Людмила Сорокина
Круглый стол «Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание в узком смысле слова — систематическое и целенаправленное воздействие воспитателя на воспитуемых с целью формирования у них желаемого отношения к людям и явлениям окружающего мира.
Образование — процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности. Образование получают, в основном, в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов.
Публикация «Круглый стол „Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Круглый стол для педагогов
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Воспитание – целенаправленное влияние на развитие мотивационно-ценностной сферы человека.
Образование – целенаправленное влияние на развитие информационно-операционной сферы человека.
Два этих процесса зависят друг от друга, поэтому важно осознавать, что воспитание сможет стать обучающим в том случае, когда будут реализовываться цели обучения. В то же время обучение, сможет стать воспитывающим, когда с учебными целями будут реализовываться воспитательные.
Поликультурное воспитание – это формирование творческой личности, способной к активной жизнедеятельности в многонациональной среде, обладающей развитым чувством понимания и уважения других культур, умеющих жить в мире и согласии с людьми других национальностей.
Поликультурное образование – это педагогический процесс, в котором представлены две или более культуры, отличающиеся по языковому, этническому, национальному или расовому признаку
Маленькие дети не знают, что такое быть нетерпимым к человеку или явлению, потому что он «другой», для них не существует понятия «свой» и «чужой» в национальном смысле. У них идет процесс самоидентификации, дети еще не определились, какими станут они сами, они открыты любой культуре на познавательном и деятельностном уровнях. Им неведомо зло расовой нетерпимости. Толерантность у них — врожденное качество, оно непроизвольно. Это называется «естественной толерантностью».
С возрастом, в процессе воспитания (семейного, в образовательном учреждении) это качество переходит на новый уровень – становится произвольным. И может носить как позитивный, так и негативный характер.
Что это значит – если в семье или в детском саду, в школе ребенок постоянно слышит негативные высказывания в адрес представителей другой национальности, то он начинает сначала просто в это верить, а затем это становится его убеждением.
К чему приводят такие убеждения, мы с вами прекрасно знаем. Поэтому наша задача - Формирование стойкой убежденности о важности мирного существования со всеми народами, значимости культур других народов для развития ЦИВИЛИЗАЦИИ. Стимулирование и поощрение уважительного отношения к другим национальностям и народам.
Решается данная задача в рамках модуля программы воспитания «Диалог культур». Основная идея, лежащая в основе данного модуля: все граждане России, вне зависимости от расовой, этнической, конфессиональной принадлежности, являются неотъемлемой частью великой российской нации.
Все, что касается поликультурного воспитания – достаточно ясно и понятно: мы учим наших детей тому, что такое хорошо и что такое плохо, т. е. даем представления морально-этического характера, таким образом, формируем и развиваем мотивационно-ценностную сферу детей. Осуществляется эта работа ежедневно и ежечасно, во всех видах детской деятельности.
Поэтому более подробно остановимся на организации педагогического процесса, направленного на поликультурное образование.
Работа по поликультурному образованию начинается с младшего дошкольного возраста, то есть со 2-й младшей группы (целенаправленная работа – обозначается тема в КТП, ставится цель, определяются задачи).
Модуль «Диалог культур объединяет два направления:
1. Краеведческое – ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей, культурой и природой Карелии (старшие и подготовительные к школе группы). Работа по данному направлению проводится в уголке Краеведения или в Горнице.
Кроме того, работаем по темам:
1. Старшая группа
- Мой город - «Мой родной город Медвежьегорск» (символика, достопримечательности, просмотр видеофильма о Медвежьегорске). Экскурсии
2. Подготовительная группа
- Они защищали Родину - Беседа о защитниках города Медвежьегорска, экскурсия к братской могиле, возложение цветов.
- Многонациональная Республика Карелия - Рассказ о людях разных национальностей проживающих в Карелии.
- Флора и фауна Карелии - Растительный и Животный мир Карелии. Просмотр видеофильма «Красная книга Карелии» или рассказ о редких видах флоры и фауны Карелии, занесённых в Красную книгу. Рисование «Природа Карелии».
- Итоговое занятие – Викторина, конкурс знатоков и т. п.
Переходим ко второму направлению - Ознакомление детей дошкольного возраста с историей, культурой и природой России, стран ближнего и дальнего зарубежья (в реализации данного направления принимают участие все группы детей дошкольного возраста, начиная со 2-й младшей).
Средняя группа – выходим на новый уровень. Расширяем круг, выходим за пределы так называемого «ближайшего окружения».
