Юлия Караджова
Позитивный микроклимат в группе детского сада: как его достичь?
▼ Скачать + Заказать документы
Без дисциплины нет коллектива,
Без коллектива нет организации.
Дмитрий Фурманов,писатель.
В учебно-воспитательном процессе необходимо формирование единого трудового коллектива педагогов и воспитанников,
жизнедеятельность которого будет служить развитию личности
и индивидуальности,а отношения между педагогами и детьми строиться на уважении и требовательности между педагогом и воспитанником.
А. С. Макаренко.
Темочки:
Актуальные вопросы в деятельности педагога детского сада-позитивный микроклимат, психологический комфорт, эмоциональное состояние ребенка-дошкольника. Позитивный микроклимат способствует объединению детей, закладывает традиции межличностных взаимоотношений в детском коллективе. Эмоции играют немаловажную роль в формировании, развитии и активизации мотивов нравственного поведения. Но для того, чтобы мотивы приобрели побудительную силу, необходимо, чтобы ребенок приобрел соответствующий эмоциональный опыт, который он может приобрести только под руководством взрослого.
Взаимное доверие и уважение, открытое и благожелательное общение-та атмосфера,которая ведет к эмоциональному благополучию ребенка. Процесс общения способствует формированию речевой активности, обусловливает личностные, эмоциональные, поведенческие и другие особенности детей. Общение — это видимая, наблюдаемая, выявляющая вовне связь людей. Отношения и взаимоотношение — стороны общения. Отношение - это позиция личности ко всему, что ее окружает, и к самой себе. Чувства, интересы, внимание — это те психологические процессы, которые выражают отношения человека, его позицию. Позитивные отношения между детьми внутри группы — залог успешности их коммуникативного поведения в будущем.
В детском коллективе неизбежны конфликтные ситуации. Мир взаимоотношений дошкольников разнообразен. Они дружат, ябедничают, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют. Все это протекает естественным образом. Но все чаще приходится наблюдать в общении между детьми проявление таких качеств, как жестокость, нежелание и неумение помочь сверстнику, посочувствовать, порадоваться вместе с ним, неумение уступать. Дети проявляют нетерпимость к индивидуальным особенностям друг друга.
Важная задача в работе педагога — формирование гуманных межличностных отношений между дошкольниками и установление позитивного микроклимата в группе. Ведь именно здесь дети проводят большую часть времени, а сверстники в группе являются их основным кругом общения.
С сентября в нашу группу поступили новые дети из других групп дошкольного учреждения. Они имели уже сложившиеся представления о коллективе,определенные межличностными отношениями. Один ребенок изначально был настроен на то,что его личные интересы учитываются вразрез с режимными моментами в группе. Т. о. создавалась напряженная обстановка,когда ребенок отказывался выполнять уже устоявшиеся в группе правила,затрудняя порой проведение плановых занятий. Ситуация обострялась, так как некоторые дети чувствовали непонимание,отчего неодинаково соблюдаются требования. Некоторые воспитанники изначально отрицательно были настроены на «чужаков» и целенаправленно создавали конфликтные ситуации. Так же в группе есть дети,которые в силу своего характера проявляют явный индивидуализм в игре,не хотят делиться игрушками. В группе складывалась напряженная обстановка, которая негативно влияла на эмоциональное благополучие каждого ребенка в отдельности и на весь коллектив в целом. Дети болезненно реагировали на отказ товарищей по группе играть с ними. И как личную трагедию воспринимали отсутствие доверительных отношений с отдельными детьми группы. Обстановка постоянных обид и споров негативно сказывалась на возможности ребенка самовыражаться, проявлять свою индивидуальность и это снижало активность познавательного интереса к миру; дети чувствовали себя некомфортно.
Перед нами встала задача: как можно за более короткий срок создать в группе благоприятный позитивный микроклимат, который способствовал бы полноценному развитию каждого ребенка. Анализ повседневных наблюдений за поведением детей и детских взаимоотношений позволил выявить, что для создания позитивного микроклимата необходимы методы и приемы, которые способствовали бы: снятию напряжения в детском коллективе; эмоциональному раскрытию каждого ребенка; развитию навыков общения, эффективной коммуникации и взаимодействия; умению сочетать удовлетворение своих желаний и интересов с потребностями партнеров; формированию потребности в поддержке со стороны сверстников, ощущение этой поддержки в совместной деятельности, коллективном творчестве; получение необходимой для каждого ребенка дозы положительных эмоций;
сплочению группы.
Однозначных рекомендаций по созданию позитивного микроклимата в группе детского сада нет, но некоторыми предложениями воспользоваться можно. Мы сегодня поговорим о приемах, которые можно применять в своей практике для сплочения детского коллектива:
-Ввести ритуал утреннего приветствия «Давайте поздороваемся» (сплочение группы, психологический настрой на совместную деятельность)-объединение детей с помощью ладошки правой руки-"рисуем солнышко",касаясь друг друга ладошками и объединяясь-положительный посыл на весь день;
-Утро в группе можно начинать с приветствия «Минута вхождения в день». Это может стать традицией. (Дети, посмотрите на свои руки. У мальчиков они большие, сильные, у девочек – нежные и ласковые. Мы любим свои руки- ведь они могут все: и обнять друга, и поднять упавшего товарища, и дать корм голодным птицам, и красиво накрыть на стол. А за что ты (имя ребенка) любишь свои руки?)
