Приложение МААМ

Построение работы по развитию связной речи и развитию мелкой моторики рук в таблицах и схемах

Галина Выродова
Построение работы по развитию связной речи и развитию мелкой моторики рук в таблицах и схемах
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование разговорной речи. Обучение рассказыванию.

Диалогическая речь – это разговор одного или нескольких человек.

Формы

Беседа Дидактические Разговор

игры

Приемы

Объяснение Рассказ

воспитателя

Чтение Вопросы Показ

художественного наглядного

произведения Репродуктивные материала

Поисковые

Обобщающие

Игровые приемы ТСО

Обучение рассказыванию

Задачи

Пересказывать Составлять рассказы

Виды По форме По содержанию

Подробный пересказ Описательные: По восприятию

сравнительный и объяснительные (по игрушке, по картине, о предмете)

Публикация «Построение работы по развитию связной речи и развитию мелкой моторики рук в таблицах и схемах» размещена в разделах

Инсценировка Сюжетные Из опыта (по памяти)

По аналогии По воображению (творческие)

Пересказ фрагментов

Приемы обучения рассказыванию

Основные Вспомогательные

Образец План Оценка Коллективное составление

рассказа

Частичный Воспроизведение Составление

образец плана рассказа по частям

Дублер Разбор плана Подсказ вариантов

образца развития сюжетов

Разбор образца Указание

рассказа Подсказ слова, фразы

Вопросы

Схемы, модели

Исправление

Обучение пересказу

Пересказ – это связное выразительное воспроизведение прослушанного художественное произведение.

Последовательность Приемы

Первичное чтение (опускается, если произведение знакомо) Вопросы

Образец чтения

Упражнение Вторичное чтение Объяснение указания

Показ наглядного

материала

Беседа Обращение к опыту детей

Отраженный пересказ

Чтение с установкой на запоминание и пересказ Подсказ слова, фразы

Моделирование

Пересказы детей Сопряженный пересказ

Творческое рассказывание

Виды Условия

Придумывание рассказа по картине Определенный объем знаний

Придумывание рассказа по картине Достаточное развитие аналитико

синтетической деятельности мозга

Придумывание конца рассказа

Определенный уровень речевого

развития

Придумывание сказки, небылицы

Придумывание рассказа (по плану)

Придумывание рассказа по предложенной теме (самостоятельный выбор темы)

Этапы ознакомления с живописью

Первый этап

Структура

Задачи Приемы

Название картины, автор

Создание интереса к живописи, Искусствоведческий

к картине художника рассказ педагога О чем картина

Что самое главное в картине

Формирование умения внимательно Постановка конкретных

ее рассматривать и подробных вопросов Как оно изображено, цвет,

построение, расположение

Эмоционально откликаться на ее Воссоздание событий Что изображено вокруг главного

содержание последующих и предшест-

вующих произведению О чем думается, глядя на картину

Рассказ – образец личностного отношения к картине

Структура Кто написал О чем, какими красками Какое передано настроение, Какие чувства, мысли,

как называется написана картина что особенно понравилось возникают, когда

смотришь на картину

Второй этап

Задачи Приемы

Развивать умение самостоятельно анализировать Постановка вопросов более обобщенного

содержание картины характера

Выделять выразительные средства Прием точных установок о выполнении ребенком

мыслительных действий

Формировать умение «читать» картину Прием композиционных и колористических вариантов

Мотивировать эмоционально – логическое

отношение к произведению

Третий этап

Задачи Приемы

Формирование умения мысленно создавать картину Сравнение картин

по замыслу

Готовить к самостоятельной творческой Постановка конкретных и подробных

изобразительной и словесной деятельности вопросов

Развивать анализ, синтез сравнения, обобщения Мысленное создание собственной картины

по названию картины художника

Различные дидактические игры

Нетрадиционные приемы обучения рассказыванию

Элементы ТРИЗ Моделирование

Игры с «подзорной трубой» Учить детей выделять объекты, изображенные на картине

«Ожившие предметы» Развивать у детей эмпатию, наделяя объекты на картине человеческими чувствами, мыслями, характерами.

«Волшебный гость» Учить детей устанавливать взаимосвязи между объектами, изображенными на картине.

«Живые картинки» Учить детей ориентироваться в двумерном и трехмерном пространстве, отвечать развернутыми предложениями на вопросы о местонахождении объекта.

«Да - нет» Учить детей пространственной ориентировке на картине. Активизировать в речи слова, обозначающие пространственные ориентировки.

«Кто о чем говорит?» Учить детей составлять диалоги от лица объектов картины.

К нам пришел волшебник «Я ощущаю запах» Учить представлять возможные запахи и передавать свои представления

в рассказе

К нам пришел волшебник «Я ощущаю лицом и руками» Учить детей представлять возможные ощущения от предполагаемого соприкосновения с различными объектами и передавать их в речи.

К нам пришел волшебник «Я пробую на вкус» Учить детей разделять объекты на съедобные - несъедобные для человека и живых объектов, изображенных на картине. Побуждать передавать в речи вкусовые характеристики объектов.

«Что было, что будет?» Учить детей представлять прошлое и будущее объекта и составлять связный рассказ об этом.

«В гости пришли Волшебники Времени» Учить детей представлять прошлое и будущее объекта и составлять связный рассказ о нем. Учить детей фантастическим преобразованиям свойств времени.

