Альбина Евстафьева
Конспект интегрированного занятия по патриотическому воспитанию «Посиделки в русской избе»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №6
Конспект интегрированного занятия
по патриотическому воспитанию «Посиделки в русской избе»
Выполнила: воспитатель
Евстафьева А. В
Лукоянов 2017г.
Публикация «Конспект интегрированного занятия по патриотическому воспитанию „Посиделки в русской избе“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Посиделки
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Темочки
Цель: познакомить детей с предметами старинного русского быта, с традициями русского народа.
Задачи:
Закрепить умение работать с солёным тестом – лепка калачей.
Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками.
Развивать связную монологическую речь и комуникативные умения при помощи народных игр.
Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке.
Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства.
Развивать интерес к русскому фольклору.
Словарная работа: печь, горшок, крынка, чугунок, ухват, сундук, лапти, самовар.
Оборудование: «русская изба» с предметами быта: печь, горшок, крынка, чугунок, ухват, сундук, лапти, самовар, русский национальный костюм для хозяйки, солёное тесто, калачи.
Воспитатель (одета в русский народный костюм – хозяйки) встречает детей.
Здравствуйте молодушки, славные лебёдушки
Здравствуйте молодцы, весёлые удальцы
Муз. Руководитель: А куда мы попали?
- Попали вы на русские посиделки.
Я очень- очень рада вам
Вы в избу входите
Места скорей займите
Горница у меня небольшая
Да красивая какая.
Посидим, поговорим, чайку попьём.
Речь о русском быте поведём.
Муз. Руководитель: Спасибо, хозяюшка, что в гости позвала
В избу твою жаркую мы пришли с подарками
(преподносят дети бусы и платок.)
Хозяйка: Спасибо детки за ваши подарки
Сундучок, сундучок
Деревянный бочок
Расписная крышка
Железная задвижка
Раз, два, три, четыре, пять
Можно крышку открывать.
В сундуке моём храню я
Много всякого добра
Бусы, кофты, сарафаны,
Шали, юбки и румяна.
Хоз. - Ребята, загадки любите отгадывать?
Дети: Да
Хозяйка: Тогда слушайте.
Летом спит
Зимой холодит
Пасть открывает
Что дают-глотает.
Внутри огонь палит
Из трубы дым валит
Кашу варит, блины жарит.
Дети: Печь.
Ребё нок: Русской печки нет добрее
Всех накормит, обогреет
Варежки сушить поможет
Руки обогреет тоже.
(дети подходят к печи и греют руки.)
Хозяюшка: В каждой избе была печь – матушка печь-кормилица. Она обогревала избу, в ней очень вкусно готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.
А может вы, ребята знаете пословицы о печке.
Дети: Матушка - печка, горячее сердечко.
Когда в печи жарко – тогда и варко.
Что есть в печи – всё на стол мечи.
В холодной печи не пекут калачи.
Хозяйка: Я вас ждала к себе в гости. В избе порядок навела, пол подмела, дров наносила, печку затопила, да и как говорили в старину «Не красна изба углами, а красна пирогами», поэтому я тесто замесила, а испечь не успела. Прошу вас помочь мне испечь калачи к чаю. (На столах разложены доски для лепки, по кусочку солёного теста. Дети садятся за столы и приступают к работе. Хозяйка напоминает детям, как лепят калачи: раскатывают колбаску, сворачивают её в колечко и края соединяют. Выполняют лепку и поют прибаутку «Бай - качи, качи. Калачи кладут на противень, и хозяйка ставит в печь.)
Хозяйка: В русской избе была не только печь, но и много интересной и полезной утвари. Эй, ребята не зевайте, а загадки отгадайте.
Загадки: В земле я родился, в огне закалился… (горшок).
Книзу узок, верх широк, утварь эта… (чугунок).
Утром шла дорогой к рынку и несла сметаны…. (крынку).
Здесь хранится молоко так и льётся оно само. (Хозяйка наливает детям молоко)
Из русской печи щи, кашу – тащи.
Чугунок, горшок очень рад
Что их схватил (ухват).
Сами не едим, а людей кормим? (ложки).
(Хозяйка угощает щами).
Музыкальная игра ложкарей.
Хозяйка: Собирайся детвора будет русская игра «В цапки»
(Дети встают в круг. Водящий вытягивает руку ладонью вниз. Каждый играющий ставит свой указательный палец под ладонь водящего. Все говорят слова:
Под моею крышей
Собрались мыши,
Белка, жаба, заяц. Цап!
(При последнем слове все должны быстро убрать палец, чей палец схвачен водящим, тот выбывает из игры.)
Хозяйка: Раньше всё делалось своими руками. Долгими зимними резали ложки, плели лапти, пряли, вязали, вышивали. (показывает изделия ремёсел)
В старину в каждой деревни устраивали посиделки, чтоб себя показать, на других посмотреть, перебросится частушкой.
Эй, девчонки - хохотушки
Запевайте – ка частушки
Кто сказал – частушки вроде
В наши дни уже не в моде?
Да и дело разве в моде?
Если любят их в народе?
Начинаем петь частушки
Просим не смеяться
Здесь народу очень много
Можем растеряться.
Эх, как выйду я плясать
Ножками задрыгаю
Печь, кадушка и ухват
По полу запрыгаю.
Я сидела на печи
Сторожила калачи
А за печкой мышки
Сторожили пышки.
Мы частушки вам пропели
Хорошо ли, плохо ли!
А теперь мы вас попросим
Чтоб вы нам похлопали.
Хозяйка: Ох, я развеселилась, расплясалась, а про калачи забыла (достаёт из печи калачи).
Вы давно калачи не ели?
Вы калачей захотели?
Дети: Да
Хозяйка: Напекли мы их поесть
Сотен пять, а может шесть
Угощение на славу,
А гостям на забаву.
И последняя загадка
Стоит бычок
Подбоченивши бочок
Шипит и кипит
Всем чай пить велит.
(Дети приглашают гостей на чай.)
Вот настал момент прощанья,
Будет краткой моя речь
Говорю вам «До свиданья!»
До счастливых новых встреч.