Дарья Воскресенская
Обучение ПДД в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад села Чамерево»
«ЛУЧШИЙ ПЕДАГОГ ПО ОБУЧЕНИЮ ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГАХ»
НОМИНАЦИЯ:
«МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ, ПЕРЕДОВОЙ ОПЫТ, ДОСТИЖЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬТНОСТИ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕЬЕЙ ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ»
ТЕМА: «ПРАВИЛА ДОРОЖНЫЕ ДЕТЯМ ЗНАТЬ ПОЛОЖЕНО!»
Воскресенская Дарья Викторовна,
воспитатель 1 кв. категории
Актуальность.
Публикация «Обучение ПДД в детском саду» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
Все мы живем в обществе, где необходимо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Мы с ними сталкиваемся практически каждый день. Важным фактором воспитания личности человека является формирование навыков культуры личной безопасности. Понятие формирования у детей основ культуры безопасности по Правилам дорожного движения занимает особое место в Основах безопасности жизнедеятельности. Данная проблема отличается сложностью и многоплановостью, и приобрела остроту в последнее десятилетие, в связи с возрастающей диспропорцией между простором числа автомобилей и крайне слабой культурой опасности и дисциплиной участников дорожного движения.
Чаще всего виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. С самого раннего возраста мы учим детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом принимают активное участие и родители, и дошкольное учреждение, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.
Сегодня детский сад стремится обеспечить своим воспитанникам качественное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры на дороге. Соблюдение правил безопасной жизни должно стать осознанной необходимостью. Для этого необходимо изменить устоявшиеся традиции восприятия проблемы: уйти от эпизодических мероприятий к системе работы, проводимой с детьми и их родителями; выйти за рамки традиционных форм и методов работы – как организационных, так и методических, и образовательных.
Главная задача воспитателей - доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения, донести до детей смысл опасности несоблюдения правил, при этом не исказить их содержание. Детей необходимо обучать не только правилам дорожного движения, но и умению действовать в опасных ситуациях на улицах, дорогах, в транспорте.
Тема нашей работы: «Правила дорожные, детям знать положено».
Цель работы: способствовать формированию осознанного поведения в дорожно-транспортных ситуациях.
Обеспечение успешного формирования основ культуры безопасности по Правилам дорожного движения у детей дошкольного возраста будет эффективным при решении следующих задач:
Формирование основ культуры безопасности по Правилам дорожного движения у детей дошкольного возраста через развитие познавательных процессов, через всестороннее воспитание и развитие (физическое, интеллектуальное, нравственно-этическое, художественно-эстетическое и обогащение эмоциональной сферы, направленной на соблюдение Правил дорожного движения);
Организация развивающей среды в группах детского сада как системы материальных объектов, направленных на знакомство и взаимодействие личности ребенка с элементами других культур в процессе деятельности;
Совершенствование уровня профессиональной компетентности педагогов и воспитателей в формировании у дошкольников основ культуры безопасности по Правилам дорожного движения;
Обеспечение социального партнерства дошкольного учреждения, семьи, инспекторов ГИБДД и др. в вопросах формирования основ культуры ь безопасности по ПДД у детей дошкольного возраста
Содержание деятельности.
Для реализации поставленной цели и задач мы обратили особое внимание на организацию предметно-пространственной развивающей образовательной среды, соблюдая ее принципы в соответствии с ФГОС:
• насыщенность среды - представлена в виде пособий, дидактических, сюжетно-ролевых игр;
• полифункциональность - при использовании данных пособий закрепляются знания о видах пешеходных переходов, видах транспорта, частях дороги, развиваются сенсорные эталоны, речевое развитие.
• вариативность - например, повторяются правила поведения на дороге в разное время года, идет сравнение.
• доступность
• безопасность
Решение поставленных задач осуществляется в трех направлениях:
- работа с детьми
- работа с родителями
- работа с социумом
1. Работа с детьми
Закон «Об образовании» предоставляет педагогическим коллективам возможность выбора образовательной программы. Но какую бы программу ни выбрало ДОУ, содержание дошкольного образования должно быть направлено на сохранение здоровья ребенка, развитие базовых качеств личности, построение образовательного процесса на основе игры как основного вида деятельности.