А теперь все возьмемся за руки, повернемся друг к другу, улыбнемся друг другу, поделимся своим теплом друг с другом. И с этим хорошим настроением уважаемые педагоги, продолжим его.
-«Уголок эмоций» - для отслеживания причин плохого настроения у детей и его дальнейшей коррекции, можно использовать следующий прием. На небольшом ватмане разместить фотографии детей в таблице и количество дней месяца. В ячейки каждый день ребенок сам рисует кружочек,цвет которого зависит от нестроения. Цвет кружочка можно поменять в зависимости от настроения в течение дня,нарисовать рядом: красный цвет – хорошее настроение; синий – настроение плохое. Придя утром в детский сад, дети могут отмечать свое настроение, в течение дня если у ребенка настроение меняется, то цвет кружочка тоже может поменяться. Сначала дети будут сосредоточены только на цвете своего кружочка и на своем настроении, но после систематических бесед и анализа настроений дети будут обращать внимание на настроение других и появятся вопросы: «Ты чего такой грустный?», «У тебя плохое настроение?», «Что случилось?»
"Предлагаю каждому из вас заглянуть в себя, и определить какое же настроение у него и при помощи кружочка показать свое настроение. Теперь нам с вами всем наглядно видно, какое настроение в нашей группе"
-использование принципа М. Монтессори: принцип изолированности ребенка от группы в случае конфликтной ситуации между детьми. Предложить ребенку побыть одному! («Волшебный диванчик», «Сердитый стул», «Ковер мира»).
"Вам сейчас я предлагаю немного поиграть, пофантазировать и создать «ковер дружбы» или «ковер мира». Перед вами белый лист бумаги, фломастеры, цветная бумага, клей. Как он будет выглядеть, зависит только от вашей фантазии. (Какие элементы или рисунки на ковре, что символизируют? А теперь подумайте и решите, как он может использоваться в группе. "
-Использование в течение дня игры-правила: «Кричалки-шепталки-молчалки», «Поём-молчим» ,"Сундучок-чок-чок и молчок","Млчаливый кот"(для выброса накопившейся отрицательной энергии у детей);
-копилка добрых слов «Комплименты нашей группы», которую можно оформить в виде книги, плаката, своеобразного указа или поместить на панно
-"Добрая почта".Личные послания симпатий друг другу в виде писем с пожеланиями,признаниями через почтоыф ящик,установленный в группе (сделанный своими руками)
-"Страна гномиков"-оформленный уголок в группе-портреты гномиков с разным выражением лица. В течение дня анализировать,какой именно гномик в данный момент соответствует настроению группы.
-игра-эксперимент «Секрет» (автор Т. А. Репина). Дети кладут в кабинки друг к другу «подарки». У кого оказалось 6-7 «подарков» - это «предпочитаемые» дети, у кого 3-5 «подарков» - это «принятые» дети, у кого 1-2 «подарка» - это «непринятые» дети. Если большинство детей в группе попало в «предпочитаемые и принятые» - в группе хороший, благоприятный микроклимат для психического здоровья детей. Если количество «предпочитаемых» детей приблизительно равно количеству «изолированных»- удовлетворительный микроклимат в группе.
-Можно в группе завести традицию: за каждый добрый поступок в шкатулку класть красную фишку, за плохой - синюю. В пятницу проанализировать, каких фишек больше, это помогает детям задуматься над своим поведение и «вкладом» в общие хорошие дела всей группы.
-По пятницам подводить итоги и поощрять детей за добрые поступки и успехи наклейками.
Каждая группа детского сада – это особая «маленькая страна», в которой могут быть свои традиции. Для одной группы - это может быть коллекционирование чего-либо, для другой группы – проведение народных праздников, для третьей – еженедельные выставки детских работ по определенным темам и т. д. В различных видах деятельности, особенно в самодеятельной сюжетно-ролевой игре, дети приобретают опыт налаживания отношений со сверстниками в соответствии с правилами, принятыми в обществе и в данной группе детского сада. Создание условий для формирования позитивного микроклимата подразумевает и ежедневные игры, направлены на сплочение детей. Предлагаю вам картотеку таких игр. А также не стоит забывать о преобразовании предметно-развивающей среды группы:
дерево эмоций - развитие навыков рефлексии эмоционального состояния;
шкатулка добрых дел - развитие совместной деятельности детей;
гора успехов - развитие чувства уверенности и ответственности у детей;
Есть такая притча:
Человек хотел озадачить мудреца, который знал ответы на все вопросы. Поймал бабочку и решил: сомкну ладони, где находится бабочка и спрошу: «О, мудрейший! Бабочка в ладонях у меня живая или мертвая?» Если скажет «мертвая», разомкну руки, и она улетит, а если «живая», незаметно сомкну руки и покажу мертвую бабочку. Пришел, спросил. А мудрец ответил: «Все в твоих руках, человек!»