людмила шакирова
Познавательно-исследовательский проект «Моя семья» старшая группа
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-исследовательский проект
«Моя семья»
Старшая группа
Подготовила : Воспитатель старшей группы
Шакирова Людмила Николаевна
МБДОУ №42 «Черёмушки»
г. Южно-Сахалинск
2017г
Пояснительная записка.
Семья – это то, с чего начинается жизнь человека и происходит формирование его как личности. Семья – источник любви и привязанности, уважения и солидарности, то без чего человек не может существовать. В наше время ребёнку всё реже удаётся общаться и проводить больше времени со своими родными. Поэтому необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома, семьи.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Моя семья“ старшая группа» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2017
Однажды я принесла в группу свои фотографии. На них я была сфотографирована в детском возрасте. Дети сразу окружили меня и спросили : -А кто это?
Я ответила не сразу, а предложила им внимательно рассмотреть и догадаться самим чьи это фотографии. Каких только не было вариантов! Никто не догадался. И когда я объяснила кто на фото, удивлению детей не было предела. Они не верили, сравнивали, удивлялись, смеялись и всё время говорили, что я большая и не такая как здесь. Когда наконец поверили, удивлё нно спросили: - А вы что, разве были такой маленькой девочкой? И даже соску сосали? И бантики носили?
Мне пришлось рассказать о своей жизни. Когда родилась, кто были мои родители, как их звали, как я закончила детский сад и т. д до сегодняшнего времени. А ещё объяснить детям, что и их родители когда-то были детьми. Ребят очень заинтересовала эта тема. Тогда я решила провести занятие- беседу на тему «Семья», с использованием картинок на которых изображены все члены предполагаемой семьи. Мы проследили, на примере одной девочки, её родословную от рождения, до старости. Объяснила детям, кто кем и кому приходится, как образуются имена отчества.
Дети сразу, наперебой, стали рассказывать, что и у них есть и братья и бабушки. Выяснилось, что они не знают свои отчества и имена-отчества своих родителей. Я прервала эти шумные рассказы: - Мне очень интересно вас всех выслушать и познакомиться с вашими родными, но я никогда не видела ваших братьев, дедушек и бабушек. Вы говорите все вместе перебивая друг друга и я совсем запуталась.
И сразу же поступило предложение от кого-то из детей принести фотографии и рассказать всем по очереди. Я предложила рассказать о семейных праздниках, традициях. Кто-то предложил рассказать где и кем работают родители и чем увлекаются. Так возникла идея создать познавательно – исследовательский проект «Моя семья».
Участники проекта : дети, родители и воспитатели.
Возраст детей: 5-6лет
Тип проекта : Краткосрочный, фронтальный, информационный, исследовательский
Продолжительность : 1неделя.
Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект : Выяснить свою родословную, традиции своей семьи и профессии родителей.
Цель: Создать условия для формирования у детей представлений о своей семье, родословной, семейных традициях, увлечениях и профессиях родителей.
Задачи для педагогов:
Совершенствовать качество работы детского сада при взаимодействии с родителями. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада
Формировать у детей представление о своей родословной и умение разбираться в родственных связях, семейных традициях,расширять знания детей о профессиях своих родных и их увлечениях, о формировании имён отчеств.
Развивать творческие способности детей в процессе изобразительной деятельности.
Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий.
Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду
Задачи для родителей:
Ознакомиться со структурой проекта, его образовательными задачами, оказывать помощь своим детям в осуществлении проекта : подбора фотографий, составление рассказов о профессиях, традициях и увлечениях членов семьи.
Форма проведения итогового мероприятия проекта :
презентация по фотографиям каждым участником.
Задачи детей : Самостоятельно представить свою презентацию в виде рассказа о членах своей семьи,её традициях, профессиях и увлечениях близких. Создать коллективный альбом «Моя дружная семья», сочинить стихотворение «Моя мама», придумать и нарисовать герб своей семьи
Продукты проекта : Фотогазета «Моя семья», рукотворный, созданный из рисунков детей, альбом «Моя дружная семья» и сочиненное стихотворение.
Ожидаемый результат для детей:
Сформированы устойчивые знания : о понятии «семья», об образовании имён отчеств, духовно-нравственные отношения и чувство сопричастности к родной семье и эмоционально насыщенного образа родного дома, уважительное отношение к труду близких, к традициям своей семьи; знают место работы родителей и их увлечений; умеют чётко, внятно и связно рассказывать о свое семье ; знают что такое «рифма» и пробуют сочинять стихи; изображать фигуру человека, передавая его характерные особенности и соблюдая пропорции частей тела.
Для родителей: активное участие в проектной деятельности, сплочение семьи
Для педагогов: развитие у детей исследовательских умений.
Гипотеза: воспитывать у ребёнка любовь и уважение к своей семье необходимо с первых лет жизни. Наличие таких знаний, несомненно, является непременным условием полноценного патриотического воспитания. В противном случае знания останутся путанными, отрывочными и неполными. Малыш должен понимать, что иметь свой дом, свою дружную семью – большое благо. Всё хорошее начинается с родного дома и матери-хранительницы очага.
