Брусенская Татьяна
Приобщение детей дошкольного возраста к культурным ценностям России, родного края, малой Родины
▼ Скачать + Заказать документы
«Приобщение детей дошкольного возраста
к культурным ценностям России,
родного края, малой родины».
Подготовила: Брусенская Т.Н.
«Россия, Родина, Родной край», какие дорогие и близкие каждому человеку слова. Как же научить юное поколение любить свою Родину, воспитывать у детей желание беречь и приумножать лучшие традиции своего народа уважать самобытную культуру? Ценность традиций огромна, а их утрата невосполнима.
Публикация «Приобщение детей дошкольного возраста к культурным ценностям России, родного края, малой Родины» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Наша Родина уникальна, красива и богата, и в каждом её уголке, у каждого народа существуют свои традиции, песни, декоративно - прикладное искусство, которые передаются из поколения в поколение. На этом нужно воспитывать, этим надо гордиться и знакомить детей.
Для успешного решения нравственно - духовного воспитания детей дошкольного возраста необходимо следующее:
- создание системной работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры;
- привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс;
-создание предметно-пространственной развивающей среды для дошкольников соответственно возрасту детей;
-установление сотрудничества с другими учреждениями социума.
В нашем детском саду ведется большая работа по приобщению детей к национальной культуре русского народа, традиционной культуре казаков, православию. Ведётся работа по проектам регионального компонента: «Моя малая Родина», «Казачество». Проекты долгосрочные, разработаны для детей дошкольного возраста.
Эта работа интегрируется во всех образовательных областях, во всех видах деятельности ребенка и является решением одной педагогической задачей обучения, и важным шагом в становлении личности ребенка.
В работе по приобщению детей дошкольного возраста к культурным ценностям России и родного края, педагогами детского сада, выделены несколько направлений работы с детьми.
Знакомство с национальной культурой России, малой родины, посредством музеев детского сада.
Знакомство воспитанников с национальной культурой России, жизнью, традициями казачьего населения Ставропольского края начинаем с посещения краеведческого музея детского сада «Истоки Родины».
Музей в нашем дошкольном учреждении создавался постепенно и пополняется по сегодняшний день. Создавался он в тесном сотрудничестве педагогов и родителей.
В музее восстановлены реальные прототипы казачьей горницы и русской деревенской избы. Они оснащены старинными предметами быта, рукоделия. Необходимо отметить, что экспонаты нашего музея только подлинные.
Музей это — познавательный и воспитательный центр, а самое главное, результат творческой, совместной работы воспитателей, детей и родителей.
Немаловажную роль при этом играет создание предметно-развивающей среды. В каждой группе нашего детского сада создан свой мини музей, где дети получают и пополняют знания о колорите русского народа, русской души, о самобытной культуре казачества, где накоплен богатый материал.
Каждый групповой мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Такая форма работы позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью, малую Родину, страну в целом.
Использование народного фольклора.
Педагоги детского сада широко используют в работе по приобщению детей к устному народному творчеству фольклор во всех его проявлениях (сказки, пословицы, поговорки, загадки, песенки, частушки, хороводы и т. д.). Фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Мы даём детям понять, что у каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь.
Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Знакомство с декоративно-прикладным искусством.
Культуру России невозможно представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.
Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. У детей пробуждается и развивается созидательная активность, формируются эстетические чувства и художественный вкус, эстетическая оценка к предметам русского декоративно-прикладного искусства (гжель, хохломская роспись, городецкая роспись, дымковская).
Народная игрушка является частью культуры каждого народа. Значение народной игрушки в жизни современных детей трудно переоценить. Русская народная игрушка сохраняет память о национальных традициях. Куклы («Пеленашка», «Десятиручка», «Колокольчик» и другие) и игрушки (дымковская, каргопольская, филимоновская, богородская игрушка) определенной местности, трепетно хранят и передают уклад, традиции, образ мира, представлений того места России, откуда пошли «корни» ремесла. Игрушка для детей – это самый главный предмет, через который ребенок познает окружающий мир.
Приобщение детей к народной культуре через игру.
Педагогика рассматривает народные детские игры как необходимое содержание воспитания в жизни ребенка. Игра — всегда развлечение, забава и обязательно соревнование, стремление каждого участника выйти победителем. Такие игры являются постоянным спутником в жизни ребенка.
В русских народных, казачьих играх много юмора, задора. Они всегда образны и сопровождаются потешками, считалочками, забавными запевалками.
Можно смело сказать, что такие игры влияют на воспитание характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка.
Таким образом, использование народных, казачьих игр, взятых из сокровищниц нашего народа, позволяет нам решать задачи национального и патриотического воспитания и всестороннего развития ребёнка. Возрождение народных традиций в подвижных играх, состязаниях, обычаях поможет влиять на воспитание психически и физически здорового подрастающего поколения.
Театрализованная деятельность.
Большую роль в приобщении детей к народной культуре играет театрализованная деятельность. Уже с младшего дошкольного возраста через театр дети учатся воспринимать действия героев, окружающий мир. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т. д.) благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем.
Знакомство с народными праздниками и традициями.
Народные праздники помогают детям почувствовать себя частичкой своего народа, узнать о его традициях и обычаях, развивают творческие способности. Эти праздники дают представление о народных верованиях, традиционных обрядах, повседневной жизни русского народа, казаков. Они учат бережному, трепетному отношению к природе, родному краю, своим предкам, истории народа.
Возрождая праздничные народные традиции в детском саду, мы преследуем конкретную цель — приобщить наших воспитанников к истокам русской народной культуры через организацию детских фольклорных праздников, дать возможность каждому ребенку раскрыться и проявить свои таланты. Обряды, отображающие нравственные устои русского народа, закрепляющие чувства верности семье, друзьям, развивающие эстетические чувства детей и содержащие в себе многие другие педагогические элементы, ярко представлены в русских народных и казачьих праздниках.
Привлечение родителей в воспитательно – образовательный процесс детского сада
Привлечение родителей в нашей работе является одной из главных задач нравственно-духовного воспитания детей в нашем детском саду. Повышается педагогическая компетентность родителей в вопросах воспитания у детей культуры семейных традиций.
Сотрудничество с учреждениями социума
Очень важным является сотрудничество с другими учреждениями социума. Наши воспитанники – постоянные гости в музыкальной и художественной школе. Увлекательные и особо познавательные проходят встречи в центральной библиотеке поселка Солнечнодольск. Дети с удовольствием посещают разнообразные кружки и секции в Доме Культуры.
Таким образом, углубленная, комплексная, систематизированная воспитательная работа по приобщению детей дошкольного возраста к культурным ценностям России и родного края имеет положительные результаты. У детей расширяются знания о многообразии народных праздников и традиций; формируются первые представления о культуре своего народа; обогащается словарный запас народным фольклором – дети знают потешки, заклички, пословицы и поговорки, народные сказки и песни; у детей становятся более развиты двигательные навыки, чему способствуют подвижные игры, пляски, хороводы. Также у детей закрепляются представления о морально-нравственных ценностях: доброте, правде, красоте, трудолюбии, храбрости и отваге; становятся более развитыми коммуникативные навыки: уважительное отношение к взрослым, сверстникам и малышам.
Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих надо знать себя, историю и традиции своего народа, других народов. Поэтому самый правильный путь – возрождение забытых национальных ценностей культурного наследия русского народа.