Жилкина Светлана
Классный час «Права и обязанности ребёнка» в 7 классе
▼ Скачать + Заказать документы
Классный час
Тема: «Права и обязанности ребёнка (7 класс)»
Цели:
Обучающие: обобщить знания детей об их правах и обязанностях. Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений.
Развивающие: развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
Воспитывающие: воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.
Оборудование: мультимедийная презентация, иллюстративный
материал, карточки для работы в командах.
Ход занятия
Приветствие:
Скажем «Здравствуйте» руками!
Скажем «Здравствуйте» глазами!
Скажем «Здравствуйте» мы ртом –
Станет радостно кругом!
У: Радостно от того, что мы собрались снова вместе для серьёзного разговора.
2. Целеполагание: (рассказывают 2 ученика)
Очень много стран на свете, это знает каждый.
Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный? (Пауза)
Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент,
Главных много – выбирайте, там король, здесь – президент.
Про вождей и про царей знаем мы с пелёнок,
Но главней, нужней, важней для страны – ребёнок!
Кем он станет завтра, маленький и нежный?
Всей Земле права его – право на надежду! (слайд 1)
Учитель: Как понимать последние слова?
- Текущий месяц богат событиями, которые очень важны для страны, для всех её жителей.
Почему? (В декабре появлялись все важнейшие документы, определяющие, какой должна быть жизнь человека: «Декларация прав человека», «Конституция Российской Федерации» «Конвенция по правам ребёнка» – в ноябре).
А 20 ноября по правовому календарю – Всемирный день прав ребёнка (слайд 2)
«Знать свои права и уметь за них бороться – это значит быть сильным.
Уважать права других – значит быть справедливым.
Жить по праву – значит жить в мире и согласии».
Отгадайте загадку: (Слайд 3)
Самое ценное сокровище планеты Земля, а, правильнее, – не имеет цены и стоимости?
- Правильно, ЧЕЛОВЕК!
- Каждый из вас – ЛИЧНОСТЬ, которая имеет индивидуальные особенности, способности, чувства, характер… И точно такого человека, как вы, больше нет на планете.
Упражнение «Представьте себе»(Слайд 4)
- Представьте себе, что вы оказались на необитаемом острове.
- Чего вам будет не хватать больше всего? (Телевизора, еды, друзей, общения) (Слайд 5)
- Большинству не будет хватать друзей, общения, потому что мы с вами – люди, и живём среди нам подобных. А делает нас людьми не рождение, не страна, в которой мы родились, а то, что мы живём в обществе людей.
Работа в группах. (Учитель помогает в случае затруднения.)
Учитель: Вам интересно сравнить, что придумали вы сами, ребята, и что записано в этом документе? Выступления представителей групп.
- Мы сегодня работаем по группам-командам не случайно: я пожелаю вам, чтобы вы в своей группе дали каждому ученику право выступить, ответить.
(Учитель вывешивает на доске плакаты с надписями прав ребенка и зачитывает некоторые).
Право на жизнь (жить и воспитываться в семье, насколько это возможно);
Право на имя при рождении.
Право на медицинскую помощь.
Право на образование.
Право на отдых и досуг.
Право на личную жизнь.
Право иметь имущество.
Право свободно выражать свои взгляды /мнение/.
Право на заботу и воспитание родителями.
Право на защиту от эксплуатации и насилия.
Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.
Право на неприкосновенность жилищ.
Право на защиту своих прав (слайд 6)
- Давайте на примере литературных героев попробуем разобраться и выяснить, как вы поняли названные права.
Так 10 декабря 1948г. ООН принимает Всеобщую Декларацию прав человека, согласно которой каждый гражданин имеет право чувствовать себя в обществе защищенным. (Слайд 7)
20 ноября 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребенка. Ребенком считаются граждане до 18 лет. В Декларации утверждается, что некоторые права человека имеют непосредственное отношение к детям, которые нуждаются в особой заботе и внимании, поскольку чрезвычайно уязвимы по причине возраста. Декларация сыграла большую роль в деле защиты детства. Ее содержание было призывом к добру, справедливости в отношении детей. (Слайд 8)
Однако декларации имеют лишь рекомендательный характер, ее нормы не обязательны для исполнения.
Другое дело - конвенция; это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал. В 1989 г. Конвенция о правах ребенка была единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН. Через год она была принята и в нашей стране. Таким образом, в этом году будет уже 32 года, как в нашей стране принята к действию Конвенция о правах ребенка. (Слайд 9)
Эта Конвенция является наиболее полным документом, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права. Она призвана создать благополучные условия для развития детей.
А еще наши права защищает Конституция – основной закон Государства.
Конституция обеспечивает защиту прав, как взрослым, так и детям. (Слайд 10)
Учитель: А что такое «право», «права»? Как вы думаете?
Право – совокупность устанавливаемых и охраняемых государством норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе («Толковый словарь» С. И. Ожегова) (Слайд 11)
Значит права – это некие правила, которые должны выполнять все люди, чтобы жить счастливо и хорошо. Государство должно следить за тем, как выполняются правила и нормы, соблюдаются права людей, помогать своим гражданам, наказывать тех, кто мешает жить другим, нарушает их права.
