Ирина Кобец
Применение в работе педагогов современных педагогических и информационных образовательных технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачёв).
Публикация «Применение в работе педагогов современных педагогических и информационных образовательных технологий» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУ осуществляется на основе современных образовательных технологий. К числу современных образовательных технологий, которые я использую в работе с детьми, можно отнести:
-здоровьесберегающие технологии;
-технологии проектной деятельности;
-технология исследовательской деятельности;
-информационно-коммуникационные технологии;
-личностно-ориентированные технологии;
-технология «Портфолио дошкольника и воспитателя»;
Здоровьесберегающие технологии
Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. Взрослые всегда несут ответственность за то, что происходит с детьми, находящимися под их опекой. Это касается и детского здоровья. Именно в детском саду, под "присмотром" воспитателей дети проводят значительную часть времени, и не помогать им сохранить здоровье было бы проявлением бездушия и непрофессионализма. Так мы – педагоги, в нашем ДОУ разработали и успешно применяем систему здоровьесбережения воспитанников, которая содержит в себе следующие направления:
-направление – комплексная диагностика и исследование состояния здоровья детей специалистами: осмотр детей медицинским персоналом ДОУ;
осмотр детей специалистами детской поликлиники; диагностика речевого и внеречевого дыхания логопедом ДОУ; выявление нарушений двигательной активности, координации движений в беседах с родителями и в ООД в детском саду; диагностирование общей физической подготовки детей в начале и в конце года по нормативам.
-направление включает в себя рациональную организацию двигательной деятельности детей: утренняя гимнастика; физкультурная ООД (традиционная, тренировочная, ООД-соревнования, интегрированная с другими видами деятельности, праздники и развлечения);
ритмика; гимнастика после сна;
ежедневный режим прогулок; создание необходимой развивающей среды (спортивный уголок); строгое соблюдение двигательного режима и режима дня; проведение физкультминуток, игр с движениями в свободной деятельности; музыкальная ООД; ООД по формированию здорового образа жизни.
-направление определяет систему эффективного закаливания по ступеням: от щадящего до более интенсивных воздействий, с учетом индивидуальных особенностей детей. При этом используется комплекс процедур: босохождение; умывание; ходьба босиком по «дорожкам здоровья» (закаливание, элементы рефлексотерапии, профилактика плоскостопия); воздушные ванны в облегченной одежде; гимнастика на свежем воздухе в теплый период года.
-направление связано с осуществлением лечебно – профилактической работы. В его рамках проводится следующие мероприятия: постоянный контроль осанки; контроль дыхания в ООД по физическому воспитанию;
подбор мебели в соответствии с ростом детей; сбалансированное питание;
вакцинация против гриппа; потребление фитонцидов (чеснока и лука);
употребление соков, овощей, фруктов; массаж.
- направлением является использование практически апробированных и разрешенных методик нетрадиционного оздоровления детей: пальчиковая и артикуляционная гимнастика, рекомендованная для использования в ДОУ; дыхательная гимнастика; игровой массаж.
Так, например, особое внимание в режиме дня уделяю проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Закаливающие мероприятия, как важная составная часть физической культуры, содействует созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни. Используемая система закаливаний предусматривает разнообразные формы и методы, а также изменения в связи с временами года, возрастом и индивидуальными особенностями состояния здоровья детей.
Подвижная игра занимает особое место в развитии ребёнка-дошкольника. Она способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляет возможность развивать познавательный интерес, формирует умение ориентироваться в окружающей действительности, что так важно для приобретения ребёнком жизненного опыта. Утренняя гимнастика проводится ежедневно до завтрака, в течение 10–12 минут на воздухе или в помещении (в зависимости от погодных условий). В перерывах между занятиям провожу двигательную разминку. Её цель – предотвратить развитие утомления у детей, снять эмоциональное напряжение в процессе занятий с умственной нагрузкой, что способствует более быстрому восприятию программного материала. С целью предупреждения утомления в ООД, связанных с длительным сидением в однообразной позе, требующих сосредоточенного внимания и поддержания умственной работоспособности детей на хорошем уровне, провожу физкультминутки. Физкультминутки повышают общий тонус, моторику, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, развивают внимание и память, создают положительный эмоциональный настрой и снимают психоэмоциональное напряжение. Наряду с различными оздоровительными мероприятиями провожу и гимнастика после дневного сна, которая помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы.
Технологии проектной деятельности
Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. Именно проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стала технология проектирования. Проектирование полезно не только детям, но и самим педагогам, так как даёт возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнёром детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания нескучным и чрезмерно назидательным. Поэтому, на мой взгляд, проектирование доступно и гармонично вливается в образовательный процесс ДОУ.
Проектная деятельность осуществляется в пространстве возможностей, где нет чётких заданных норм. В этом случае и педагог, и ребёнок попадает в ситуацию неопределённости. Проектирование ориентировано на исследование как можно большего числа заложенных в ситуации возможностей, а не на прохождение заранее заданного (и известного педагогу) пути.
Педагог должен организовать проблемную ситуацию для детей, но не должен предлагать свои варианты решения задачи. Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.
