Елена Шуваева
Правильно ли мы общаемся с ребенком?
▼ Скачать + Заказать документы
Общение - есть процесс взаимодействия конкретных личностей, определенным образом отражающих друг друга, относящихся друг к другу и взаимодействующих друг на друга.
Очень важно для развития будущей личности ребенка чтоб в семье существовало уважение, взаимопонимание, сопереживание, взаимопомощь, поддержка и доверие. Этому способствует демократический тип отношений. Авторитарный тип отношений утверждает диктат в семье, отчужденность, враждебность, страх. Данный тип отношений может стать причиной невроза у ребенка, развить негативные черты характера: ложь, лицемерие, комфортность, зависть и др.
Публикация «Правильно ли мы общаемся с ребенком?» размещена в разделах
Многими авторами изучалось влияние конфликтов в супружеских отношениях на развитие ребенка : исследовались непосредственно детско-родительские отношения, типы воспитания в семье, позволяющие говорить о дисгармонии семейного воспитания.
Это дало возможность выделить 4 родительские установки и соответствующие им типы поведения: «принятие и любовь», «явное отвержение», «излишняя требовательность», «чрезмерная опека». Между поведением родителей и поведением детей прослеживается определенная зависимость: «принятие и любовь» порождает в ребенке чувство безопасности и способствуют гармоничному развитию личности, «явное отвержение» ведет к агрессивности и эмоциональному недоразвитию.
Родителями создается определенная атмосфера общения в семье, где с первых дней рождения ребенка происходит развитие личности малыша. Именно в процессе общения ребенка происходит развитие личности малыша. Именно в процессе общения ребенок получает необходимую разнообразную информацию.
Взаимность в общении со взрослыми начинается проявляться у младенца в 2 месяца. Ребенок развивает особую активность, объектом которой является взрослый, и стремится привлечь внимание взрослого, чтобы самому стать объектом такой же активности с его стороны. Эту первую в жизни ребенка форму общения со взрослыми М. И. Лисина назвала – ситуативно-личностной или непосредственно-эмоциональной. Ее появлению предшествует немалая работа и взрослого, и ребенка. Новорожденный приходит в мир взрослого без умения общаться. С первых дней рождения взрослый организовывает атмосферу общения, налаживает с малышом сигнальную связь, постоянно переделывает его поведение, выделяя и усиливая в нем одни действия, приглушая и оттормаживая другие.
Помимо доброжелательного влияния взрослого, младенцу важно практически сотрудничать с ним. И к концу первого полугодия жизни возникает ситуационно - деловая форма общения со взрослыми. Общение теперь включается в практическую деятельность малыша и как бы обслуживает его «деловые интересы».
От года до трех лет наступает новый этап в развитии личности ребенка – это раннее детство. Деятельность ребёнка со стороны взаимоотношений со взрослыми может быть охарактеризована как совместная деятельность. Малыш хочет, чтобы старшие вместе с ним включались в занятия с предметами, он требует от них участия в своих делах, и предметное действие ребёнка становится совместным действием ребёнка и взрослого, в котором элемент содействия взрослого является ведущим.
Ситуативно-деловая форма общения имеет очень важное значение для развития личности ребенка. Задержка на непосредственно эмоциональном этапе общения со взрослыми чревата задержка их в развитии малыша, трудностями адаптации к новым условиям жизни.
Наступает момент, когда ребенок стремится к общению с другими детьми. Общение взрослого и ребенка во многом предопределяет общение со сверстниками. Опыт общения со взрослыми реализуется и в общении между детьми.
В первой половине дошкольного детства (3-5) лет у ребенка наблюдается уже новая форма общения со взрослыми, которая характеризуется сотрудничеством ребенка и взрослого в познавательной деятельности. Развитие любознательности заставляет малыша ставить перед собой все более сложные вопросы. «Почемучки» обращаются к взрослому за ответом или за оценкой своих собственных размышлений. На уровне – Серьезное отношение взрослого к вопросам детей.
Отчужденное отношение взрослого к ребенку значительно снижает его социальную активность: ребенок может замыкаться в себе, становиться скованным, неуверенным, готовым расплакаться по любому поводу или начать фрустрировать и выплескивать свою агрессию на сверстников.
Общение со сверстниками становится все более привлекательным для ребенка, оформляется ситуативно-деловая форма общения со сверстниками (4-5) лет.
В конце дошкольного детства (5-7) лет у детей наблюдается другая форма общения со взрослыми – внеситуативно личностная. Беседы ребенка и взрослого сосредоточены на взрослом мире, для дошкольника важно знать «как нужно», он стремится к взаимопониманию и сопереживанию со взрослыми. Благодаря взрослому усваиваются нравственные законы, ребенок оценивает свои поступки и поступки окружающих людей. Родители выступают для него образом поведения.
Индивидуальные занятия с ребенком – важное условие развития общения.
Занятия лучше начинать с того уровня общения, которого ребенок уже достиг. Это может быть совместные игры, которые особенно нравятся ребенку и которые он сам выбирает: подвижные игры, игры с правилами и др.
Взрослый должен поддерживать познавательную активность ребенка. Надо не просто сообщать ребенку интересные сведения, а стараться включить его в разговор, сделать его равноправным участником беседы.
Важно учить ребенка осознавать и оценивать свои действия и поступки. Беседы желательно начинать с чтения и обсуждения книг о жизни детей – об их отношениях, поступках и конфликтах.
Для того, чтобы выявить уровень развития общения ребенка, нужно сравнить его активность и заинтересованность при разных видах взаимодействия со взрослыми. Когда ваш ребенок чаще всего обращается к вам, когда проявляет максимальную сосредоточенность, в какой ситуации он чувствует себя свободно и раскованно.
Важным показателем может быть также продолжительность того или иного взаимодействия, которую должен регулировать сам ребенок.
Чем дольше ему хочется общаться со взрослыми в той или иной ситуации, тем больше эта ситуация соответствует его потребностям.
Сравнивая эти показатели в трех ситуациях общения, можно выяснить какая из них более привлекательна для ребенка, и следовательно, какой уровень общения доступен ему.