. – 96 с.

Публикации по теме:

Экскурсия как средство ранней профориентации детей старшего дошкольного возрастаЭкскурсия как средство ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Именно.

Фотоотчёт о городском семинаре «Формы работы с дошкольниками по ранней профориентации»Фотоотчёт о городском семинаре «Формы работы с дошкольниками по ранней профориентации» Фотоотчёт о Городском семинаре «Формы работы с дошкольниками по ранней профориентации». 12 января наш детский сад встречал гостей. Представители.

Фотоотчёт о реализации проекта по ранней профориентации «Профессия «Повар»Фотоотчёт о реализации проекта по ранней профориентации «Профессия «Повар» Сегодня 20 октября Всемирный день повара. Наши дети в рамках проекта ранняя профориентация познакомились с профессией "Повар". Цель: Знакомство.

Игровая среда группы по ранней профориентации дошкольниковИгровая среда группы по ранней профориентации дошкольников Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение с взрослыми.

Конспект НОД по ранней профориентации «Когда я вырасту, я стану…»Конспект НОД по ранней профориентации «Когда я вырасту, я стану…» Виды детской деятельности: познавательно – исследовательская, продуктивная, игровая, коммуникативная, чтение художественных произведений.

Конспект НОД по ранней профориентации «Знакомство с профессией Повар» .

Фотоотчет о мероприятиях по ранней профориентации в рамках проекта «Билет в будущее!»Фотоотчет о мероприятиях по ранней профориентации в рамках проекта «Билет в будущее!» Удивительная страна Детство! Можно мечтать о своём будущем, например, кем быть. Свою мечту воплотить в играх: сегодня – дизайнер, завтра.

Фотоотчет о работе с детьми по ранней профориентацииФотоотчет о работе с детьми по ранней профориентации Наши экскурсии. Наша работа с детьми по ранней профориентации. Наши дети совершили увлекательную экскурсию в Сбербанк. Здесь их познакомили.

Отчёт по организации ранней профориентации в средней группеОтчёт по организации ранней профориентации в средней группе Отчёт по организации ранней профориентации (ознакомление с миром профессий) в средней группе «Карамельки», за 2017-2018 учебный год..

Развивающие фетровые книжки по ранней профориентации в работе с детьмиРазвивающие фетровые книжки по ранней профориентации в работе с детьми Сегодня государством поставлена задача – подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное, творческое. В связи с внедрением.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проблемы и перспективы ранней профориентации детей раннего возраста
Опубликовано: 21 декабря 2022 в 06:16
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проблемы и перспективы ранней профориентации детей раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Суслова Марина Сергеевна (УИ 3078812) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД