Елена Валентиновна Воронина
Портфолио группы как форма сотрудничества с семьёй
▼ Скачать + Заказать документы
«Портфолио» группы как форма сотрудничества с семьёй.
Одной из современных форм работы с родителями является технология портфолио, в настоящее время она широко применяется в образовательной сфере. Существуют различные подходы к определению понятия «Портфолио» (Т. Г. Новикова, А. С. Прутченков, И. Ю. Гайтукаева, И. Г. Юдина, Г. К. Селевко и др.).
Публикация «Портфолио группы как форма сотрудничества с семьёй» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2019
Несмотря на различные в обосновании понятия, все исследователи сходятся во мнении, что «Портфолио» в первую очередь – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений за определённый период.
Основной смысл портфолио, по мнению Т. Г. Новиковой, - «показать все, на что ты способен».
В нашем детском дошкольном учреждении ведется постоянная систематическая работа с родителями. Для информации, ознакомления и просвещения родителей в современных условиях введения ФГОС мы активно реализуем технологию «Портфолио». Наш «Портфолио» представляет собой электронный и печатный вариант, которые обновляются и предлагаются к вниманию родителей.
Портфолио группы детского сада может состоять из таких разделов:
"Добро пожаловать!"
(Содержит общую информацию, представляющую группу : название группы, возраст детей, педагоги, фотографии или рисунки отдельных уголков группы).
"Давайте познакомимся!"
(Представляет собой фотопортрет всей группы, его также можно оформить в виде детских рисунков или общего коллажа).
"Наши девочки"
( Содержат отдельные характеристики девочек: их имена, увлечения, любимые игрушки, занятия и др.).
"Наши мальчики"
( Содержат отдельные характеристики мальчиков: их имена, увлечения, любимые игрушки, занятия и др.).
"Наши успехи и достижения";
"Наши мечты".
Можно расширить предложенную структуру дополнительными разделами, например,
"Что означают наши имена",
"Наши праздники",
"Кем я буду, когда вырасту",
"Мы артисты", и другие.
Структурные компоненты «Портфолио» :
«Наши именинники» - поздравления тех детишек, которые родились в этом месяце.
«Устами младенца» - примеры творческого речевого развития детей.
«Из жизни группы» - описание мероприятий, которые проведены в группе, подведение итогов за месяц - то чему научились дети, что видели, где принимали участие, какие праздники и мероприятия проходили. Показаны учебные и досуговые моменты группы и детского сада.
«Страничка доктора» - описание мероприятий здоровьесберегательного характера и медицинские рекомендации по развитию физически и психически здоровой личности. Также представлена информация для родителей о карантинных мероприятиях в группе, о предотвращении заболеваний, о сезонных заболеваниях.
Создание «Портфолио» очень увлекательно и сближает детей и родителей, семьи больше узнают друг о друге и начинают общаться между собой.
Этапы работы над «Портфолио» :
1 этап – Информационно – просветительский.
На родительском собрании до сведения родителей доводится информация о современной технологии «Портфолио», ее целях, задачах, особенностях реализации на дошкольном уровне и уровнях начального общего и основного общего образования. Затем родителям предлагаются на выбор разделы, которые можно включать в «Портфолио» группы. Родители активно обсуждают интересующие их разделы, выбирают и предлагают педагогам окончательный вариант структуры группового «Портфолио». Совместно с родителями определяются сроки обновления содержания «Портфолио».
2 этап - Организационный
На этом этапе осуществляется организационная деятельность со всеми участниками образовательного процесса: детьми, родителями, педагогами и специалистами дошкольного учреждения по сбору информации.
3 этап. Заключительный. (Оценочный.)
Оценка родителями ребенка результата, оформленного в печатном виде. Оценки родителей порой отличаются от оценки педагогов: часто она бывает неадекватной из-за незнания родителями возрастных особенностей детей: заниженной, завышенной или критичной.
При организации работы над «Портфолио» нужно учитывать некоторые особенности сбора информации. Часто случается так, что авторы-составители портфолио считают, что собирать следует только официальные документы (дипломы, сертификаты, свидетельства, удостоверения и т. д.). При этом игнорируются творческие работы, самоотчеты, отзывы, рекомендации и т. д. Особенность «Портфолио» заключается в необходимости получения разнообразной и разносторонней информации о процессе деятельности и о его результате. Разработчики «Портфолио» иногда стараются превратить его в архив всех достижений, однако «Портфолио» должен показать позитивную динамику развития с момента последней оценки деятельности. В связи с этим «Портфолио» должен быть систематичным, а не разовым. «Портфолио» подразумевает систематическую работу, постоянное пополнение и анализ имеющихся материалов, иначе нет смысла начинать работу.
Таким образом, технология портфолио является одним из способов повышения качества образовательного процесса, т. к. использование данной технологии способствует достижению положительных результатов деятельности, как индивидуума (ребенка, педагога, так и коллектива в целом (группы, ДОУ).