светлана соловьева
Применение нетрадиционных техник рисования в работе с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно – развивающая работа с детьми ОВЗ в специальной (коррекционной) начальной школе осуществляется во всех видах деятельности. Используется комплекс различных коррекционных методик, среди которых важное место занимают арт – технологии. Арт-технологии – способы решения задач или проблем с помощью искусства. Использование арт – технологий способствует развитию зрительно – пространственного восприятия, зрительно – двигательной координации, мелкой моторики, речи, эмоционально – волевой сферы. Нарушения речи сказываются на формировании у детей интеллектуальной, сенсорной и волевой сфер, а из-за несовершенства моторики наблюдается несформированная техника рисования.
Публикация «Применение нетрадиционных техник рисования в работе с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Методические разработки
- Темочки
Изобразительная деятельность — это одна из ведущих техник арт – технологий. Это мощное средство самовыражения, облегчающее путь для проявления чувств, которое позволяет максимально реализовать творческие способности, помогает развивать познавательный интерес и развитие коммуникативных навыков у детей, а также вызывает положительные эмоции, создающие необходимый фон для успешного усвоения знаний, и способствуют формированию речевой активности у детей.
Дети получают возможность упражняться в создании прекрасного, учатся соотносить речь с действием. Все этапы изобразительной деятельности сопровождаются речью. В процессе продуктивной деятельности предусмотрены условия для осуществления тесной связи слова с действием.
Совместная деятельность ребенка и педагога, увлеченность общим делом способствует речевому развитию и через межличностные отношения.
Дети учатся корректному общению, бережному отношению со сверстниками. Вместе с тем происходит более глубокое познание себя, собственного мира (мыслей, чувств, желаний).
Главная цель педагога – получить доверие ребенка, вовлечь его в коллективную коммуникативно – познавательную деятельность, средствами искусства, учитывая воздействие на каждого ребенка. В работе с детьми необходимо учитывать индивидуальные особенности развития каждого ребенка: у одного могут быть проблемы с речью, у других – эмоциональная «зажатость», у третьих – отстраненность от коллектива, у некоторых агрессивность поведения и прочее. В основу использования разнообразных нетрадиционных техник положена идея обучения без принуждения, основанная на достижении успеха и проводится в совместной деятельности педагога с детьми. Важно, что используется не только привычный набор изобразительных средств и материалов: гуашь, акварель, цветные, простые карандаши, пластилин, цветная бумага и т. д., но и, в большей степени, нетрадиционные материалы и способы их использования, которые позволяют ребенку включиться в процесс с большим интересом.
Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. У них развивается познавательный интерес, они начинают задавать вопросы к педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словарного запаса. Детям предоставляется возможность экспериментировать; они задают вопросы педагогу, друг другу; обогащается и активизируется их словарный запас, развивается диалогическая речь.
Как правило, каждый создает свой рисунок или изображение. Но особое удовольствие доставляет создание коллективных работ. В процессе коллективного выполнения задания обеспечиваются условия для развития умений договариваться, уступать, вносить собственный вклад в общее дело, проявлять инициативу, отстаивать собственное пространство. По завершении происходит процесс совместного любования общим продуктом. Положительные переживания объединяют детей.
Создавая ситуацию успеха для каждого ребенка, мы корректируем его эмоционально-волевую сферу, что также положительно оказывается на динамике речевого развития. Кроме того, совместная деятельность, увлеченность общим делом способствует речевому развитию ребенка и через межличностное взаимодействие.
Существуют некоторые условия выбора техники и приемов работы, от которых зависит успешность достижения поставленных задач арт-педагогического процесса,
Создавая ситуацию успеха для каждого ребенка, мы корректируем его эмоционально-волевую сферу, что также положительно оказывается на динамике речевого развития. Кроме того, совместная деятельность, увлеченность общим делом способствует речевому развитию ребенка и через межличностное взаимодействие.
Существуют некоторые условия выбора техники и приемов работы, от которых зависит успешность достижения поставленных задач арт-педагогического процесса.