Так, детьми моей группы участвовали в долгосрочном поисково-исследовательском проекте «Весёлый огород», он направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях, на то, как ухаживать за растениями, на осознание значимости овощей в жизнедеятельности человека. Вся работа по проекту проходила в соответствии с требованиями, предусмотренными программой.
Технологии исследовательской деятельности
Термин «экспериментирование» понимается как особый способ духовно-практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. В образовательном процессе дошкольного учреждения учебное экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т. д. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др., стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т. п. Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. Создание условий для детского экспериментирования позволяет педагогу естественно создать атмосферу творческого единодушия, рождающую радость создания нового, где каждый ребенок может найти себе дело по силам, интересам и способностям. Творчество есть пространство свободы, поэтому творческая экспериментальная работа всегда свободна в том плане, что ребенок самореализует себя. Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде группы (например, приобретение опыта работы с магнитами, различных способов измерения предметов и др.). В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет, пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т. п. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате. Организация самостоятельной экспериментальной деятельности ребенка, обеспечивающей его развитие, возможно при выполнении педагогом двух важных условий : стать реальным участником совместного поиска, а не только его руководителем, включиться в реальный, фактически осуществляемый ребенком эксперимент. Таким образом, ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы (физическими явлениями и законами) занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка. Включая его в процесс поиска причины того или иного физического явления, мы создаем предпосылки формирования у него новых практических и умственных действий.
Информационно-коммуникативные технологии
Все мы знаем, что компьютер входит в жизнь ребенка с ранних лет, оказывая как положительное, так и отрицательное влияние на формирование его личности. По силе воздействия на детскую психику современные информационные технологии несравнимы с другими средствами.
Все чаще педагоги дошкольных учреждений стали указывать как основное достижение – использование ИКТ в работе с детьми. И я не исключение. Самостоятельно освоив работу на компьютере, я применяю свои умения и в работе с дошкольниками. Но передо мной, как и перед многими педагогами стоит вопрос. Как правильно поступить? Использовать или не использовать ИКТ в детском саду?
Информационно-коммуникационные технологии в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. С одной стороны, президент поставил перед каждым учреждением РФ задачу: иметь собственное электронное представительство в Интернете, с другой стороны – существует реальная угроза здоровью, возникающая при раннем приучении малышей к компьютеру. Прежде всего, необходимо четко понимать, что такое ИКТ и в какой конкретно работе в ДОУ они необходимы.
Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий : информационными и коммуникационными.
«Информационная технология – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда». На современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии).
Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен). В этих коммуникациях компьютер занимает свое место. Он обеспечивает, комфортное, индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации. Соединяя информационные и коммуникационные технологии, проецируя их на образовательную практику необходимо отметить, что основной задачей, которая стоит перед их внедрением является адаптация человека к жизни в информационном обществе. Главной целью внедрения информационных технологий является создание единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники учебно-воспитательного процесса: администрация, педагоги, воспитанники и их родители.
Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.
Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.
Свои навыки я применяю в работе :
- с детьми
- с родителями
- с коллегами
- в методической, экспериментальной, инновационной деятельности.
Прежде всего, я хочу сказать, что не использую непосредственную работу детей на ПК. Я считаю, что в дошкольном возрасте это не является первоочередной задачей. Гораздо важнее для меня работа по созданию единого творческого пространства в рамках взаимодействия с семьями воспитанников в направлении решения задач развития ребенка в современном информационном обществе. Важно стать и для ребенка, и для родителей проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных игр и сформировать основы информационной культуры личности ребенка. В своей работе использую следующие формы ИКТ:
-подбор иллюстративного материала к занятиям, оформлению родительских уголков, группы, информационного материала для оформления стендов, папок-передвижек, (сканирование, Интернет; принтер, презентация);
-подбор дополнительного познавательного материала к занятиям (энциклопедии);
-оформление групповой документации (списки детей, сведения о родителях, диагностику развития детей, планирование, мониторинг выполнения программы и т. п., отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения;
-создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний. Причем презентация может стать своеобразным планом занятия или мероприятия, его логической структурой, т. е. может быть использована на любом этапе занятия.
-использование Интернета в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении;
-обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов.
-оформление буклетов, электронного портфолио группы, материалов по различным направлениям деятельности. Также, на мой взгляд, педагоги должны знать требования ФГОС, регламентирующие профессиональную педагогическую деятельность в условиях ИКТ - насыщенной среды, соответствующие санитарные правила и нормы (СанПиН).
Личностно-ориентированные технологии
Основная и очень ответственная задача ДОУ - раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Раскрытие индивидуальности каждого ребенка в процессе обучения обеспечивает построение личностно-ориентированного образования в современной учебных учреждениях.
Цель личностно-ориентированного подхода – развивать ребенка, а это означает: обучать, воспитывать и обеспечивать психолого-педагогическую поддержку.
Таким образом, главным в своей работе считаю научить детей следующим важным умениям: самостоятельно приобретать новые знания; принимать самостоятельные решения; творчески мыслить; планировать свою деятельность, прогнозировать, оценивать её, делать выводы (побуждаю высказывать своё мнение, задаю вопросы: Что понравилось (не, почему? Что запомнилось? Чтобы ты хотел рассказать дома? Что было легко (трудно, почему); понимать и принимать свою ответственность, умение отстоять свою точку зрения; коммуникативным навыкам со сверстниками, взрослыми.
