Ирина Абраменко
«Преданья старины глубокой»
▼ Скачать + Заказать документы
«Преданья старины глубокой»
образовательная область «Социализация»
в интеграции с образовательными областями: коммуникация, художественная литература, здоровье, музыка, познание
Цель:
Знакомство с русскими народными традициями и народным фольклором
Задачи:
Коррекционно-образовательные.
Обобщить сведения детей о русских народных традициях (зимние посиделки).
Коррекционно-развивающие.
Развивать интерес к событиям прошлого, умение ритмично двигаться под музыку.
Воспитательные
Воспитывать интерес к прошлому своей страны и ее культуре.
Оборудование:
Темочки:
- Модель трёх вопросов. Образовательная технология
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2013
Уголок русской избы (стол, кухонная утварь, скамейки для детей, музыкальные инструменты, стол для рукоделия (вышивка, веревочки, клубки ниток)
Народные костюмы для детей, взрослых, костюм козла;
4 полена, 1 веревка
Предварительная работа :
В рамках реализации проекта «Зима. Зимние забавы» дети знакомились с убранством русской избы, народными играми, песенками, чтение художественной литературы (К. Д. Ушинский «Проказы старухи зимы», В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович», р. н. с. «Мороз Васильевич», рассматривали зимние пейзажи, проводили опыты с водой снегом, изготовливали ледяные игрушки.
Словарная работа
Посиделки, амбарчик, жито
Ход деятельности
Орг. момент
Под русскую народную музыку логопед с детьми проходят в зал.
Логопед.
Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его - всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый год!
Дети. Декабрь
Хозяйка с крыльца своей избы говорит:
Красны девицы, да добры молодцы
Собирайтесь, наряжайтесь,
На гулянье отправляйтесь!
Логопед
Дети, вы согласны пойти на гулянье?
Дети высказывают свои предложения
Мотивационно-ориентировочный этап
Логопед и дети выполняют имитацию ходьбы по глубокому снегу,
Упражнение (речь с движением) «Мороз»
1. Ой, мороз, мороз, мороз!
Снегом ветки все занес!
А мы не боимся,
А мы веселимся!
2. Ой, мороз, мороз, мороз!
Он хватает нас за нос
А мы не боимся,
А мы веселимся!
3. Ой, мороз, мороз, мороз!
Щиплет щеки он до слез
А мы не боимся,
А мы веселимся!
4. Ой, мороз, мороз, мороз!
Щиплет уши нам до слез
А мы не боимся,
А мы веселимся!
Заходят к Хозяйке, здороваются
Поисковый этап
Хозяйка
Здравствуйте, гости дорогие. Проходите, усаживайтесь.
Сядем рядком, поговорим ладком.
Сядем потеснее, будет веселее.
Пригласила я вас на зимние посиделки в свою избу. А вы что-нибудь знаете о том, как проходили посиделки в давние времена на Руси?
Ответы детей
Хозяйка
В давние-давние времена долгими зимними вечерами, когда дома переделана вся работа по хозяйству, собирались, стар и млад в какой-нибудь избе на посиделки. Хранит тепло русская печка. Разные люди сидят на лавочках вдоль бревенчатых стен, и вместе им хорошо и уютно. Собирались на посиделки не просто посидеть, а каждый делом был занят. Предлагаю вам выбрать себе дело по душе.
Дети берут со стола вышивку, нитки, веревочки для рукоделия.
Хозяйка
Сяду рядышком на лавку,
Вместе с вами посижу,
Загадаю вам загадку,
Кто смышленей погляжу.
Кто-нибудь из стариков начинал загадывать загадки. А загадки-то загадывались в определенном порядке, начинали с загадок о человеке, потом что к нему ближе всего об одежде, посуде, огороде, животных.
Один говорит,
Двое глядят,
Двое слушают. (Язык, глаза, уши)
Пять мальчиков,
Пять амбарчиков.
У каждого мальчика
Свой амбарчик (Перчатки)
Следующие отгадки надо найти на столе
Новая посудина,
А вся в дырках (Сито)
В небо дыра,
В землю дыра,
А в середине огонь
Огонь да вода (Самовар)
Хозяйка
Ну и молодежь не отставала и тоже загадывала загадки. А вы знаете загадки, загадайте мне.
Дети загадывают загадки.
Хозяйка
На посиделках еще песни пели, небылицы рассказывали.
- Фома, у тебя в избе тепло?
- Тепло, на печи в шубе терпеть можно.
- Федул, что губы надул?
- Кафтан прожег.
- Велика ли дыра?
- Один ворот остался.
Хозяйка
Я вижу, с работой вы справились хорошо. У девочек получился хороший узор, у мальчиков прочные плеточки.
Динамическая пауза
Хозяйка
А еще соревновались между собой парни и девушки, кто из них лучше исполнит песню.
Мальчики с ложками
Тюшки-тютюшки,
Веселые все душки!
Подыми Егорку
На крутую горку.
Бух! Покатился –
С горки свалился.
Девочки с колокольчиками
Метелица, метелица,
Снег по полю стелется,
Кто кружится, вертится,
Тот заметелица
Хозяйка
В давние времена народ примечал любые изменения в поведении животных, птиц и мог предсказать, какая будет погода в ближайшее время. Например; свернулась кошка клубком – жди на завтра мороза.
Если вороны сидят на верхних ветках – жди мороза, а если на нижних, то будет ветер.
А вы знаете какие-нибудь приметы?
Дети рассказывают о своих наблюдениях.
Хозяйка
Изба маленькая, а поиграть хочется. И придумал народ игры-состязания.
Игра «Перетяжки»
Двое детей держась, за веревку с двух концов встают напротив друг друга на поленья, и стараются перетянуть друг друга
Стук в окошко
Козел
Собирайся, народ!
Вас много интересного ждет!
Много песен, много шуток
И веселых прибауток.
Хозяйка
Не сбегать ли нам на улицу, поиграть?
Дети и Хозяйка имитируют одевание на улицу.
Козел
Ото всех дверей, ото всех ворот
Приходи скорей, торопись, народ!
Открываются ворота, выходи, кому охота,
А кому неохота, тоже выходи!
Хозяйка
На Руси был обычай наряжаться в козла, как символ плодородия и богатства.
В народе говорили «Где коза рогом – там жито стогом»
Козел
Приглашаю поиграть со мной.
Хоровод «Шел козел дорогою»
И шел козел дорогою,
Дорогою широкою.
Нашел козу безрогую
Безрогую козу.
Давай, коза, попрыгаем,
Попрыгаем, попрыгаем.
Тоску-печаль размыкаем,
Размыкаем печаль.
Козел
Хорошо у вас, но пойду в другие избы постучусь.
Логопед
Вот мы с вами и побывали во времена давние стародавние, пора и домой.
Хозяйка
Вам понравилось у меня в гостях.
Логопед
Что вам, ребята, больше всего запомнилось на посиделках?
Дети дают ответ.
Хозяйка
А на прощание, хочу угостить пряниками.
Дети под музыку выходят из зала.