Наталья Ермакова
Конспект занятия «Поможем Незнайке узнать о воздухе»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад№42 комбинированного вида»
Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников по экологии
в старшей группе
«Поможем Незнайке узнать о воздухе»
Разработчик:
Ермакова Наталья Александровна.
г. Алапаевск
2013г.
Программное содержание:
1. Физически развитый, овладевший культурно-гигиеническими навыками. Формировать умение проявлять аккуратность при работе с водой.
Публикация «Конспект занятия „Поможем Незнайке узнать о воздухе“» размещена в разделах
2. Любознательный, активный. Развивать любознательность детей, поддерживать проявления самостоятельности в познании окружающего мира, развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
3. Эмоционально отзывчивый. Проявлять активность в проведении опытов. Развивать в экспериментальной деятельности, отзывчивость, доброту, потребности приходить на помощь к тем, кто в ней нуждается. Воспитывать доброжелательное отношение к взрослым и сверстникам в ходе экспериментной деятельности, реагировать на эмоциональное состояние окружающих, развивать эмоционально-положительные эмоции.
4. Овладевшими средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Формировать умение взаимодействовать со сверстниками в игровой обстановке, умение договориться, выполнять правила поведения, сотрудничества, обращаться с просьбой, договариваться о совместной деятельности. Развивать эмоционально-положительные эмоции. Расширять и активизировать словарь детей.
5. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных целостных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Развивать умение игрового и делового общения со сверстниками, желание участвовать в коллективной деятельности, умение аргументировать свои суждения, используя речь доказательства.
6. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту. Обогащать опыт исследовательской деятельности через ознакомление с новыми способами исследования воздуха, его значение, свойств. Поощрять выдвижение гипотез.
7. Имеющие первичные представления о себе. Формировать умения осознавать себя частью живой природы, о значении воздуха в жизни человека.
8. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности. Развивать умения в ходе практической деятельности выявлять свойства предметов, устанавливать взаимосвязь между предметом и его качеством. Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
9. Овладевший необходимыми специальными умениями и навыками. Формировать умения определять последовательность действий в опытах. Развивать практические умения и навыки при проведении опытов.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам в гости пришел?
Дети: Незнайка.
Воспитатель: А что это у него в руках?
Дети: Мешочек.
Воспитатель: Давайте внимательно рассмотрим мешочек, что о нем вы бы сказали, какой он?
Дети: Он полный, прозрачный.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что у него там? Я вам загадаю загадку, и вы мне скажите…
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не сможем.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Дети: Воздух!
Воспитатель: Правильно, это воздух! Давайте расскажем Незнайке про воздух. Где может быть воздух?
Дети: Он вокруг нас.
Воспитатель: Конечно, воздух находиться вокруг нас. А почему мы его не видим?
Дети: Потому что он прозрачный, бесцветный, невидимый.
Воспитатель: А вы хотите его увидеть?
Дети: Даа-а.
Воспитатель: Чтобы воздух увидеть его надо поймать?
Опыт. «Поймай воздух»
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нем?
Дети: Он пуст.
Воспитатель: Теперь набираем в пакет воздух и закручиваем его. На что похоже?
Дети: На шарик, на подушку.
Воспитатель: А теперь развяжем пакетики и выпустим из него воздух и что у нас пакетиком случилось?
Дети: Пакет стал тоненьким и в нем нет воздуха.
Воспитатель: Ребята, а где и когда нам нужен воздух? Выберете те предметы, которым нужен воздух.
Воспитатель: Оказывается, есть очень много предметов, которым нужен воздух. Где мы можем использовать воздух?
Дети: Вентилятор, фен, обогреватель, надувные матрацы.
Воспитатель: Посмотрите на картинки, какое время изображено?
Дети: Зима и Лето.
Воспитатель: Теперь подумайте и скажите, какой бывает воздух зимой, а какой летом?
Дети: Летом - теплый, а зимой холодный.
Дидактическая игра. «Найди нужную картинку»
Воспитатель: Посмотрите у меня на столе лежат разные картинки. (На столе лежат картинки холодильник, радиатор, вентилятор, кондиционер). Какие картинки, помогают получать холодный воздух, а какие теплый воздух.