Наш детский сад реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования МБДОУ «Детский сад ела Чамерево», разработанную на основе Примерной основной образовательной программы дошкольного образования (под ред. Асмолова А. Г.) и с учетом основных образовательных программ дошкольного образования: «ОткрытиЯ» под ред. Е. Г. Юдиной (организация взаимодействия взрослого и ребенка) и «От рождения до школы» (организация образовательной деятельности) под ред. Н. Е Вераксы, Комаровой Т. С., Васильевой М. А.
Вариативная часть программы включает в себя авторскую программу дополнительного образования для детей дошкольного возраста по формированию основ культуры безопасности по Правилам дорожного движения «Добрая Дорога Детства» (автор Лукьянова М. В.)
Цель реализации Программы: Создание и апробация педагогических условий для формирования основ культуры безопасности по Правилам дорожного движения у детей дошкольного возраста.
Программа предусматривает обучение детей дошкольного возраста правилам поведения на улицах, ознакомления с различными видами транспорта, с регулированием движения на улицах города.
Мы считаем, что педагог должен не только давать знания, но и учить детей добывать эти знания, объективно оценивать себя и свои возможности, работать самостоятельно, и отвечать за результаты своего труда.
В своей работе мы использовали достаточно разнообразные формы, методы и средства: дети знакомятся с правилами безопасного поведения на улице и упражняются в выполнении этих правил. Учебный материал преподносится в наглядно-действенной форме, с опорой на непосредственное действие с предметами при отражении реальной ситуации.
Для поддержания интереса у дошкольников работа по формированию навыков культуры безопасного поведения мы интегрировали через все виды детской деятельности :
Организованы целевые прогулки к проезжей части.
Проведены экскурсии.
Библиотека. Мероприятие: «Дорожное путешествие»
Организовано наблюдение за работой сотрудника ГИБДД
Проведены различные виды ИЗО деятельности: рисование «ПДД- глазами детей», лепка «Наш друг- Светофор», аппликация «Светофор»
Ознакомление детей с художественной литературой, рассматривание иллюстраций по ПДД;
Организованы различные виды игровой деятельности (дидактические игры, сюжетно-ролевые, подвижные);
Театрализованная постановка по ПДД «Колобок-нарушитель»;
Проведены досуги («Паровозик едет в гости», развлечения («Весёлый перекрёсток», викторины («Знаки дорожные помни всегда, что бы с тобой не случилась беда»)
Создание одноименной папки «Безопасный маршрут от дома до детского сада»;
Проведена акция: «Водитель, ты тоже родитель!» (с участием сельской СОШ, библиотеки, «Твой ребенок в безопасности!»;
Участие в конкурсе «Зеленый огонек»
Организованы встречи с работниками ГАИ и инспекторами ДПС;
Создан лэпбук по ПДД;
Разработаны картотеки подвижных и дидактических игр;
Дети в каждой возрастной группе (группа разновозрастная) имеют определенные знания по основам безопасного поведения на улице. Начинать обучение необходимо уже с младшего дошкольного возраста, постепенно увеличивая багаж знаний дошкольников таким образом, чтобы к школе они могли ориентироваться на улице и чётко знали правила дорожного движения.
Необходимо отметить, что обучение правилам дорожного движения проводится и на занятиях по разным видам деятельности. Работа эта не выделяется в самостоятельный раздел, а входит во все разделы и направления программы воспитания в детском саду. Знания, умения и навыки, приобретенные детьми, уточняются, дополняются, совершенствуются во всех разделах и направлениях образовательной программы детского сада.
Карта мониторинга уровня достижений (ПДД) для детей.
Цель Содержание Критерии уровней
В начале учебного года диагностика проводится по методике, разработанной для детей 3-4 лет на конец учебного года
Конец учебного года
Выявление уровня развития представлений о назначении сигнализации светофора 1. «Светофор»
Материал. Макет светофора с выдвижными окошечками для цветовых сигналов (красный, зелёный, жёлтый).