Воспитательно-образовательную работу строю, исходя из следующих принципов:
вариативность (позволяю сделать ребёнку собственный выбор на основе своих интересов и возможностей за счёт использования различных форм работы, заданий, материалов);
открытость (ребёнок и взрослый – социальные партнёры);
гибкость (изменяю ход деятельности, наблюдая за детьми).
Таким образом, каждый педагог вносит в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное. Индивидуальность педагогическая определяется уровнем осмысления содержания программы, оснащением педагогического процесса, условиями в которых находятся дети. Поэтому и считается, что каждая конкретная технология считается авторской.
Технология «Портфолио дошкольника»
Современное дошкольное образование ориентирует на утверждение личностного начала ребенка. Личностно-ориентированная модель ставит в центр внимания ребенка с его индивидуальными и возрастными особенностями развития. У ребенка есть право на личные достижения, собственную оценку своего мировосприятия.
Необходима мотивация ребенка на успех. Для практического решения этой важной задачи можно применить в работе технологию - портфолио дошкольника. Портфолио является важным элементом практико-ориентированного деятельностного подхода в образовании. Эта технология помогает делать образовательный процесс эффективным, происходит интеграция количественных и качественных изменений, также эта технология направлена на сотрудничество: воспитателя и дошкольника, педагога и родителей.
Портфолио - это способ фиксирования, накопления и оценки достижений за определенный период. Создание портфолио позволяет сблизить всех его участников: родителей, педагога, ребёнка. Это своеобразный отчёт определённого жизненного пути маленького человечка. Работа над созданием портфолио – это продвижение вперёд, это стимул к чему-то более важному и значимому.
Технология «Портфолио педагога»
Портфолио – одна из технологий профессионального развития педагогов, способствующая отходу от формального «накопления» материала. Данный вид деятельности способствует развитию умений планировать свое развитие, анализировать собранную информацию. Эта технология решает задачи по развитию мотивации педагогов к самостоятельному исследованию, способствует пробуждению у них интереса к организации обозначенного вида деятельности в личной педагогической практике, видеть собственные изменения в работе и устанавливать связи между «предыдущим знанием» и «новым знанием». Принципы формирования и ведения «портфолио» :
-непрерывность (постоянное систематичное и последовательное пополнение портфолио);
-диагностике – прогностическая направленность (отражение состояния профессионального роста, наличие параметров оценки профессиональной деятельности);
-интеракция (обеспечение эффективной обратной связи с субъектами образовательного пространства);
-научность (обоснование целесообразности построения портфолио на основе компетентностного, деятельностного и системного подходов);
-индивидуально-дифференцированная направленность (оценка уровня профессионализма в соответствии с требованиями результативности деятельности воспитателя ДОУ).
Критерии оценки результативности «портфолио» и планируемые результаты его применения. Функция оценки достижений педагога, безусловно, на мой взгляд, важна. Поэтому портфолио имеет и стимулирующую функцию. Образовательное учреждение – это социотехническая система (профессиональный социум, поэтому человеческий фактор играет в ней огромное значение. Для реализации намеченных целей и планов недостаточно создания хорошей структуры, нужно заинтересовать работников в достижении цели. Педагоги хотят и должны знать, каких результатов они достигают своей работой. Портфолио позволяет накапливать достижения педагога в течение нескольких лет, наглядно представить положительные аспекты его деятельности, таким образом, стимулируя к дальнейшему развитию. Портфолио педагога также является информационным источником для представления педагогов при их аттестации, участия в различных конкурсах и т. п. В приложении к «портфолио» помещаем следующие материалы:
-автобиография, показывающая раннее проявление склонности к данной профессии (если таковое было);
-материалы выступлений на педсоветах, семинарах, конференциях;
-публикации, если таковые имеются; если их много или они объёмные, достаточно перечислить их с указанием изданий, а два-три небольшого объёма внести в портфолио;
-разработки ООД
-копии дипломов, грамот, сертификатов, полученных педагогом и его воспитанниками;
пояснения педагога к составленному портфолио.
Таким образом, портфолио воспитателя – способ фиксирования, накопления материалов, демонстрирующих, во-первых, уровень профессионализма педагога и умение решать задачи своей профессиональной деятельности, который демонстрирует, в свою очередь, уровень подготовленности педагога, уровень его активности как на работе, так и в общественной жизни образовательного учреждения, города и т. д. Во-вторых, систематизация педагогом личных достижений в той или иной сфере деятельности. В связи с чем, деятельность для педагога должна быть актуальной, известной ему, личностно принятой, а само портфолио может носить тематическую или проблемную направленность. В-третьих, деятельность по оформлению портфолио должна быть заранее спланированной, продуманной и осмысленной (осознание конечного результата и определение того, для чего осуществляется данная деятельность, планирование системы действий по организации работы над портфолио, определение вспомогательных материалов, итоговой формы предоставления защиты портфолио и т. д