Татьяна Валюк
Формирование у воспитанников предпосылок универсальных учебных действий при организации образовательного процесса
▼ Скачать + Заказать документы
Основной принцип дошкольного образования - полноценное прожива-ние ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития.
«Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь. Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений» (В. А. Сухомлинский).
ФГОС ДО
Публикация «Формирование у воспитанников предпосылок универсальных учебных действий при организации образовательного процесса» размещена в разделах
Новые нормативные документы, отвечая требованиям времени и обеспечивая непрерывность образовательного процесса на всех его ступенях, переносят акцент с формирования у детей знаний, умений и навыков на формирование социально-нормативных возрастных характеристик возможных достижений ребёнка и нравственных характеристик личности, умения учиться, готовности к самоизмерению, саморазвитию и самовоспитанию в течение всей жизни.
Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
В дошкольном возрасте формируются лишь предпосылки универ-сальных учебных действий.
В школе на первоклассника обрушивается все сразу: и новые правила поведения и новая информация. Поэтому нам следует готовить дошкольников к грядущим переменам в привычных для них условиях постепенно, шаг за шагом вводя новые установки, соответствующие новым требованиям.
В соответствии с Федеральным государственным стандартом второго поколения определено 4 вида универсальных учебных действий, соответст-вующих ключевым целям общего образования : личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Личностные УУД –
сформированность внутренней позиции школьника, мотивация учеб-ной деятельности, ориентация на моральные нормы и моральная децентра-ция; регулятивные действия – функционально-структурная сформированность продуктивной деятельности; познавательные знаково-символические действия – моделирование; коммуникативные УУД – учет позиции собеседника; умение организовать и осуществлять сотрудничество; адекватность передачи информации и отображение предметного содержания в условиях деятельности.
Для формирования личностных универсальных учебных действий можно использовать :
• совместное коллективное оценивание добрых положительных поступков детей; соотнесение с этическими принципами происходит в процессе коллективной беседы.
• большую помощь оказывает игра в «школу». Она помогает ребенку успешно войти в школьную жизнь. В игре формируются умение договариваться (устанавливать правила, распределять роли, умение управлять и быть управляемым. Ребенок активно осваивает «мир вещей» (познавательную и предметную практическую деятельность) и «мир людей» (нормы человеческих взаимоотношений). В старшем дошкольном возрасте должны появляться портфели, звонки, совместное изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре в «школу».
Одним из условий эффективности работы по осуществлению преемственности двух учебных заведений является ознакомление детей со школой.
Во время встреч педагогов начальной школы с воспитанниками происходит знакомство с детьми, с их индивидуальными особенностями, склонностями, интересами, что сокращает для учителя время знакомства с новыми учениками.
Эмоциональный настрой поддерживает организованные встречи детей в детском саду с родителями, а также с выпускниками прошлых лет. Сюда входят беседы, рассказы о своей учебе и любимых учителях, показ фотографий, грамот, связанных со школьными годами, рассматривание картин на школьную тематику, а также и совместные мероприятия, например, изготовление игрушек, показ кукольного театра, совместные праздники.
В непосредственно образовательной деятельности и на занятиях (в подготовительной к школе группе) детей обучают способам выполнения заданий. Это вызывает у них интерес, вырабатывает умение слушать ответ товарища, вносить дополнения и поправки, доказывать свое мнение и, конечно же, полученные знания использовать в жизни (например, знание цифр в игре «Магазины»).
Чтение художественной литературы с обсуждением о школьной жизни, заучивание стихов; ознакомление с пословицами и поговорками, в которых подчеркивается значение книги, учения и труда; рассматривание школьных принадлежностей и загадывание загадок о них. Оформление альбома загадок, стихов, пословиц и поговорок о школе, школьных принадлежностях, знаниях, книгах.