Ольга Кокшарова
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам народной культуры в условиях детского сада
▼ Скачать +Заказ
Сообщение на педсовете
«Приобщение детей старшего дошкольного возраста
к истокам народной культуры в условиях детского сада»
"Без прошлого нет будущего"- гласит народная пословица. И с этим трудно не согласиться, как трудно не согласиться с неоспоримой истиной, гласившей: "Ты мира не узнаешь, не зная края своего".
Публикация «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам народной культуры в условиях детского сада» размещена в разделах
Любовь к родному краю, знание его истории - основа духовной культуры всего общества. Как отметил Д. С. Лихачё в: "Культура как растение : у неё не только ветви, но и корни. Чрезвычайно важно, чтобы пост начинался именно с корней". А корни, как известно, это - малая Родина, её история, культура, быт, уклад, традиции. У каждого человека, безусловно, есть своя малая Родина, свой заветный и милый сердцу уголок, где человек родился, живёт и трудится. Но так ли много мы, а в особенности подрастающее поколение, знаем о прошлом своего края, о родословной своих семей и т. д. ?
Наверно, не каждый может этим похвастаться. А ведь, чтобы познать самих себя, уважать самих себя - надо знать свои истоки, знать прошлое родного края, гордиться своей причастностью к его истории.
На наш взгляд, воспитание патриотизма не возможно без привития любви к малой Родине и особенно важно, чтобы любовь эта прививалась с детского возраста, чтобы дети знали: кто они, откуда их истоки, какова история земли, на которой они растут.
Актуальность данной темы определяется тем, что в нынешних условиях поиска путей духовного возрождения России важно обращение к народной культуре, концентрация в себе национального характера, воспитание в детях личности, которая сможет в будущем развивать и сохранять народные традиции своего родного края и всей России.
В нашем современном мире, во время развития высочайших информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в единичных экземплярах, люди не проявляют интерес к истории своей деревни, не могут различать народные промыслы.
Опираясь на «Примерную основную общеобразовательную программу дошкольного воспитания «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой педагоги группы составили поэтапную работу по данной теме.
Цель нашей работы: приобщение детей к культуре и традициям родного народа.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
• Создать педагогические условия в ДОУ для приобщения старших дошкольников к истокам русской народной культуры
• Развивать устойчивый интерес к народной культуре;
• Формировать у детей эстетические чувства, художественный вкус, художественно-творческие способности.
• Воспитывать у дошкольников любовь и уважение к традициям своего края и людям труда.
Для эффективной реализации поставленной цели необходимо создать условия :
Знание педагогами истории своего родного края;
Оформление соответствующей развивающей среды (оформление уголка Русская изба, подборка дидактических игр и соответствующей литературы);
Взаимодействие с учреждениями социума (музей русского быта, выездные театры, специалисты ДОУ)
Создание системы работы с детьми и родителями по данной темы.
Что бы дать хорошие знания детям педагоги сами должны знать и разбираться в предмете, поэтому мы совершенствуем свои знания:
Через чтение методической литературы «План – программа по краеведению Н. Н. Ахметовой», «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного воспитания «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Использовали опыт работы заведующего МАДОУ Л. В. Груздевой по теме «Воспитание любви к родному краю у старших дошкольников через создание развивающей среды в группе». Интернет ресурсы.
Основой специально созданной развивающей среды является оборудованная в виде уголка «русская изба», где разместили предметы русского быта, игровой материал, куклы, игрушки, этнографические костюмы, наиболее часто упоминающиеся в русских сказках: чугунки, крынки, лапти, прялку, самовар, домотканые половики. Задача педагогов, создать не «музейную обстановку», а ввести детей в самобытный мир путём его познания через игры, совместную деятельность. Способствовать формированию у детей личностной культуры, приобщить их к богатому культурному наследию русского народа, заложить прочный фундамент в освоении детьми национальной культуры на основе знакомства с жизнью и бытом русского народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями материальной и духовной среды.
