Ирина Абраменко
«Преданья старины глубокой»
▼ Скачать + Заказать документы
«Преданья старины глубокой»
образовательная область «Социализация»
в интеграции с образовательными областями: коммуникация, художественная литература, здоровье, музыка, познание
Цель:
Знакомство с русскими народными традициями и народным фольклором
Задачи:
Коррекционно-образовательные.
Обобщить сведения детей о русских народных традициях (зимние посиделки).
Коррекционно-развивающие.
Развивать интерес к событиям прошлого, умение ритмично двигаться под музыку.
Воспитательные
Воспитывать интерес к прошлому своей страны и ее культуре.
Оборудование:
Публикация «„Преданья старины глубокой“» размещена в разделах
Уголок русской избы (стол, кухонная утварь, скамейки для детей, музыкальные инструменты, стол для рукоделия (вышивка, веревочки, клубки ниток)
Народные костюмы для детей, взрослых, костюм козла;
4 полена, 1 веревка
Предварительная работа :
В рамках реализации проекта «Зима. Зимние забавы» дети знакомились с убранством русской избы, народными играми, песенками, чтение художественной литературы (К. Д. Ушинский «Проказы старухи зимы», В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович», р. н. с. «Мороз Васильевич», рассматривали зимние пейзажи, проводили опыты с водой снегом, изготовливали ледяные игрушки.
Словарная работа
Посиделки, амбарчик, жито
Ход деятельности
Орг. момент
Под русскую народную музыку логопед с детьми проходят в зал.
Логопед.
Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его - всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый год!
Дети. Декабрь
Хозяйка с крыльца своей избы говорит:
Красны девицы, да добры молодцы
Собирайтесь, наряжайтесь,
На гулянье отправляйтесь!
Логопед
Дети, вы согласны пойти на гулянье?
Дети высказывают свои предложения
Мотивационно-ориентировочный этап
Логопед и дети выполняют имитацию ходьбы по глубокому снегу,
Упражнение (речь с движением) «Мороз»
1. Ой, мороз, мороз, мороз!
Снегом ветки все занес!
А мы не боимся,
А мы веселимся!
2. Ой, мороз, мороз, мороз!
Он хватает нас за нос
А мы не боимся,
А мы веселимся!
3. Ой, мороз, мороз, мороз!
Щиплет щеки он до слез
А мы не боимся,
А мы веселимся!
4. Ой, мороз, мороз, мороз!
Щиплет уши нам до слез
А мы не боимся,
А мы веселимся!
Заходят к Хозяйке, здороваются
Поисковый этап
Хозяйка
Здравствуйте, гости дорогие. Проходите, усаживайтесь.
Сядем рядком, поговорим ладком.
Сядем потеснее, будет веселее.
Пригласила я вас на зимние посиделки в свою избу. А вы что-нибудь знаете о том, как проходили посиделки в давние времена на Руси?
Ответы детей
Хозяйка
В давние-давние времена долгими зимними вечерами, когда дома переделана вся работа по хозяйству, собирались, стар и млад в какой-нибудь избе на посиделки. Хранит тепло русская печка. Разные люди сидят на лавочках вдоль бревенчатых стен, и вместе им хорошо и уютно. Собирались на посиделки не просто посидеть, а каждый делом был занят. Предлагаю вам выбрать себе дело по душе.
Дети берут со стола вышивку, нитки, веревочки для рукоделия.
Хозяйка
Сяду рядышком на лавку,
Вместе с вами посижу,
Загадаю вам загадку,
Кто смышленей погляжу.
Кто-нибудь из стариков начинал загадывать загадки. А загадки-то загадывались в определенном порядке, начинали с загадок о человеке, потом что к нему ближе всего об одежде, посуде, огороде, животных.
Один говорит,
Двое глядят,
Двое слушают. (Язык, глаза, уши)
Пять мальчиков,
Пять амбарчиков.
У каждого мальчика
Свой амбарчик (Перчатки)
Следующие отгадки надо найти на столе
Новая посудина,
А вся в дырках (Сито)
В небо дыра,
В землю дыра,
А в середине огонь
Огонь да вода (Самовар)
Хозяйка
Ну и молодежь не отставала и тоже загадывала загадки. А вы знаете загадки, загадайте мне.
Дети загадывают загадки.
Хозяйка
На посиделках еще песни пели, небылицы рассказывали.
- Фома, у тебя в избе тепло?
- Тепло, на печи в шубе терпеть можно.
- Федул, что губы надул?
- Кафтан прожег.
- Велика ли дыра?
- Один ворот остался.
Хозяйка
Я вижу, с работой вы справились хорошо. У девочек получился хороший узор, у мальчиков прочные плеточки.
Динамическая пауза
Хозяйка
А еще соревновались между собой парни и девушки, кто из них лучше исполнит песню.
Мальчики с ложками
Тюшки-тютюшки,
Веселые все душки!
Подыми Егорку
На крутую горку.
Бух! Покатился –
С горки свалился.
Девочки с колокольчиками
Метелица, метелица,
Снег по полю стелется,
Кто кружится, вертится,
Тот заметелица
Хозяйка
В давние времена народ примечал любые изменения в поведении животных, птиц и мог предсказать, какая будет погода в ближайшее время. Например; свернулась кошка клубком – жди на завтра мороза.
Если вороны сидят на верхних ветках – жди мороза, а если на нижних, то будет ветер.
А вы знаете какие-нибудь приметы?
Дети рассказывают о своих наблюдениях.
Хозяйка
Изба маленькая, а поиграть хочется. И придумал народ игры-состязания.
Игра «Перетяжки»
Двое детей держась, за веревку с двух концов встают напротив друг друга на поленья, и стараются перетянуть друг друга
Стук в окошко
Козел
Собирайся, народ!
Вас много интересного ждет!
Много песен, много шуток
И веселых прибауток.
Хозяйка
Не сбегать ли нам на улицу, поиграть?
Дети и Хозяйка имитируют одевание на улицу.
Козел
Ото всех дверей, ото всех ворот
Приходи скорей, торопись, народ!
Открываются ворота, выходи, кому охота,
А кому неохота, тоже выходи!
Хозяйка
На Руси был обычай наряжаться в козла, как символ плодородия и богатства.
В народе говорили «Где коза рогом – там жито стогом»
Козел
Приглашаю поиграть со мной.
Хоровод «Шел козел дорогою»
И шел козел дорогою,
Дорогою широкою.
Нашел козу безрогую
Безрогую козу.
Давай, коза, попрыгаем,
Попрыгаем, попрыгаем.
Тоску-печаль размыкаем,
Размыкаем печаль.
Козел
Хорошо у вас, но пойду в другие избы постучусь.
Логопед
Вот мы с вами и побывали во времена давние стародавние, пора и домой.
Хозяйка
Вам понравилось у меня в гостях.
Логопед
Что вам, ребята, больше всего запомнилось на посиделках?
Дети дают ответ.
Хозяйка
А на прощание, хочу угостить пряниками.
Дети под музыку выходят из зала.