Марина Иванова
Конспект занятия «Посиделки у печки с бабушкой Сказеей» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование у детей духовно-нравственной культуры на основе русских народных сказок.
Задачи:
Обучающие:
-Формировать представления детей о традициях и обычаях русской народной культуры, продолжать знакомить с русскими народными сказками;
-Прививать детям любовь к фольклору, развивать интерес и уважение к своим национальным истокам.
Развивающие:
-Способствовать развитию коммуникативных качеств, мышления, воображения, внимания и интереса;
Воспитательные:
Темочки:
- Быт и народные традиции, предметы старины
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народный быт. Конспекты
- Народный быт. Сценарии
- Подготовительная группа
- Посиделки
- Русская печь, печка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2024
-Воспитывать интерес к быту, традициям и обычаям наших предков, чувство уважения к народной культуре;
-Воспитывать уважение к старшим, честность, верность, отзывчивость, доброту, милосердие, взаимопомощь и умение оценивать добрые и негативные поступки героев.
Место проведения: музей русского народного быта
Ход:
(Дети входят в музей и рассаживаются на стульчики. Их встречает Сказочница Сказея)
Сказея : - Мир вам, гости дорогие!
Вы явились в добрый час,
Встречу тёплую такую
Мы приготовили для вас!
Так на Руси приветствовали гостей и мы от традиций отступать не будем.
Воспитатель: -Очень часто за событиями и за суматохой дней
Старины своей не помним, забываем мы о ней!
И хотя, более привычны нам полеты на луну,
Вспомним русские обычаи, вспомним нашу старину!
Сказея : -В старые добрые времена был такой обычай на Руси. В зимние вечера, когда переделают все дела по хозяйству, собирались и стар и млад в какой – нибудь избе на посиделки, где водили хороводы, пели песни, играли в игры, читали сказки, разговаривали.
1 Ребё нок: На завалинке, в светелке
Иль на бревнышках каких
Собирали посиделки пожилых и молодых.
При лучине ли сидели, говорили, песни пели.
И водили хоровод.
2 Ребёнок А играли как! В горелки! Ах, горелки хороши!
Словом, эти посиделки — были праздником души.
Наш досуг порою мелок, и чего там говорить:
Скучно жить без посиделок, их бы надо возродить!
Воспитатель: -Нет дома уютнее, чем наша русская изба. Воздух в ней чист и смолист. Особенно хорошо в избе зимой. Затрещит мороз, завоет ветер в трубе, а на печи тепло и уютно (приложить ладонь к печке).
Вот и мы предлагаем нам устроить сегодня посиделки у печки и послушать русскую народную сказку.
Сказея : Ребята, любите ли вы сказки? (Да)
Я вам расскажу русскую народную сказку, которая называется «Хвосты». Как вы думаете, о чем эта сказка? Хотите узнать? Тогда внимательно слушайте! (Сказка «Хвосты» см. Приложение 1)
Физминутка «Зайка».
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Вышел зайка погулять. (ходьба на месте)
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Будем с зайкой мы играть. (руками изображаем над головой уши зайца)
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Любит зайка поскакать. (прыжки на месте)
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Хочет лапками стучать. (стучим ладонями по коленям)
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Будем головой кивать. (киваем головой)
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Всем пора нам отдыхать. (садимся на корточки)
Сказея : -Ребята, понравилась вам сказка)
Как называется сказка, с которой вы познакомились? Кто главные герои? Остались звери довольны хвостами? Как о них можно сказать?
Воспитатель: Ребята, а сейчас пройдём в группу и немного поиграем в народную игру «Сидит, сидит зайка!» (См. Приложение 2)
Воспитатель: -Ребята, сказку вы послушали, в игру поиграли. Поблагодарим нашу Сказею за интересную сказку). Наши посиделки закончились!
Если вам понравилось, то возьмите зеленый кружок, если не понравилось, то красный. Объясните ваш выбор.
Приложение 1
ХВОСТЫ
Прошёл по лесу слух, что всем зверям будут хвосты раздавать. Полетели вороны во все стороны по лесам, по лугам и всем объявили:
— Приходите, все звери, завтра на большую поляну получать хвосты!
Заволновались звери: «Хвосты? Какие хвосты? Для чего хвосты?» Лисичка-сестричка говорит:
— Ну, какие никакие, а раз дают, надо брать; после разберём, для чего они!
С утра потянулись звери на большую поляну: кто бегом, кто скоком, кто лётом — каждому хотелось хвост получить.
Зайчик тоже собрался идти — высунулся из норки и увидел, что дождик сильный идёт, так по мордочке и хлещет.
