Дроганова Ксения
Погружение детей в природу посредством экологических экскурсий и походов
▼ Скачать + Заказать документы
Помните, как детьми, мы с интересом гуляли по лесам и полям, лазали по деревьям и устраивали себе среди них халабуды, а домой идти совсем не хотели?
Сегодняшние дети совсем другие, у них другие интересы и игрушки. Природу они видят из окна машины, по дороге в детский сад или в гаджетах. Информацию о природе они также узнают из телевизоров, интернета. Наши дети оторваны от непосредственного общения с природой, поэтому у многих сформировано потребительское отношение, которое наносит вред окружающей среде
Основная проблема современного мира -отсутствие экологической культуры и природоохранного сознания у людей. Дети растут в обществе потребления, и берут пример у окружающих его близких людей.
Вызывающая позиция «Человек и природа» должна смениться на более нейтральную, более разумную: «Человек в природе».
Последнее десятилетие люди стремительно старались обуздать природу, забывая, что мы в ответе за тех, кого приручили. Дать почувствовать ребенку, что он ответственен за окружающий его мир - главная задача на сегодняшний день.
«Указ президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией). Соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру.
При создании с детьми экологического паспорта посредством зарисовок в природе мы основывались на методе интеллект -карт кандидата педагогических наук Акименко Валентины Михайловны, которая предложила использовать этот метод для развития связной речи. Эту методику запоминания, творчества, организации мышления и креативности мы использовали для формирования экологического грамотности, посредством создания экологического паспорта нашего села.
Идея нашего проекта заключается в погружении детей в природу посредством природоведческих экскурсий, походов, целевых прогулок и практическое проживание всех.
Новизна заключается в разработке новых подходов к организации деятельности детей по экологическому воспитанию и внедрении новых форм технологий, методов работы
Содержание деятельности
Основные формы работы по экологическому образованию детей это походы
экскурсии, целевые прогулки наблюдения
Инновационные технологии, методы
• Видеорепортажи подготовленные детьми;
• Технология «Интеллект- карты» по каждому природному объекту
• Технология экологической идентификации
• Триз –технологии
• Метод «Секретный разговор»
Приемы:
«Живые картины»
• Диалог с природой
• Вымышленные репортажи и интервью из леса (интервью у муравья, пчелы, лебедя) (дети озвучивают)
• Экологические сказки с проблемой и ее решением
Продуктивные виды деятельности с детьми во время походов и экскурсий
• Оформление паспорта растений и животных села Абрау (создание ментальных карт к объектам природы, которые встречаем на экскурсии);
• Разработка условных обозначений для карт фиксации наблюдений в походах
• Зарисовки детьми в походе объектов согласно карточке –задания
• Придумывание и запись вымышленного интервью с природным объектом
• Выявление экологической проблемы и придумывание экологических сказок
Результатами реализации нашего проекта станут
Для детей:
Накопление дошкольниками информации, сенсорного, коммуникативного, исследовательского опыта развитие наблюдательности, познавательных потребностей, умения планировать, анализировать, сравнивать и сопоставлять.
А также выполнение целевых ориентиров «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы… склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире…».
Для педагогов:
Повысился уровень профессиональной компетентности по экологии; повысился уровень педагогов в области современных подходов к организации деятельности детей по экологическому образованию
Для родителей и общественности: формирование экологической культуры и природоохранного сознания;
мотивация и заинтересованность в участии в совместных экологических мероприятиях
Комплект продуктов детской деятельности:
Экологический паспорт растений и животных села Абрау. брошюра «По следам походов» из зарисовок детей;
брошюра «Интервью у природы» (придуманные детьми);
Плакат оформленный детьми «Почему нужно ходить в поход в природу»;
Фотоальбом «Живые картины»;
Сборник сценариев проведения походов; сценариев видеорепортажей;
- видеоматериалы по результатам проведенных мероприятий.