Римма Ибатуллина
«Практическое употребление падежных конструкций». Занятие по развитию речи в подготовительной группе
▼ Скачать
Подготовила учитель-логопед
первой квалификационной категории
Ибатуллина Р. Р Уфа 2013 г.
Коррекционно-образовательные цели: уточнить и обобщить знания о диких животных, расширить и активизировать словарь по теме, продолжать учить изменять существительные по падежам, согласовывать существительные и прилагательные, закрепить беспредложные формы существительных множественного и единственного числа. Закрепление творительного падежа с предлогом «с», закрепить понятия «слово-предмет», «слово - признак».
Публикация «„Практическое употребление падежных конструкций“, Занятие по развитию речи в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2013
Коррекционно-развивающие : развивать связную речь, речевой слух, чувство рифмы, логическое мышление, зрительное восприятие и внимание, воображение, тонкую и общую моторику.
Коррекционно-воспитывающие: формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности и ответственности.
Оборудование: компьютер, экран, песочница, карточки-пиктограммы на каждого ребенка, схемы, мелкие игрушки-дикие животные, эмблемы с изображением диких животных, фишки, магнитофон, фонограмма записи «Звуки леса».
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций диких животных, чтение русских народных сказок, отгадывание загадок.
Активизация словаря: берлога, дупло, логово, щетина.
1. Организационный момент. Дети входят под музыку «Звуки леса» в группу.
Логопед: Ребята, сегодня у нас необычное путешествие в зимний лес к диким животным. Давайте разделимся на две команды и поиграем. Команда «Белочки» идет по следам белочек, а команда «Лисички» идет по следам лисичек.
1 ряд – будут команда «Белочки», а второй ряд - команда «Лисички».
В конце каждого задания воспитатель оценивает, кто лучше отвечал на вопросы. За каждый правильный ответ команда получаете фишку. В конце путешествия мы определим, кто лучше всех знает диких животных.
Игровое упражнение с детьми:
Каждая команда отвечает на 4 вопроса. Внимание.
- Кто живет в дупле?
- Чем питается лиса?
- Кто любит мед?
- У кого задние лапы длиннее передних?
- У кого на лбу лес растет?
- Кто питается корой деревьев?
- Кто спит в берлоге?
- Кто живет в логове?
2. Задание на закрепление падежных конструкций с помощью опорных символов-пиктограмм.
Логопед: ребята, у каждого из вас на столе карточка (карточки-пиктограммы, иллюстрирующие, визуализирующие падежную форму). Внимательно посмотрите на экран (на экране появляются изображения диких животных). Сейчас нужно сказать о животном так, чтобы ответ подходил к вашей карточке.
Логопед: Молодцы, справились с заданием, а сейчас мы его усложним. Поменяйтесь, пожалуйста, своими карточками. Дети, обратите внимание на эту схему (показывается схема слова-признака). Что это за схема?
Дети: слова-признака.
Сейчас о животном вы должны сказать одно красивое слово-признак. ( Например: в дательном падеже – я рад пушистой белочке, в предложном падеже – я думаю о рыжей лисе).
Вы такие молодцы, давайте еще усложним задание. Обратите внимание еще на одну схему (показывается схема слова-предмета). Сейчас я буду вам показывать цифру и схему слова-предмета. Придумайте предложения, используя цифру и схему слова-предмета. На экране появляются изображения диких животных. Ответы детей: (например, в творительном падеже – я любуюсь тремя белками).
3. Дикие животные решили поиграть снами в прятки. Ой, посмотрите, они в снегу спрятались (дети подходят к песочнице с белым песком). Давайте поищем их. Дети находят животных и называют их. Дети: я нашел ежа, я нашел волка и т. д.
Логопед: ребята, а давайте покормим их. (Выставляется заранее подготовленная корзина с «продуктами»). Кому дадим орешки? Дети: Орешки дадим белочке. Кому дадим морковку? Дети: Морковку дадим зайчику. Логопед: ребята, а как вы думаете, чему обрадуется волк, а лиса? Дети: волк обрадуется мясу, лиса обрадуется курочке… Логопед: о чем мечтает медведь? Дети: медведь мечтает о малине, о меде.
4. А сейчас дети немного отдохнем. Физкультминутка.
Раз — присядка, два — прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснуться (кулачками потереть глаза)
Любят долго потянуться (потянуться)
Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть
(движение бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнуть (легкий прыжок вверх)
Ну, а мишка косолапый (руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)
Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)
То одну, то обе вместе (переступание с ноги на ногу)
Долго топчется на месте (раскачивание туловища в стороны)
А кому зарядки мало — начинает все сначала.
5. Дети, к нам пришли дикие животные со своими детенышами. Посмотрите внимательно на экран. Презентация «Кто с кем в гости пришел?» На экране поочередно появляются картинки с изображением диких животных и их детенышей. Логопед: скажите, кто с кем в гости пришел? Ответы детей: лиса с лисятами, медведица с медвежатами, зайчиха с зайчатами и т. д.
Молодцы, ребята, справились с заданием.
6. А теперь составьте предложения по картинкам. Выставляются картинки с изображением диких животных и пиктограммы для составления предложений:
- Медведь в берлоге мечтает о малине.
- Белочка любуется своими бельчатами.
- Зайчиха рада своим зайчатам.
- Ежонок несет яблоки.
- Лисица любит курочку.
- Кабан ищет желуди.
- Волк играет с волчатами.
- Лось любит соль.
7. Логопед: Однажды в лесу стали звери шуметь,
Спорили громко лиса и медведь.
Спорили так, что чуть не подрались,
Спорили так, что сосны качались.
Помогите ребята, подскажите скорей (ответы детей) :
У кого есть копыта? У лося, кабана, зубра, оленя.
У кого пушистая шерсть? У лисы, белки, норки, соболя.
У кого лапы? У медведя, волка, белки, зайца.
У кого щетинка? У кабана.
У кого уши с кисточками? У белки, у рыси.
У кого рога? У оленя, лося, зубра.
У кого иголки? У ежа.
У кого длинные ушки? У зайца.
У кого когти? У волка, у рыси, медведя.
Разрешили звери спор и отправились домой.
8. Вы все сегодня были молодцы. Вот и подошло к концу наше необычное путешествие. Сейчас мы посмотрим, чья команда заработала больше фишек. Воспитатель нам покажет, кто же из детей самый внимательный, сообразительный, любознательный, быстрый, ловкий, умелый. Оказывается, так интересно побывать в зимнем лесу и узнать о жизни диких животных.
К нам пришла белочка и принесла угощение.
Ребенок в костюме белочки раздает детям угощение – орешки.