Татьяна Вострикова
«Поможем Незнайке». Занятие по обучению грамоте в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи :
продолжать учить детей проводить фонетический разбор слов; закрепить умение различать твердость и мягкость согласных; составлять схему предложения, определять первое, второе, третье слово в нем; упражнять детей в чтении слогов; закреплять умение детей делить слова на слоги; формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; развивать мелкую моторику рук; развивать внимание, логическое мышление; воспитывать дружелюбное отношение друг к другу, умение слушать других.
Оборудование:
Публикация «„Поможем Незнайке“, Занятие по обучению грамоте в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2013
игрушка – Незнайка, записка от Незнайки, мешочек, клубок, письмо от Бабы Яги, слова и слоги, напечатанные на бумаге, схемы слов КОТ, МЕЛ, ЛИСА, буквы разрезной азбуки, кружки – символы звуков, сюжетная картинка, макароны.
Ход занятия.
Логопед: ребята, я хочу рассказать вам о случае, который произошел со мной сегодня утром. Когда я шла в детский сад, то на высоком тополе увидела ворону. У нее в клюве был какой – то мешочек. И как только я подошла ближе к дереву, ворона громко каркнула, и мешочек упал прямо к моим ногам. Я подняла его и посмотрела, что в нем. И вот, что я увидела. (Логопед достает записку с каракулями). Видите, ребята, какая – то бумажка с непонятными буквами. Из всех букв я узнала только одну, написанную внизу. А вы узнали эту букву?
Дети: это буква «Н».
Логопед: а как вы думаете, что она может означать?
(Дети рассуждают).
Логопед: может быть, это первая буква чьего – либо имени? Какие имена вы знаете, которые начинаются на звуки «Н» и «НЬ»?
(Дети отвечают).
Логопед: а имя нашего друга Незнайки, с какого звука начинается?
Дети: со звука «НЬ»
Логопед: дети, а какой это звук, охарактеризуйте его.
Дети: звук согласный, звонкий, мягкий.
Логопед: а какой у этого звука есть старший братец – твердый?
Дети: звук «Н».
Логопед: так вот, ребята, мне, кажется, это Незнайка прислал нам такую записку. Ведь он кроме буквы «Н» никакой другой не знает. Но непонятно, что он хотел нам написать? Ой, ребята, в мешочке еще есть клубочек. (Логопед достает клубок). Смотрите, он прямо выпрыгивает из моих рук. Идемте скорее за ним. Он нас куда – то зовет.
(Дети подходят к первому фланелеграфу. На нем стоит конверт. Логопед берет его).
Логопед: ребята, смотрите, здесь какое – то письмо. Сейчас я его прочитаю: «Вы найдете своего друга, если справитесь с моими заданиями. Я хочу узнать, знаете ли вы звуки, буквы, умеете ли читать, составлять схемы предложений. Поспешите! Баба Яга!»
Ребята, коварная Баба Яга приготовила нам задания, с которыми нам обязательно нужно справиться. Нам нужно быть очень внимательными, иначе с Незнайкой может случиться беда. Вы готовы помочь ему? Тогда давайте посмотрим, что же это за задания?
Задание 1. «Раздели слова на слоги».
Логопед произносит слова, а дети делят их, подпрыгивая на каждый слог.
Задание 2. «Соедини слово со схемой».
Логопед показывает детям написанное слово КОТ, предлагает найти соответственную схему, к которому оно подходит. Аналогичная работа проводиться со словом МЕЛ. Для слова ЛИСА схемы нет, и логопед предлагает составить ее с помощью кружков – звуков и букв разрезной азбуки.
(Каждый ребенок выкладывает самостоятельно схему. Затем один у доски делает звуко-буквенный анализ слова).
Задание 3. «Прочти слоги».
Логопед: ребята, а сейчас следующее задание от Бабы Яги. Нам нужно прочитать слоги и показать, как мы умеем читать.
(Дети читают слоги, которые им показывает логопед).
Физкультминутка.
Логопед: ребята, мы с вами хорошо потрудились, устали, поэтому я предлагаю вам отдохнуть и немного поиграть.
Все захлопали в ладоши Хлопки в ладоши перед
Дружно, веселее, собой.
Застучали наши ножки Ходьба с притопом.
Громче и быстрее.
Мы в ладоши хлоп – хлоп, Два хлопка.
Мы ногами топ – топ, Два притопа.
Руки мы поднимем выше Руки поднять вверх.
И легко – легко подышим. Вдох-выдох, руки вниз.
Задание 4. «Составь предложение».
(Логопед предлагает детям сюжетную картинку, под которой нарисована схема предложения из двух слов).
Логопед: ребята, из скольких слов должно состоять предложение? Почему?
(Дети отвечают и придумывают предложения из двух слов. Затем логопед меняет схему, и дети придумывают предложение уже из трех слов).
Логопед: со всеми заданиями мы справились, а где же Незнайка – так и не узнали. Может быть, клубочек нам подскажет? Смотрите, он снова зовет нас за собой.
(Дети находят еще одно задание).
Задание 5. «Выложи букву».
Логопед: ребята, Баба Яга предлагает нам выложить первую букву своего имени из макарон.
(Дети выкладывают первые буквы своих имен).
Логопед: ну что же, ребята, клубочек больше никуда не катиться. Значит, Незнайка где – то здесь. Давайте поищем его.
(Дети отправляются на поиски Незнайки).
Незнайка : ребята, как я рад вас видеть!
Логопед: а что случилось?
Незнайка : я заблудился в лесу и попал к Бабе Яге. Мне удалось послать вам записку. Вы прочитали ее?
Логопед: нет, Незнайка, как же мы можем ее прочитать? Ведь там одни каракули. И чтобы найти тебя, ребятам пришлось немало потрудиться. Баба Яга приготовила нам трудные задания, но дети справились с ними. Они придумывали слова со звуками «Н», «НЬ», составляли схемы слов, предложений, читали слоги, выкладывали первую букву своего имени.
Незнайка : я тоже хочу всему этому научиться!
Логопед: оставайся у нас, и ребята всему тебя научат!