Эльвира Каюмова
Проектная деятельность дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
При организации проектной деятельности стоит учитывать то, что в дошкольном возрасте замысел ребёнка, опережает его технические возможности. В связи с этим взрослые, в первую очередь родители должны оказывать помощь дошкольнику при реализации замысла. Совместная деятельность позволяет детям и родителям лучше понять друг друга, установить доверительные отношения.
При организации проектной деятельности в детском саду педагоги могут столкнуться со следующими проблемами.
Публикация «Проектная деятельность дошкольников» размещена в разделах
• Несоответствие между традиционной формой организации образовательного процесса и характером проектной деятельности.
• Не различение субъектной и объектной позиции ребенка т. е. педагог должен организовывать проблемную ситуацию для детей. Но не должен предлагать свои варианты решения задачи, иначе ребёнок окажется в объективной позиции. В проектной деятельности под субъективностью подразумевается выражение инициативы и проявление самостоятельной активности. При этом субъективность ребёнка может проявляться по-разному.
• Необходимость формирования субъективной позиции педагога т. е. педагог должен сначала выяснить, как ребёнок видит эту позицию, а затем оказать помощь при реализации замысла.
Выделяют три основных вида проектной деятельности : творческую, исследовательскую и нормативную – каждый из которых обладает своими особенностями, структурой и характерными этапами реализации. А теперь более подробно рассмотрим виды проектной деятельности.
• Исследовательские проекты чаще всего носят индивидуальный характер и способствуют вовлечению ближайшего окружения ребенка (родителей, друзей, братьев, сестёр) в сферу его интересов.
Первый этап: создание ситуации, в ходе которой ребёнок самостоятельно приходит к формулировке исследовательской задачи.
• Второй этап: оформление проекта. Родители помогают дошкольнику, но организатором является ребенок, поэтому взрослые выполняют вспомогательную функцию, следуя его замыслу и наблюдая за тем, чтобы он полноценно реализовывал свои каждый этап.
Первая страница проекта посвящается формулировке основного вопроса исследования и, как правило, представляет собой красочный заголовок: родители пишут заголовок, а ребенок украшает страницу.
Вторая страница раскрывает важность поставленного вопроса, с точки зрения ребёнка, сверстников, родителей и знакомых. Ребёнок самостоятельно проводит опрос и рисует иллюстрации, изображающие содержание ответов. Важно, чтобы в проекте было представлено несколько точек зрений и одна из должна принадлежать ребенку.
Третья страница посвящена выбору наиболее правильного ответа, с точки зрения ребёнка.
Четвертая страница посвящена возможным способам проверки предложенного ребенком ответа.
Пятая страница изображается результат проверки правильности ответа.
Шестая страница где можно применить проект.
• Третий этап – защита проекта.
• Четвертый этап педагог организует выставку проектов.
В процессе работы над исследовательскими проектами обогащаются знания детей. Дошкольники начинают добывать их самостоятельно. Привлекая все доступные средства.
Творческие проекты создается новый творческий продукт.
• На первом этапе проводится подготовительная работа.
• Второй этап определяются мотивы участия детей в предстоящей деятельности.
• Третий этап дети высказывают свои идей реализации проекта
• Четвертый этап дети зарисовывают свои идеи.
• Пятый этап дети демонстрируют свои работы сверстникам и рассказывают о своих рисунках, отвечают на вопрос воспитателя и ровесников.
• Шестой этап информирование родителей.
• Седьмой этап педагог совместно с детьми организует работу по реализации проекта.
• Восьмой этап педагог продумывает, как представить полученный продукт.
• Девятый этап презентация продукта творческого проекта.
Творческая проектная деятельность важна тем, что отражает интересы ребенка.
Нормативная проектная деятельность.
Такие проекты являются очень важным направлением в педагогической деятельности, поскольку они развивают позитивную социализацию детей.
Нормативные ситуации, сопровождающие жизнь ребёнка, можно разделить на три группы:
a. Запрещающие
b. Позитивно нормирующие
c. Поддерживающие инициативу дошкольника, приводящие к созданию новой нормы – нормотворческие.
• Первый этап воспитатель выявляет такие ситуации, которые, достаточно часто повторяются, характеризуются нежелательными формами поведения детей.
• Второй этап педагог инициирует обсуждение вариантов поведения в той или иной ситуации и тех нежелательных последствий, которые могут возникнуть
• Трети этап педагог просит детей изобразить нежелательные последствия неприемлемого поведения.
• На четвертом этапе педагог просит детей по очереди рассказать о своих рисунках и последствиях, к которым может привести обсуждаемая ситуация.
• На пятом этапе педагог предлагает детям подумать над тем, как нужно себя вести, чтобы избежать нежелательных последствии.
• Шестой этап педагог просит детей зарисовать это правило так, чтобы оно было понятно всем.
• Седьмой этап дети объясняют, что они нарисовали.
• Восьмой этап связан с выполнением «знака» правила всеми детьми и включением его в книгу правил.
Понятно, что подобный проект не снимает раз и навсегда конфликтные ситуации в группе.
Именно поэтому существует книга правил, к которой дети обращаются самостоятельно.