Краткое содержание проекта
1 этап
Подготовительный.
Действия педагогов: С помощью личных фотографий с самого рождения, фотографий своих членов семьи создают проблемную ситуацию и описывают её. Формируют проблемные вопросы. Определяют задачи. Знакомят родителей с запланированным проектом, его целями и задачами. Дают задания детям и их родителям.
Действия детей: Принимают проблему. Совместно с воспитателем определяют цели проекта, принимают его задачи, выдвигают свои предложения и выбирают методы исследований. Определяют конечный продукт проекта
Действия членов семьи : осознают и личностно воспринимают проблему. Принимают задачи проекта.
2 Этап
Деятельностный (практический)
Действия педагогов : организуют совместную деятельность с детьми ; используют эффективные методы и приёмы по расширению и обогащению знаний детей о семье : её традициях, профессиях и увлечениях родителей, знание родословной и способ образования имён отчеств. Организуют сюжетно-ролевые игры. Контролируют развитие проектной деятельности детей, собирают материалы для оформления альбома и фотогазеты. Дают рекомендации родителям о помощи детям в выполнении проекта. Подбирают методический материал для совместной деятельности с детьми и рекомендаций для родителей по теме проекта. Помогают детям сочинить стихотворение «Моя мама»
Действия детей: Приносят домой полученные задания, совместно с родителями подбирают фотографии, составляют рассказы для своей презентации, исследуют свою родословную совместно с родителями, Организуют самостоятельно сюжетно-ролевые и драматические игры, рисуют своих родных и себя, оформляют альбом, помогают воспитатель составить фотогазету и сочиняют, все вместе, стихотворение о маме.
Действия родителей : подбирают информацию, оказывают детям помощь в подборе фотографий, составлении рассказов для презентации и рассказывают о своей профессии, своём увлечении.
3 Этап.
Итоговый.
Действия педагогов: Организуют презентацию. Оформляют фотогазету с изображениями гербов и альбом «Моя дружная семья», вписывают в него, совместно придуманное стихотворение «Моя мама». Обсуждают результаты проектной деятельности.
Действия детей: Участвуют в презентации фотогазеты. Рассказывают о своей деятельности в ходе проекта и обсуждают результаты.
Действия родителей: Дают свои оценки работам детей.
Схема реализации проекта.
1 Понедельник 1 пол. д Беседы на тему «Что такое семья» (7 я) «Что я
знаю о своей семье» Дидактические игры
«Разложи по порядку» «Как тебя ласково назы-
вают дома»
Чтение художественной литературы
«Мамина работа» Е. Пермяка, «Старый дед и вну-
чек» Л. Толстой и «
2 НОД. Вторник: 1 пол. дня Познавательное развитие. Тема: «Семья»
Разбор и объяснение принципа образования
Отчеств, кто кому кем приходится, как обра-
зуется семья
Чтение пословиц и поговорок о семье и разбор
их значений.
2 пол. дня Сюжетно-ролевая игра «Дом» «Кем трудятся
мои родители»
Самостоятельная изобразительная
деятельность на тему: «Выходные в семье»
Чтение «Сыновья» В. А. Осеева
Среда: 1 пол. д Вне занятий. Разучивание пальчиковой гимнас-
тики «Моя дружная семья»
Игра драматизация по рассказу «7 сестёр»
Беседы на тему «Мамины, бабушкины руки»
«Как мы любим отдыхать»
2 пол. д Чтение художественной литературы
«Моя бабушка» С. Капутикян «Мой дедушка»
Р. Газманов и «Семейные радости» Абрамова
Совместное сочинение стихотворения «Моя мама»
Четверг 1 пол. д Речевое развитие, познание, социализация
Коммуникация. Составление рассказов по картине
«Семья» 2часть: дидакт. игра «Как мы отдыхаем»
Дети изображают, без слов, как они отдыхают
вместе с родителями остальные угадывают и
проговаривают.
Художественное творчество Лепка.
Тема: «Портреты моей семьи» Барельефом
2 пол. д Игра «Мой дом, моя квартира» - рисуют схемы
планы своих квартир, своих домов, рассказыва-
ют, объясняют, что изображено.
Чтение «Как Вовка бабушек выручил» А. Барто
«У бабушки дрожат руки» В. Сухомлинский
Совместное составление,оформление фотога-
зеты «Моя семья»
Пятница 1 пол. д НОД Познавательно - исследовательское, ком-
муникативное, речевое развитие.
Презентация детьми фотографий
«Моя семья» по плану:
. домашний адрес
. представление членов семьи (имена отчества)
. назвать, кто кому и кем приходится (родители
мамы -бабушка и дедушка. Род. папы-бабушка
дедушка. Братья и сёстры)
. Работа своих родителей
. Увлечения
. Традиции семьи
Оформление фотогазеты «Моя семья»
2 пол. д НОД Художественное творчество. Рисование.
Тема: «Мама, папа, я – дружная семья»
Составляем альбом «Моя дружная семья»