ирина мамаева
Преимущества дидактической системы Ф. Фребеля в работе с детьми младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ФГОС ДОО требует, чтобы воспитательно - образовательный процесс в детском саду был построен в соответствии с возрастом воспитанников. В связи с этим акцент делается на игровом обучении. Детство невозможно представить без игры. В свободной игровой деятельности зарождается воля ребенка, развивается его речь и интеллект.
Знакомство ребенка с окружающим миром происходит через манипулирование с его объектами. Однако практика последних лет показывает, насколько сложнее стало удерживать устойчивый интерес ребенка к познавательно – игровой деятельности. Виной тому технический прогресс, который предлагает детям большой выбор компьютерных игр и приложений на смартфоны, в которые с радостью дают им поиграть родители.
Публикация «Преимущества дидактической системы Ф, Фребеля в работе с детьми младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Средняя группа
- Фрёбель. Дары Фребеля
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2022
Несмотря на это современные дошкольники, как и дети предыдущих поколений, все же любят играть, но отдают свое предпочтение играм с современными конструкторами и различным головоломкам. Основной компетенцией современного педагога является умение дать игре правильное направление и постепенно развивать посредством игры все, что у ребенка заложено природой. Одним из эффективных средств при этом является игровой набор «Дары Фребеля».
Автор пособия, Фридрих Фребель, рассматривал игру и ручной труд в качестве важнейших средств, стимулирующих развитие природных задатков ребенка, его индивидуальности и вероятных способностей.
Игровой набор «Дары Фребеля» таит в себе огромнейший потенциал и развивающие возможности. С его помощью можно существенно обогатить повседневные игры ребенка, ставшие для него традиционными. Изначально автор изобрел всего 6 «даров», сегодня набор пополнен еще 8 модулями и входит в один из блоков современной технологии STEM.
Представим личный опыт работы в данном направлении.
В своей работе мы используем :
Дар 1. Текстильные мячики. С их помощью дети учатся различать форму, цвет и движение. Эта ранняя физическая активность улучшает координацию глазных мышц и общего моторного контроля.
Дар 7. Цветные фигуры. Этот модуль дает возможность применить в работе с детьми творческие задания. Дети с интересом составляют фигуры по карточкам – образцам. Кроме того, цветные фигурки мы применяем и в качестве заплаток на рабочих листах с изображениями сказочных персонажей, и для выкладывания рядов на графомоторных дорожках.
Дар 8. Деревянные палочки – важный элемент для развития логического мышления. Из нескольких палочек можно легко составить двумерную проекцию геометрических фигур – квадрат, прямоугольник. Благодаря разной длине палочек есть возможность создавать изображения различных предметов, опираясь на образцы.
Дар 11. Цветные тела. Как известно, одно из любимых дел любого малыша – собирание бусин. А если мы усложним задание, предложив собрать веселую гусеницу, но обозначив очередность фигур, то увеличим количество решаемых образовательных задач.
Дар 12. Мозаика и шнуровка. Игры с мозаикой – не только любимое занятие дошкольника, но еще и весьма полезное. Такого рода деятельность стимулирует развитие мелкой моторики, образного мышления, воображения, цветового восприятия, представления о форме, величине, ориентировке на плоскости, обогащает тактильные ощущения, формирует умение анализировать изображение итд.
Резюмируя все вышеизложенное, хочется отметить, что результат внедрения в практику работы с детьми младшего дошкольного возраста игрового набора «Дары Фребеля» не заставил себя долго ждать. Уже после первого года применения мы увидели, насколько благоприятно он воздействует на:
• формирование социально - коммуникативных навыков дошкольников;
• развитие сенсорной сферы;
• уровень развития мелкой моторики пальцев рук;
• формирование исследовательских навыков и конструктивных умений;
• качество освоения элементарными математическими представлениями;
• развитие логического мышления.
Хочется сделать акцент на том, что данный дидактический материал является универсальным и может применяться в разнообразных видах деятельности. С его помощью в рамках той или иной игровой ситуации малыши с легкостью осваивают сложные понятия, среди которых названия геометрических фигур и тел, понятия «один — много», пространственные отношения. Кроме того, применение «Даров Фребеля» активизирует детскую инициативу и самостоятельность, благодаря чему он становится еще актуальнее в условиях действия ФГОС ДО. Безусловно, многое зависит и от профессионализма педагога, его фантазии и творческого начала. Придумывайте, ищите, творите – и вы станете свидетелями зарождения новых талантливых и креативных членов нашего общества!