На базе музея была продемонстрирована совместная деятельность «Откуда хлеб пришёл» (участие в международном конкурсе). Нам помог накопленный материал для участия в конкурсе. Совместная деятельность была организована в центре Русская изба, что создавало приятную атмосферу старины. Дети узнали, что такое жернова, пытались сами молоть зерно, замешивали тесто. С нетерпением ждали полученного результата – самостоятельно приготовленные пироги. Эта работа была представлена для участия в международном конкурсе. По мнению комиссии, работа была очень хорошая, но методические недоработки не дали возможности занять призовое место.
Работа по приобщению детей к русской культуре проводится на специально организованных занятиях с участием музыкального руководителя, руководителя по физической культуре. Традиционным итогом работы специалистов с детьми являются праздники, досуги и театрализованные представления. Где дети используют весь изученный и накопленный опыт в захватывающей игровой форме с незабываемыми переживаниями и эмоциями. Именно здесь видна связь специалистов друг с другом и с родителями и результативность проведенной работы.
Для формирования у детей эстетических чувств, художественного вкуса, художественно-творческих способностей, используем все виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование) при знакомстве детей с русским бытом и соответствующим ручным трудом, народно – прикладным искусством, народной игрушкой. (Ценность народного искусства определяется еще и тем, что его воздействие на чувства ребенка носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд.)
Мы провели серию занятий по данной теме, где мы могли объединить все образовательные области. Одним из таких занятий был показ непосредственно образовательной деятельности «Знакомство с народной куклой».
Цель: Воспитывать любовь к Родине через изучение традиций народной культуры.
Анализируя НОД, мы увидели, с какой любовью и нежностью дети проникли к тряпичной кукле. Для них она стала родной малышкой, доченькой, сынишкой. Прижимая к себе куклу, дети повторяли образ матери прижавшей к груди ребёнка. Дети способны проникнуться искренней любовью к вещи (игрушке, которая в наше время не представляет никакой материальной ценности – это результат нашей системной, целенаправленной работы.
Взаимодействие с краеведческим музеем г. Соликамска.
Невозможно приобщать детей к народной культуре не окунувшись в неё. В современном мире сохранить быт и традиции родного края смогли лишь музеи, которые создавались для передачи знаний, традиций и культуры нынешнему поколению. Совместно со специалистами ДОУ были организованы поездки в краеведческий музей.
Работа на перспективу:
Совершенствуя работу в данном направлении, мы изменили развивающую среду. Музей «Русская изба» перешёл из статуса статичный в статус мобильный. Теперь у нас есть возможность создавать тематические выставки, используя всё пространство группы. Такие выставки, как «Куклы наших бабушек», «Посуда», «Музей платка» позволяет детям более полно узнать историю возникновения берестяной посуды, что такое – лапти, показать платок во всё м его многообразии: по видам ткани, способам его украшения. В результате у детей обогащаются знания о свойствах предмета, расширяется словарный запас, развивается эстетический вкус.
Результативность работы.
За время работы по данной теме у детей появились знания о музее, о предметах старины и их назначении, о труде взрослых, о процессе изготовления вещей из разных материалов разными инструментами. У них развивается интерес и желание заниматься изобразительной деятельностью, дети знакомятся с произведениями декоративно-прикладного искусства. Старшие дошкольники проявляют интерес к истории, народной культуре, фольклору. В изобразительной деятельности, рассказах отражают интерес к природе родного края. Знают народные сказки, игры, мелодии. Участвует в народных играх и праздниках.
Задачи, которые были поставлены для решения данной проблемы, решить без участия родителей невозможно. Для родителей организованы совместные детьми творческие мероприятия: “Посиделки”.
Это помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей, что формирует положительное отношение друг к другу. Родители стали активными участниками педагогического процесса: они принимают участие в проведение русских народных праздниках, в изготовлении атрибутов в мини-музее “Игрушка своими руками”, участвуют в играх, активно обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях и семинарах.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков.