Татьяна Панченко
Памятка для родителей «Посадили огород и узнали, что растет»
▼ Скачать + Заказать документы
«Детство не должно быть постоянным праздником - если нет трудового напряжения, посильного для детей, для ребенка останется недоступным и счастье труда. Высшая педагогическая мудрость трудового воспитания заключается в том, чтобы утвердить в детском сердце народное отношение к труду»
Сухомлинский В. А.
Труд в природе помогает воспитать любовь к ней. Любить природу — это значит создавать и приумножать богатство нашей Родины, бережно относиться к живому, к результатам труда.
Публикация «Памятка для родителей „Посадили огород и узнали, что растет“» размещена в разделах
Приучать детей к труду надо с дошкольного возраста, учитывая возрастные особенности. В ходе работы, связанной с трудом в природе, развивается наблюдательность, любознательность, кругозор детей. Они получают доступные знания, например, о почве, посадочном материале, трудовых процессах, орудиях труда. Дети начинают понимать зависимость организма от среды, последовательность роста и развития животных и растений (появление всходов, цветение, плодоношение, в процессе труда устанавливают закономерности и связи (последовательные, временные, причинные, существующие в жизни природы. При этом у детей появляются знания, позволяющие сделать вывод что человек, зная потребности живых организмов, может влиять на их рост и развитие т. е. они узнают о роли человека в управлении природой. Труд в природе - единственный вид производительного труда, доступный детям дошкольного возраста. Конечная цель - вырастить овощи, ягоды, цветы - результаты труда конкретны и понятны ребенку, но они не могут быть достигнуты быстро. Цель отдалена во времени и требует от ребенка длительных физических и умственных усилий, повседневной кропотливой работы.
Важно, чтобы в распоряжении детей был необходимый инвентарь для труда на садовом участке и по уходу за комнатными растениями. Такой инвентарь должен иметь привлекательный вид, соответствовать физическим силам и росту дошкольника. Только в этом случае можно рассчитывать на го, что ребенок овладеет правильными трудовыми навыками, будет работать с удовольствием и результативно. Труд на садовом участке принесет ему радость, если для обработки почвы и ухода за растениями в его распоряжении будет необходимый инвентарь, предназначенный специально для детей. Ребенка надо учить пользоваться тем или иным орудием труда, объяснить и показать, для чего оно предназначено, как им действовать, экономно расходуя свои силы.
Ребенок станет ценить и уважать труд, когда имеет представление о нем, как о деятельности, требующей физических усилий и терпения. Это представление складывается у него благодаря личному опыту.
Маленький помощник должен самостоятельно выполнять работу. Это повышает в нем чувство ответственности за порученное, но детская самостоятельность хороша при условии, что ребенок обладает определенными знаниями и опытом. Если он знает, что поливать надо только те комнатные цветы, у которых земля в горшках сухая, то не польет те, где много влаги. Важно учесть, может ли он сам подготовить все необходимое для труда, обладает ли нужными навыками.
Труд не должен переутомлять ребенка, но его трудовая деятельность должна содержать достаточную нагрузку. Все, что легко и просто, не способствует поддержанию интереса, так же, как и то, что очень трудно. Если ребенок работает без должного напряжения, то у него невольно формируется неправильное представление о труде, как о деятельности легкой, незначительной и необязательной.
Ребенок станет ценить и уважать труд, когда имеет представление о нем, как о деятельности, требующей физических усилий и терпения. Это представление складывается у него благодаря личному опыту.