Зоя Михайлова
Преемственность дошкольного и начального образования в условиях ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель дошкольной группы
МБОУ Кучуковской СОШ Михайлова З. Д.
«Преемственность дошкольного и начального образования
в условиях ФГОС»
2018-2019 учебный год
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка, т. е. от развития умственных способностей ребёнка.
Публикация «Преемственность дошкольного и начального образования в условиях ФГОС» размещена в разделах
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Задача ФГОС – учить детей самостоятельно учиться.
Осуществление преемственности в работе детского сада и школы заключается в том, чтобы развить у дошкольника готовность к восприятию нового образа жизни, нового режима, развить эмоционально-волевые и интеллектуальные способности ребенка, которые дадут ему возможность овладеть широкой познавательной программой, т. е. развить 3 сферы: личностную, интеллектуальную и физическую.
В условиях ФГТ и ФГОС результаты освоения программы дошкольного и начального образования находятся в преемственной связи и подразделяются в свою очередь на предметные, метапредметные и личностные.
Дошкольное образование Начальное образование
1 Знания, умения, навыки по образовательным областям и в процессе овладения разными видами деятельности. Предметные результаты
(знания, умения, навыки).
2 Универсальные предпосылки учебной деятельности: умение слушать и слышать, доводить начатое до конца, воспринимать критику и др. Метапредметные результаты (школьно – значимые функции) : мелкая моторика, слуховое и зрительное восприятие, умение договариваться, ставить цель и др.
3 Характеристики мотивационного развития (желание учиться, идти в школу). Эмоционально волевое развитие, морально – нравственное (терпеть, поступать не как я хочу). Личностные результаты: потеря детской непосредственности, формирование адекватного поведения, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, развитие навыков сотрудничества…
Одной из важнейших задач, требующих комплексного решения, является создание единого образовательного процесса, связывающего дошкольные и школьные годы. Начальная школа сотрудничает с детским садом. Ежегодно проводим экологические акции «Кормушка», «Скворечник» (школьники их делают вместе с родителями, дошкольники ходят на экскурсию в школу, где школьники показывают сказки, презентации о природе, проводим викторины.
Мы стараемся достичь высоких результатов и в спортивной деятельности. Часто проводим спортивные соревнования по лыжам, лёгкой атлетике. И стараемся воспитывать гордость за своих воспитанников, прививать любовь к спорту. Ежегодно принимаем участие во всероссийском дне бега «Кросс наций», проводим «День защиты детей», «Весёлые старты», «Быстрый лыжник» и «День здоровья».
Посещение музея «Удмуртского быта» позволяет решать вопрос и патриотического воспитания детей.
Методическая работа осуществляется через проведение семинаров, бесед, методических встреч для педагогов школы и детского сада по темам:
1. Адаптация учащихся 1-ых классов к обучению в школе.
2. Психологическая готовность ребёнка к школе.
Проводятся взаимопосещения упроков в первом классе школы и открытых занятий в подготовительной группе. На занятиях в детских садах присутствуют учителя, набирающие детей в1 класс в следующем учебном году. После занятий педагоги имеют возможность совместно обсудить насущные проблемы и скорректировать свою деятельность, что даёт возможность совершенствовать методы обучения детей.
Традиционной формой знакомства будущих первоклассников со школой являются различные мероприяия и праздники. Поздравление первоклассников первого сентября на торжественной линейке.
Одной из традиций стало участие на мероприятиях, посвящённых ко Дню родного языка. Также активно учавствовали на Респуликанском конкурсе «Мудорвай» («Росточек») и на межрегиональном этнокультурном форуме.
Беседы и встречи с учащимися школы, которые посещали детский сад – всё это вызывает у ребятишек желание пойти в школу, интерес, убирает страх и вселяет уверенность в своих силах. Данные ежегодно проводимого мониторинга показывают, что выпускники ДОУ показывают высокий и средний уровень адаптации к школе, а дезадаптированных детей нет.
Начальная школа призвана помочь учащимся в полной мере проявлять свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал. Успешность реализации этой задачи во многом зависит от сформированности у детей познавательных интересов в детском саду. Интерес ребёнка дошкольного возраста – это его память, внимание, мышление. Развитие познавательного интереса ребенка в детском саду решается средствами занимательности, игры, создания нестандартных ситуаций на занятиях. Ребенка в детском саду необходимо научить размышлять, объяснять получаемые результаты, сравнивать, высказывать предположения, проверять, правильны ли они, наблюдать, обобщать и делать выводы. Размышление одного ребенка способствует развитию этого умения у других.
У дошкольников необходимо сформировать такие элементы учебной деятельности как:
- способность действовать по образцу;
- умение слушать и выполнять инструкцию;
- умение работать сосредоточенно и выполнять задание до конца;
- умение задавать и отвечать на вопросы;
- умение оценивать как свою работу, так и работу других детей.
Тем самым у детей формируется психологическая готовность к школьному обучению.
Подготовка детей к школе – задача комплексная, многогранная и охватывает все сферы жизни ребенка.
Наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.
В этом заключается деятельностный подход (сознание формируется в деятельности, который лежит в основе государственных образовательных стандартов. Через действие начинается понимание.
Интегративные качества ребёнка-дошкольника, которые обозначены в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, можно обозначить как Портрет выпускника ДОУ.
Портрет выпускника ДОУ в соответствует следующим требованиям:
- физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества…;
- любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире…
- эмоционально отзывчивый…
овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками…
- способный управлять своим поведением и планировать свои действия…
- способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту…
- имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе…
-овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
- овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
ФГОС ориентирован на становление личностных характеристик выпускника «Портрет выпускника начальной школы» :
-любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
-готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
-доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
По определению Д. Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая «детством». Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя – педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности.
Закончить своё выступление хочу словами В. А. Сухомлинского:
«…Школа не должна вносить резкой перемены в жизнь детей.
Пусть, став учеником, ребёнок продолжает делать сегодня то, что делал вчера…
Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений…»
Литература:
1. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика-Синтез, 2010. – 304 с.
2. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 4-е изд., испр. И доп. – М. : Мозаика-Синтез, 2010.– 232с.
3. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования //http : //do.isiorao.ru
4. Слепцова И. Ф. Основы личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми дошкольного возраста : теория и практика // Дошкольное воспитание. – 2007 - № 3 – с. 74-80.
5. Сухомлинский В. А. «Сердце отдаю детям»