Испугался зайчик: «Забьёт меня дождик!» — спрятался в норку. Сидит и слышит: «тууп-тууп-тупп!». Земля трясётся, деревья трещат. Медведь идёт.
— Дедушка медведь, — просит зайчик, — будут там хвосты раздавать, захвати мне, пожалуйста, хвостик!
— Ладно, —говорит медведь, — коли не забуду — захвачу!
Ушёл медведь, а зайчика раздумье взяло: «Старик он, забудет про меня! Надо кого-нибудь ещё попросить!»
Слышит он: «туп-туп-туп!» — волк бежит.
Высунулся зайка и говорит:
— Дяденька волк, будешь себе хвост-то получать, — выбери и мне какой-нибудь!
— Ладно, — говорит волк, — принесу, если останется! — и убежал.
Сидит зайка в норке, слышит, трава шуршит, метётся — лисичка бежит.
«Надо и её попросить!» — думает зайчик.
— Лисичка-сестричка, будешь себе хвост-то получать, принеси и мне хвостик!
— Ладно, — говорит лиса, — принесу тебе, серому, хвостик, — и убежала.
И много же зверей собралось на поляну!
А там на больших сучьях хвосты развешаны, и каких там только нет: и пушистые-распушистые, и веером, и метёлкой, есть и гладкие, как палка, есть, кренделями, есть завитушками, и длинные, и короткие — ну всякие-превсякие!
Лиса первая поспела, выбрала себе хвост пушистый, мягкий, пошла домой довольная, вертит хвостом, любуется.
Конь прибежал, выбрал себе хвост с длинными волосами. Ну и хвост!
Помахивает — до самого уха хватает! Хорошо им мух отгонять! Пошёл конь довольный.
Подошла корова, ей достался хвост длинный, как палка, с метелкой на конце. Довольна корова, по бокам машет, слепней отгоняет.
Белочка прыгала по головам, по плечам, схватила себе хвостик пушистый, красивый и ускакала.
Слон топтался, топтался, всем лапы оттоптал, копыта отдавил, а когда подошел, то остался только хвост, как шнурочек, со щетиной на конце. Не понравился он слону, да ничего не сделаешь, другого нет больше!
Свинья подошла. Она поднять голову-то кверху не может, достала что пониже висело — хвост гладкий, как верёвочка. Не понравился он ей вначале. Завила она его колечком — какой красивый показался — лучше всех!
Медведь опоздал — по дороге на пчельник зашёл — пришёл, а хвостов-то уже нет! Нашел какой-то лоскутик кожи, обросший шерстью, и взял себе как хвост, — хорошо, что чёрный!
Все хвосты разобрали, идут звери домой.
Зайчик сидит в норке, ждёт не дождётся, когда ему принесут хвостик, слышит медведь идёт.
— Дедушка медведь, принёс мне хвостик-то?
— Куда тебе там хвост! Я себе-то вон какой обрывок достал! — И ушёл.
Слышит зайчик — волк бежит.
— Дяденька волк, принёс ли мне хвостик-то?
— Не до тебя там, косой, было! Я себе насилу выбрал, потолще да попушистее, — сказал волк и убежал.
Бежит лисичка.
— Лисичка-сестричка, принесла ли мне хвостик? — спрашивает зайчик.
— Забыла, — говорит лиса. — А посмотри, какой я себе выбрала!
И начала лиса вертеть хвостом во все стороны. Обидно зайчику стало! Чуть не заплакал.
Вдруг слышит шум, лай, писк! Глядит — кошка с собакой ссорятся, у кого хвост лучше. Спорили, спорили, подрались.
Собака у кошки отгрызла кончик хвоста. Зайчик подхватил его, приставил к себе как хвост и доволен стал — хоть маленький, а всё-таки хвост!
Приложение 2
Народная игра «СИДИТ, СИДИТ ЗАЙКА»
У стены на корточках сидит зайка. Охотники (10-12 человек) расположились у противоположной стены. Участвующие в игре говорят:
Сидит, сидит зайка,
Сидит зайка серый
Под кустом, под кустом.
Охотнички едут,
Едут, скачут в поле
Во пустом, во пустом.
«Вы, охотнички скачите.
На мой хвостик поглядите:
Я не ваш,
Я ушел!»
1-3 строчки: зайка поворачивает голову из стороны в сторону и замирает прислушиваясь.
4-6 строчки: охотники скачут галопом по кругу и задерживаются в том месте, где их застает речь зайки.
7-10 строчки: Говорит один зайка, стоя во весь рост и слегка пружиня ноги в коленях. На последние строки делает прыжок, еще прыжок, и еще прыжок, поворачиваясь спиной к охотникам.
Затем зайка убегает. Охотники ловят его, окружая сцепленными руками.