Сегодня мы подробно поговорим о правах и обязанностях детей.
Внимание на доску. (Комментарии учителя по ходу показа данных иллюстраций).
Право ребенка - это определенные возможности, которые даются детям для того, чтобы жить и взрослеть.
Давайте вспомним какие у вас есть права? (ответы детей (Слайд 12-13)
Право на жизнь и на жилье
Право на имя
Право на медицинскую помощь
Право на сохранение семейных связей
Право на заботу со стороны взрослых
Право на полезную и качественную пищу и воду
Право на образование
Право выражать свое мнение и собираться вместе с целью высказывания своих взглядов
Право на защиту от эксплуатации и физического насилия
Дети инвалиды имеют право на особую заботу и обучение
Право на отдых и на игру
Все дети независимо от цвета кожи, языка, религии пола имеют равные права.
Но не забывайте реализация ваших прав не должна нарушать права других, дети – это будущее любой страны.
Работа в группах.
- Какие обязанности у вас есть? Обсудите в группах.
Обязанности:
слушаться родителей, принимать их заботу и воспитание;
соблюдать правила поведения дома и в общественных местах,
соблюдать правила поведения в школе (слайд 14)
У: Давайте повторим некоторые из них:
1. Добросовестно учись.
2. Соблюдай дисциплину
3. Не пропускай занятия без уважительной причины.
4. Аккуратно веди свой дневник
5. Береги школьное имущество.
6. Веди активный образ жизни, участвуй в школьных мероприятиях.
7. Помни, что взрослым ты становишься тогда, когда можешь самостоятельно отвечать за свои поступки.
8. Если потребуется твоя помощь, не раздумывай - помоги.
9. В школе ты не один, вокруг тебя твои одноклассники и учителя, имеющие такие же права, уважай их.
10. Помни о своих правах, но не забывай об обязанностях.
P.S. Если ты будешь следовать этим советам, будь уверен, проблем у тебя не будет (слайд 15).
Учитель: Ребята, вы теперь знаете, какими правами обладает каждый ребенок и какие обязанности должен выполнять каждый ученик. Проверим, как вы можете различать права и обязанности.
1. Я буду перечислять права и обязанности, а вы должны назвать.
Принимать участие в конкурсах и соревнованиях. (П)
Соблюдать правила дорожного движения. (ОБ)
Соблюдать правила личной гигиены. (ОБ)
Бесплатно учиться. (П)
Бережно относиться к имуществу школы. (ОБ)
Беречь и охранять природу. (ОБ)
Отдыхать. (П)
Соблюдать устав школы. (ОБ)
Добросовестно учиться. (ОБ)
Помогать родителям. (ОБ)
Уважать честь и достоинство других учеников. (ОБ)
Бесплатно пользоваться библиотекой. (П)
-молодцы ребята!
- Думаю, что все вы согласитесь с тем, что нужно соблюдать правила; вести здоровый образ жизни. И тогда на земле воцарится справедливость, благополучие и доброта!
Рефлексия: (Слайд 16)
- Все наши права защищает суд, и в каждом суде стоит статуя «Фимины» – богини правосудия. Она имеет чаши весов – это весы правосудия, ее глаза перевязаны лентой, что означает – независимость в принятии решений, ведь решению суда – подчиняются все люди, а суд – подчиняется только закону. Меч в ее руках – означает власть закона. На одной чаше нарушение закона и порядка в стране, а на другой правопорядок в стране, уважение и защита прав человека.
- ребята оцените себя, на сколько тема нашего классного часа вами была усвоена.
- зеленая галочка – многое узнал, все понял;
- красная галочка – многое узнал, но не все запомнил.
Закончить нашу встречу я хочу такими словами:
Я – ребенок, я — человек, я должен иметь права
На то, чтобы жить в свободной стране, а не там, где идет война.
Я имею права, на то, чтоб любить и на то, чтобы быть любимым,
Я имею права, на то, чтобы жить и на свете быть самым счастливым.
Я имею права, чтобы мир на Земле царил всегда и везде.
Я имею права, чтобы в небе большом всегда была тишина.
Песня «Мир ребенка»
Учитель: Спасибо за внимание. Соблюдайте свои обязанности и помните о своих правах.
Памятка каждому ученику:
Обязанности школьника.
1. Добросовестно учись.
2. Соблюдай дисциплину
3. Не пропускай занятия без уважительной причины.
4. Аккуратно веди свой дневник
5. Береги школьное имущество.
6. Веди активный образ жизни, участвуй в школьных мероприятиях.
7. Помни, что взрослым ты становишься тогда, когда можешь самостоятельно отвечать за свои поступки.
8. Если потребуется твоя помощь, не раздумывай - помоги.
9. В школе ты не один, вокруг тебя твои одноклассники и учителя, имеющие такие же права, уважай их.
10. Помни о своих правах, но не забывай об обязанностях.