Соотнесите те картинки, которые относятся к теплому воздуху положите к картинке с изображение лето, а предметы, относящиеся к холодному воздуху положите к картинке с изображением зима.
Опыт. «Теплый и холодный»
Воспитатель: А теперь давайте узнаем, какой воздух выделяют наши предметы?
(На столе лежит фен и вентилятор, и проверяем, включив в розетку)
Дети: Вентилятор дует холодный воздух, а фен теплый.
Воспитатель: Ой, смотрите, у нашего Незнайки что-то в кармане лежит, что это?
Дети: это воздушные шарики.
Воспитатель: А чтобы они стали воздушными, что нужно сделать?
Дети: Нужно их надуть.
Воспитатель: А какие шарики у нас получились?
Дети: Легкие.
Воспитатель: А как вы думаете, что легче воздух или вода?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Давайте с вами это сейчас и посмотрим, как мы будем это делать
Опыт «Воздушные шарики»
Воспитатель: Здесь в чашке вода, давайте опустим в воду свои шарики и что мы видим?
Дети: Шарики всплыли.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что они легкие.
Воспитатель: А сейчас немного отдохнем и физкультминутку проведем.
Физкультминутка.
Коль с водой имеем дело, (показ - переливаем воду из одного кулачка в другой)
Рукава засучим смело (засучиваем рукава)
Пролил воду - не беда (руки на пояс, покачать головой)
Тряпка под рукой всегда (показ ладошек, соединенных ребром, друг другу)
Фартук - друг. Он нам помог (провести ладонями от шеи до колен)
И никто здесь не промок (руки на пояс, повороты головы в стороны)
Ты работу завершил? Все на место положил? (шаг на месте)
Воспитатель: Ребята, а теперь скажите, когда мы надували шарики, где воздух брали?
Дети: Мы его вдыхали в себя.
Воспитатель: Значит, он был в нас?
Дети: Да, мы можем вдыхать и выдыхать.
Воспитатель: Значит, в нас тоже есть воздух. Его видно?
Дети: Нет.
Воспитатель: А хотите увидеть?
Дети: Дааа-а.
Воспитатель: Ну, давайте посмотрим.
Опыт. «Воздух в человеке»
Воспитатель: Прошу всех подойдите и сесть за столики, перед вами стаканы с водой и трубочкой (на столах стоят стаканчики с водой и трубочками).
Воспитатель: Давайте трубочку вставим в воду и подуем, но нужно нам сделать, чтобы подуть в трубочку?
Дети: Нужно набрать в себя воздух и подуть его в трубочку.
Воспитатель: Правильно, подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?
Дети: Выходят пузырьки.
Воспитатель: Вот видите! Значит, воздух есть внутри нас. Мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Но как воздух к вам попадает?
Дети: Через нос.
Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?
Дети: Нет.
Воспитатель: А мы можем почувствовать носиком, чем пахнет воздух?
Дети: (Нюхают.) Даа-а.
Воспитатель: Давайте понюхаем. У меня в коробочке спрятан запах (в мешочке запах мандарина, потом поменять на мешочек с запахом чеснока, мешочек с запахом духов) Что вы чувствуете?
Дети: Запах.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте.
Дети: Нет, воздух ничем не пахнет.
Воспитатель: Значит, сам воздух не пахнет, а пахнет запахом, который находится вокруг нас.
Воспитатель: Как часто мы вдыхаем воздух?
Дети: Постоянно.
Воспитатель: А что будет, если не будет воздуха? Давайте представим, для этого сейчас мы зажмем свои носики и проверим. Что вы почувствовали?
Дети: Мы не могли дышать.
Воспитатель: Долго мы можем обходиться без воздуха?
Дети: Нет.
Воспитатель: Как вы думаете, а для чего нам нужен воздух?
Дети: Чтобы дышать.
Воспитатель: А как вы думаете, кому нужен воздух?
Дети: Всему живому на земле необходим воздух : и людям, и животным, и растениям! Без воздуха они погибнут. Без воздуха мы задохнёмся.
Воспитатель: Ребята, Незнайка решил вам подарить свои волшебные шарики, за то, что вы ему помогли понять, что такое воздух!
Воспитатель: И нам, ребята, пора сказать до свидания Незнайке. Скорей оденемся и пойдём на улицу - дышать свежим воздухом!