Инструкция. Педагог показывает цветовой сигнал светофора, ребёнок называет его и объясняет назначение данного сигнала для пешеходов и транспорта. Высокий (3 балла). Ребёнок знает, где расположен светофор (по бокам тротуара). Не допуская ошибок, рассказывает о назначении всех сигналов светофора, чётко объясняет взаимосвязь между сигнализацией светофора, действиями пешехода и водителей. Проявляет интерес к труду водителя.
Средний (2 балла). Самостоятельно называет сигнализацию светофора, рассказывает о её назначении, допуская незначительные ошибки.
Низкий (1 балл). Знает сигнализацию светофора, затрудняется в ответах на вопрос о назначении сигналов. Не всегда согласовывает свои действия с сигналами светофора.
Выявить умение различать и правильно называть дорожные знаки 1. «Дорожные знаки»
Материал. Дорожные знаки: «Стоп», «Переход», «Пункт питания», «Больница», «Стоянка», «остановка», «Телефон», «Катание на велосипеде запрещено», «автозаправочная станция «, «Дети»
Инструкция. Педагог даёт возможность рассмотреть дорожные знаки, просит назвать и объяснить их назначение. Высокий (3 балла). Ребёнок различает, правильно называет и объясняет назначение дорожных знаков.
Средний (2 балла). Называет большинство дорожных знаков и их назначение.
Низкий (1 балл). Затрудняется при ответе на вопрос, что обозначает и как называется данный знак.
Выявить знания детей о разных видах транспорта, умение классифицировать 1. «Транспорт»
Материал. Карточки с изображением разных видов транспорта: наземного, воздушного, водного, пассажирского, грузового.
Инструкция. Педагог просит назвать транспортное средство, и объяснить к какому виду оно относится. Высокий (3 балла). Самостоятельно различает и правильно называет разные виды транспорта, свободно классифицирует его.
Средний (2 балла). Правильно называете некоторые виды транспорта, допускает ошибки в его классификации.
Низкий (1 балл). Объём представлений о видах транспорта незначительный.
Выявить умение различать проезжую часть, тротуар, переход, перекрёсток, одно- и двустороннее движение на дороге. 1. «Дорожная азбука»
Материал. Карточки с изображением улиц города, разметкой дороги.
Инструкция. Педагог предлагает рассмотреть ребёнку улицы, затем показать проезжую часть дороги, тротуар, переход, перекрёсток, объяснить одно- и двусторонне движение на дороге. Высокий. Ребёнок без труда справляется с поставленной перед ним задачей. Умеет самостоятельно объяснить отличие одно- и двустороннего движения.
Средний. Ребёнок находит и называет части улицы, допуская незначительные ошибки.
Низкий (1 балл). Затрудняется с ответами на вопросы педагога.
Выявить знания детей о правилах пешеходов на дороге. 1. Беседа
Материал. Вопросник.
Инструкция. Педагог предлагает детям поговорить о правилах дорожного движения.
Вопросы:
- Как называются люди, идущие по улице? (пешеходами)
- Где должны ходить пешеходы? (по тротуару)
- Где пешеходы переходят улицу? (в специальных местах, называемыми пешеходными переходами)
- Как обозначаются пешеходные переходы на улицах города? (белой краской широкими линиями, а также знаком «Пешеходный переход»).
- При каком движении проезжая часть разделена белой линией? (при двустороннем движении).
- Куда смотрят люди при переходе улицы с двусторонним движением? (сначала налево, потом направо)
- В какую сторону надо смотреть, чтобы перейти улицу с односторонним движением? (в сторону движения транспорта)
- При каком сигнале светофора можно переходить улицу? (при зелёном). Высокий (3 балла). Ребёнок правильно отвечает на каждый поставленный вопрос.
Средний (2 балла). Ребёнок отвечает на вопрос при помощи наводящих вопросов воспитателя.
Низкий (1 балл). Ребёнок отвечает не правильно на большинство поставленных вопросов.
Согласно проведенному обследованию овладение детьми знаниями умениями и навыками по выше указанным критериям по группе в целом составило 79% из них 2 % детей, которые освоили программный материал менее чем на 59%; 96 % детей которые освоили материал в диапазоне от 60 до 94%.
При этом:
1. Знают понятия «Светофор» 90% детей;
2. Понимают необходимость соблюдения правил безопасного поведения на дороге знают дорожные знаки– 70 % дошкольников;
3. Понимают сигналы светофора и регулировщика - 90%;
4. Знают виды различных транспортных средств – 73% дошкольников
Рекомендации.