Во второй младшей группе дети не могут отличить РУССКУЮ НАРОДНУЮ игру от другой подвижной игры. РУССКУЮ НАРОДНУЮ сказку от авторской сказки и т. д. Тем не менее, на занятии или в игре мы проговариваем: русская народная сказка, русская народная игра. Закладываем пассивную информацию. В дальнейшем, в средней группе, когда мы будем знакомить детей с произведениями и играми стран ближнего зарубежья, мы можем вспомнить, например, русскую народную игру предложить детям игру с похожими правилами. Например, русская народная игра «Зайка беленький сидит» и белорусская игра «Иванка».
То же самое и с произведениями устного и музыкального творчества. Есть много похожих сказок, песен. И все это – отличная тема для обсуждения, сравнения ( не в плане: что лучше, что хуже, а в плане сходства-различия) и закрепления изучаемого материала.
- в старшей группе – работа продолжается. Добавляются новые разделы:
* Особенности культуры народов ближнего зарубежья – здесь мы знакомим с некоторыми обычаями (понятными детям, особенностями быта, уклада жизни. Рассказываем о национальных костюмах. В дальнейшем все это используем при проведении развлечений, добавляя подвижные игры.
В КТП не выделена тема «Столица, символика» - она входит в данный раздел - Особенности культуры народов ближнего зарубежья.
* Народные игрушки, Прикладное искусство – здесь, я думаю, все понятно.
Отдельно хочу отметить работу с родителями.
Наш город можно смело назвать мультинациональным. Причем мы можем увидеть именно этнические семьи – где сохраняются язык (такие семьи, как правило, билингвальны, культура, традиции и обычаи. И данную особенность можно успешно использовать при решении задач поликультурного образования. Каким образом?
Привлечения родителей в союзники – участие в проведении занятий, знакомство с народными умельцами, народными промыслами; совместные мероприятия, реализация проектов.
Это позволит сформировать у детей представление о национальных особенностях и иных культурных различиях, а также приобщить к восприятию людей другой культуры, других традиций, проживающих рядом, одновременно находя в них общечеловеческие ценности (толерантность, доброту, дружбу, честность, любовь, справедливость, взаимопомощь).
Есть ли вопросы?
Методические рекомендации
Итак, подведем итог.
1. Работа по поликультурному образованию дошкольников – сложный и многогранный процесс, направленный на формирование эмоционально-ценностного отношения к культуре Карелии, русской культуре, и культуре других народов.
2. Решение задач поликультурного образования осуществляется:
- в ООД – как тематическое занятие или как часть занятия, т. е. образовательная деятельность по поликультурному образованию может быть интегрирована практически во все разделы любой образовательной области.
Например, образовательная область СКР – раздел «Формирование первичных ценностных представлений» – подраздел «Патриотическое воспитание». ИЛИ ОО «Познавательное развитие» – раздел «Ознакомление с окружающим миром» – подразделы «Природное окружение» и «Ознакомление с социальным миром».
- Образовательная деятельность осуществляется при проведении режимных моментов и в процессе организации различных видов детской деятельности: двигательной, игровой, продуктивной, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, музыкально-художественной, чтения художественной литературы.
Данное направление должно быть отражено в комплексно-тематическом плане (Приобщение к истокам и традициям народной культуры, Моя страна и другие страны).
По продолжительности – 1-2 недели. В этот период вся образовательная деятельность направлена на решение задач данного направления.
В группах компенсирующей направленности – эта работа будет проводиться чаще всего именно как интеграция и ОД в различных видах детской деятельности.
3. Работа по поликультурному образованию должна основываться на общедидактические принципы:
- достоверности,
- наглядности – демонстрационный материал необходим! Не только иллюстративный материал, но и мультимедийные средства (не только презентации) Особое внимание обращаем на соблюдение требований СанПиН – длительность показа видеоматериала (3-5 минут, расстояние до экрана (не менее 2-3 метров,
- доступности (сложно найти информацию ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ). Необходимо перерабатывать, адаптировать ее для детей,
- учет возрастных особенностей в методах и технологиях ее реализации:
- в младшем и среднем дошкольном возрасте – использование игровой деятельности, как средства приобщения детей к Российской культуре;
- в старшем дошкольном возрасте – формы и методы, направленные на расширение знаний о культуре народов России, зарубежных стран, на основе чувственного познания жизни и узнавания ценностей культуры, эстетического и нравственного сопереживания. .
4. Не даем качественную оценку тому или иному событию, явлению. Если сравниваем, то только описательно (чем похожи, в чем различие).
Качественного сравнения быть не должно (это лучше, а это хуже, чем, например, у нас).
5. Не затрагиваем вопросы религии – т. е. религиозные обычаи, традиции и т. д.