Александра Овчинникова
Занятие по экологии в старшей группе. Полевые цветы
▼ Скачать
Тема "Полевые цветы".
старшая группа
цель
Познакомить детей с понятием "полевые цветы" : где растут, видовое разнообразие, зачем и кому нужны. Познакомить с цветами медоносами, воспитывать бережное отношение к полевым цветам.
материал
Модель "Цветок", кроссворд, материал для опыта: желтый карандашный грифель, ватка, иллюстрации цветов и пчел., других насекомых
Публикация «Занятие по экологии в старшей группе, Полевые цветы» размещена в разделах
ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ :
1.- Ребята, нравятся ли вам цветы? Зачем нам цветы?
- Есть комнатные цветы, где они растут? Какие из них вам знакомы?
- Есть садовые цветы, а они где растут? Можете ли вы назвать садовые цветы?
-А полевые цветы какие, почему их так назвали, где они растут? Какие полевые цветы вы знаете?
2.- Давайте посмотрим, что есть, какие части имеет полевой цветок и зачем это ему нужно (по модели) :
• корень – находится в земле, всасывает из земли воду и вкусные полезные витаминки для роста своего цветка (питательные вещества)
• стебель – по нему передается к листьям и цветку вода и питательные вещества
• листья – когда светит солнце, листья вбирают в себя энергию солнечного света, внутри листочка она превращается в сахаристые питательные вещества, необходимые растениям для роста.
• цветок – весной на зеленых стебельках раскрываются душистые цветы. В чашечке цветка хранится сладкая капля нектара (сладкого сока, за которой к цветам летят насекомые.
• нектар – сладкий сок цветка. Если нектар запрятан глубоко внутри цветка, к нему летят насекомые с длинным хоботком (бабочки, пчелы, шмели).
А если нектар спрятан близко, то к такому цветку летят жуки и мушки, у них хоботок короткий.
3. – Как же насекомые находят сладкий нектар? Они очень хорошо видят цвета и узоры на цветках и чувствуют далеко ароматный запах цветка. Бабочки любят красные, а пчелы хорошо видят желтые, синие, фиолетовые цветы.
Вот и получается, что цветы "подзывают" и кормят бабочек, шмелей, пчел, мотыльков вкусной пыльцой и сладким нектаром, а те опыляют их.
ОПЫТ: объяснить детям, что ноги, лапки насекомых покрыты мелкими пушистыми волосинками, похожие на ощупь на ватный тампон. К ним легко пристает мелкая пыльца, похожая на грифель от карандаша.
4. Побеседовать с детьми на тему, можно ли наступать на цветы на поляне? Показать знак.
(Нет, так как у цветка сломается стебелек и он погибнет, в цветке могут жить или питаться насекомые и мы сломаем не только цветок, но и раздавим крошечное насекомое)
5. Обсудить с детьми второй знак правил поведения в природе "Не рвите цветы".
Я иду по зеленому лугу,
Высыхает на листьях роса,
Ветер травы качает упруго
И я слышу цветов голоса.
Они шепчут: не рви нас! Не надо!
Наши гибкие стебли не мни!
Мы для глаз и для сердца отрада,
Украшенье родимой Земли!
6. Демонстрация растения медуница.
- Как вы думаете, почему его так назвали "ме – ду – ни – ца" (наверное,в его цветках прячется много очень сладкого нектара, из которого пчелы сделают вкусный и полезный мед).
На стебельке этого цветка можно встретить цветы разного цвета : темно розовые, сиреневые и ярко синие.
Розовую окраску имеют не распустившиеся бутоны, молодые цветы.
Синию – уже отцветающие цветы.
К какому цветку полетят пчелы? (к сиреневому, там много сладкого нектара)
7. Внимательные люди заметели, что полевые цветы умеют подсказывать нам время и погоду (см. сб. Шорыгиной "Цветы. Какие они?", папку "Цветы")
8. Кроссворд "Полевые цветы".
• эй, звоночки, синий цвет,
с языком, а звону нет. (колокольчик)
• шел я полем по тропинке,
видел солнце на травинке,
но совсем не горячи
солнца белые лучи. (ромашка)
• вдоль дороги, у межи,
в золотистой белой ржи,
словно синенький глазок,
смотрит в небо …. (василек)
• прячет цветок
сладкий медок,
и в названье мед таится,
узнаете?. (медуница)
• в белой шапке стоит дед,
если дунешь, шапки нет! (одуванчик)
9. Подведение итогов занятия.