Для достижения максимальных показателей по группе у большего количества детей воспитателям необходимо продолжать работу по программе «Добрая дорога детства», направленной на формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге. С детьми, у которых на данный момент наблюдаются результаты, приближенные к максимальному уровню проводить работу по углублению имеющихся знаний с помощью инновационных методов работы. Продолжать укреплять взаимодействия с семьями воспитанников с использованием активных форм работы.
2. Работа с семьями воспитанников
За время работы в детском саду мы пришли к выводу, что для того, чтобы получились хорошие результаты, должно быть взаимопонимание с семьями воспитанников и их личный пример. Поэтому, мы решили проводилась работу по обучению детей правилам дорожного движения в непосредственном контакте с семьями наших дошкольников. Ведь основной принцип успешности воспитания дошкольников — это единство требований семьи и ДОУ. Работу с родителями наших воспитанников мы планируем на основе двухстороннего взаимодействия, направленного на усвоение и закрепление знаний детей и их родителей о правилах дорожного движения.
Согласно ФГОС Дошкольного Образования части 3.1. пункта 8 – работа с семьями (законными представителями) должна учитывать современные подходы к взаимодействию педагога с родителями. Главная тенденция – это использование эффективных форм и методов. В работе с родителями мы используем разнообразные формы, методы и приёмы.
Знакомим родителей с программным содержанием обучения дошкольников правилам дорожного движения.
Разрабатываем план взаимодействия с семьей по предупреждению дорожно-транспортных происшествий.
Проводим систематическую просветительскую работу среди родителей в форме бесед, консультаций, родительских собраний «Как правильно вести себя на дороге», «Безопасный автомобиль»(совместная деятельность с детьми).
Предлагаем практический материал в папках-передвижках: дидактические игры, детскую художественную литературу, стендовую информацию.
Проводим анкетирование родителей.
Создание информационных брошюр для родителей (листовки) : «ГИБДД информирует!», «Водитель! Обеспечь безопасность юного пассажира!»
Организуем совместную взросло-детскую деятельность : дети вместе с родителями придумывают и рисуют сказки, изготавливают книжки-малышки, делают поделки к выставкам, родители оказывают помощь в сооружении макетов перекрёстков и прилегающих к их дому.
При организации работы с родителями свою работу планируем так, чтобы родители из пассивно принимающих информацию слушателей, становились активными участниками в процессе ее усвоения. Ежегодно в содержание родительского собрания включаем вопросы по ПДД. Проводим обсуждение проблем детского дорожно-транспортного травматизма, беседы, содержащие практические советы и рекомендации для родителей по обучению детей правилам безопасного поведения. С этой же целью в родительском уголке имеется иллюстративный материал и рекомендации для родителей по профилактике дорожно-транспортного травматизма.
Для повышения интереса родителей и детей к дорожной азбуке, организуем различные виды досуговой деятельности: конкурсы, праздники.
Ежегодно проводим конкурс на лучший рисунок по безопасности дорожного движения «Мое безопасное кресло», обязательным требованием которого является участие взрослого и ребенка.
Такие мероприятия очень важны, ведь родители и дети выступают единой командой, а в каких-то случаях дети выступают учителями своих родителей. Как признались многие родители, они никогда раньше не задумывались над проблемой детской безопасности на дороге. Важную роль в вопросах формирования у детей дисциплинарного поведения на улице, соблюдения ими правил безопасности на дорогах играют окружающие его взрослые.
Об эффективности проведенных мероприятий по взаимодействию с семьей по вопросам безопасности дорожного движения можно говорить по активизации родителей и детей на мероприятиях, открытых занятиях, участии в семейных выставках, конкурсах. Мы считаем, что такая система работы дает положительные результаты.
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АНКЕТИРОВАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ по ПДД «Осторожно дорога».
Цель: определить эффективность воспитательно -образовательной работы в ДОУ по формирования знаний родителей и детей по правилам дородного движения
Дата анкетирования: апрель 2019 года;
Были проанализированы следующие вопросы:
1. Много ли знаков дорожного движения знает Ваш ребенок?
Из 15 анкет 4- родителя ответили – много, 11- некоторые из них,
не знает вообще - 0
2. Хорошо ли он знает дорогу домой и в детский сад?
13 – хорошо, 2 – не очень хорошо, плохо -0
3. Вы идете с ребенком по улице. При этом:
Всегда соблюдают правила дорожного движения – 15
Иногда нарушаете правила безопасного поведения – 0
Ходите так, как Вам кажется удобным – 0
4. Умеет ли ребенок правильно переходить улицу?
Ребенок знает и соблюдает правила перехода улицы –12
Ребенок не всегда правильно переходит улицу – 3
Не умеет - 0
5. Знает ли ребенок сигналы светофора?
Ребенок знает сигналы светофора – 15
Ребенок иногда путает сигналы светофора – 0
Ребенок не знает сигналов светофора – 0
6. Обращаете ли Вы внимание ребенка на неправильное поведение других людей на улице?
Делаю это постоянно – 12
Делаю это иногда – 3
Не обращаю – 0
7. Как ребенок ведет себя в городском транспорте и на остановках?
Ребенок ведет себя правильно и спокойно – 15
Ребенок ведет себя неспокойно на остановке: бегает и суетится, а в салоне транспорта иногда ведет себя неправильно – 0
Ребенка опасно брать в поездку – 0
8. Часто ли Вы уделяете время на ознакомление ребенка с правилами безопасного поведения?
Да, я часто объясняю ребенку правила безопасного поведения – 13
Я иногда уделяю внимание этому вопросу – 2
Очень редко – 0
9. Считаете ли Вы успешной работу детского сада по ознакомлению детей с правилами безопасного поведения?
Да, считаю – 15
Знания и умения, приобретенные в детском саду, не достаточны –0
Результаты анкетирования показали, что родители обучают детей правилам дорожного движения в семье в сотрудничестве с ДОУ. По первому вопросы родители считают, что их дети знают много дорожных знаков - на 75%, во 2 вопросе – 90%, 3 вопрос – 100%, по 4 вопросу – 80%, 5 вопрос – 100%, 6 вопрос – 80%, 7 – вопрос – 100%, по 8 вопросу 90%, и по 9 вопросу – 100%,
Рекомендации:
В ходе проведения анкетирования было выявлено что самыми продуктивными формами работы в ДОУ родители хотят видеть – это совместные мероприятия, встреча с инспектором, индивидуальные беседы, информация в уголке для родителей, организация выставки, родительские собрания. Уровень проведения мероприятий в ДОУ родители оценили на высоком и среднем уровнях.
Таким образом из результатов анкетирования видно, что родители являются главным звеном в вопросе обучения детей Правилам дорожного движения. В этом вопросе родители остаются не равнодушными, внимательными так как большая роль в воспитании детей принадлежит родителям.
3. Работа с социумом.
Особую роль играет совместная работа инспекторов ГИБДД. Беседы с детьми по пропаганде безопасности дорожного движения делают работу более действенной. В игровой форме проводиться акции такая как «Родитель -ты тоже водитель», командные соревнования со старшими детьми, в которых дети отвечают на вопросы, выполняют задания, требующие логического мышления и знаний безопасности.
Интересными и поучительными стали встречи с сельской библиотекой и клубом. Реализуються познавательно – развлекательные программы, пропагандируя основы безопасного поведения на проезжей части. На этих встречах дети участвуют в играх на внимание, используя ситуативный метод. После просмотра мультфильмов разбирают ошибки героев в опасных дорожных ситуациях
Общие результаты.
- у дошкольников в достаточной степени сформированы представления об алгоритме поведения на проезжей части дороги, обогащены знания о возможных ситуациях на улице;
- обогатилась предметно-развивающая среда группового пространства по ПДД (создание напольного лэпбука по ПДД, обновление дидактических и настольно-печатных игр, атрибутов для сюжетно-ролевых игр, пополнение издательской литературы);
- повысился уровень профессионального мастерства педагогов в вопросах формирования у дошкольников культуры безопасности по ПДД;
- активизировалось сотрудничество ДОУ с социумом в вопросах повышения грамотности, ответственного поведения на дорогах и улицах.