Развивающий потенциал речевой среды

Речевая среда

Естественная Искусственная

Неблагополучная Благополучная Речевая среда со специально установленными

высокими развивающим потенциалом

Развивающие возможности речевой среды, в которой растет ребенок, называют ее развивающим потенциалом.

Принцип комплексирования и гибкого зонирования.

Принцип открытости и закрытости.

Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.

Принципы построения Принцип активности, самостоятельности, творчества.

развивающей среды Принцип стабильности – динамичности.

Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального

благополучия каждого ребенка.

Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической

организации среды.

«Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как и артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона.»

М. М. Кольцова.

Для более успешного развития речи детей

Подготовки руки ребенка к письму

Развитие мелкой моторики является средством Предотвращении так называемого «писчего спазма»

Если ребенок – маленький левша, то помочь ему

адаптироваться в мире правшей.

Создание развивающей среды

Специальные игровые упражнения

Условия для развития мелкой моторики рук Мероприятия по художественному труду

Развивать тактильные ощущения и координацию движений

Работа по подготовке руки к письму

Игры с мячом

Сюжетные этюды Игры с палочками

Работа со штампами Работа с трафаретами

Игры с предметами Физкультминутки

Развитие межполушарного Содержание работы Ниткопись

взаимодействия по развитию мелкой моторики рук

Деревянные игрушки Пальчиковый театр

Пластилиновая мозаика Рисование пластилином

Нанизывание бус Лепка из соленого теста

Аппликация методом обрывания

Литература:

1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] : учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен. / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М. : Академия, 2009. – 400 с.

2. Ёлкина, Н. В. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста: Учебное пособие. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2006. – 76 с.

3. Короткова Э. П. Обучение рассказыванию в детском саду. – М., 1982.

4. Сидорчук Т. А., Лелюх С. В. Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине (технология ТРИЗ) – М. ,2009.

5. Стародубова, Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников : учебное пособие для студентов учреждений высшего проф. образования / Н. А. Стародубова. - 5-е изд., стер. - М. : Издательский центр. «Академия», 2012. - 256 с.

Публикации по теме:

Конспект открытого занятия по развитию речи и развитию мелкой моторики «Путешествие в зоопарк»Конспект открытого занятия по развитию речи и развитию мелкой моторики «Путешествие в зоопарк» Карташева Виктория Викторовна Конспект открытого занятия по развитию речи и развитию мелкой моторики 2 мл. «Путешествие в зоопарк».

Конспект НОД по развитию речи с элементами мелкой моторики «Путешествие в зимний лес» (средняя группа)Конспект НОД по развитию речи с элементами мелкой моторики «Путешествие в зимний лес» (средняя группа) /Конспект НОД по развитию речи с элементами мелкой моторики «Путешествие в лес». Средняя группа. Автор: Константинова М. Ф. Муниципальное.

Конспект НОД воспитателя с детьми по формированию мелкой моторики и развитию речи «Весёлый ручеёк» Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с детьми по формированию мелкой моторики и развитию речи «Весёлый ручеёк».

Перспективный план работы по развитию связной речи с использованием мнемотехники для детей старшего дошкольного возраста октябрь 1. «Живые слова». Познакомить детей с мнемотаблицей. Обогащать словарный запас, развать долговременную память и логическое мышление.

План работы по развитию мелкой моторики с детьми младшего дошкольного возраста План работы по развитию мелкой моторики с детьми младшего дошкольного возраста. Сентябрь. - Наблюдение за детьми, диагностика. - Работа.

Проект «Система работы по развитию мелкой моторики с использованием нестандартного оборудования у дошкольников с ОВЗ» Проект исследовательский, практико-ориентированный, реализуется в рамках ДОУ, в течение года. В проекте участвуют дети среднего дошкольного.

Создание условий для обеспечения эффективности работы по развитию мелкой моторики у детей с ОВЗ. Игры и пособия для занятийСоздание условий для обеспечения эффективности работы по развитию мелкой моторики у детей с ОВЗ. Игры и пособия для занятий Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник.

Уголок «Умные пальчики» как форма работы по развитию мелкой моторики рукУголок «Умные пальчики» как форма работы по развитию мелкой моторики рук Продолжаю серию публикаций по развитию мелкой моторики рук у детей. Для организации такой работы в группе оформлен уголок моторики «Умные.

Выступление на педсовете из опыта работы «Повышение эффективности занятий по развитию связной речи»Выступление на педсовете из опыта работы «Повышение эффективности занятий по развитию связной речи» Слайд 1 Выступление на педсовете из опыта работы "Основные методы, приемы и средства повышения эффективности специально организованной деятельности.

Занятие по сенсорному развитию и развитию мелкой моторики руки «К нам в гости пришли маленькие гномики»Занятие по сенсорному развитию и развитию мелкой моторики руки «К нам в гости пришли маленькие гномики» Хочу предложить вам на суд занятие с детьми с ОВЗ в средней группе. Дети практически не говорящие, поэтому занятие построено так, чтобы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Построение работы по развитию связной речи и развитию мелкой моторики рук в таблицах и схемах
Опубликовано: 21 апреля 2023 в 14:00
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Построение работы по развитию связной речи и развитию мелкой моторики рук в таблицах и схемах» (включая файлы) размещена пользователем Галина Выродова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД