ЗахароваТатьяна Александровна
Планирование и организация тематических дней и недель в образовательном процессе в соответствии c ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Совершенствование системы образования требует внедрения в практику работы образовательных учреждений комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребёнку необходимых условий для всестороннего развития, формирование полноценной личности, получения им должного образования.
Сегодня речь пойдет о форме: «Тематические дни и недели». Основная цель проведения тематического дня/ недели – это систематизация, углубление, обобщение знаний детей по определенной теме.
Публикация «Планирование и организация тематических дней и недель в образовательном процессе в соответствии c ФГОС до» размещена в разделах
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Планирование. Планы работ
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Сущностью тематического дня/ недели является то, что ядром образовательного процесса становится событие.
Тематический день/ неделя позволяет объединить все виды детской деятельности, сделать их интересными, максимально полезными для детей. Мероприятия, проводимые во время тематического дня/ недели, способствуют развитию творческого взаимодействия между детьми разных групп, воспитателями, родителями, специалистами детского сада. Они могут иметь разные формы проведения: игры-путешествия, экспериментирования, познавательные занятия, наблюдения, экскурсии, творческие мастерские, выставки и др.
Данные мероприятия преследуют несколько задач одновременно.
Во-первых, решается познавательная задача: в зависимости от темы дня/недели, мероприятия включают в себя новый материал, в соответствии с образовательной программой и с учетом всех возрастных групп ДОУ, который рассматривается несколько в другом аспекте, чем на занятиях, что способствует наилучшему усвоению материала.
Во-вторых, раскрывается социальный аспект педагогического процесса, это: взаимодействие детей разных возрастов, привлечение родителей не только как зрителей, но, прежде всего, как непосредственных участников. Ну и, конечно же, силами взрослых и детей, решается задача художественно-эстетического направления.
Весь ход тематического дня/ недели планируется заранее. Четкий план позволяет избежать перегрузки детей, а также накладок с задействованными специалистами. Педагоги планируют основные мероприятия, а специалисты подключаются к их подготовке и проведению.
Решению задач тематического дня/ недели так же способствует насыщенная предметно – развивающая среда. В нашей группе
оборудованы центры активности, которые ориентированы на организацию различных видов детской деятельности. Все материалы, размещенные в центрах активности, открыты и доступны детям.
Тематический день/ неделя должна закончиться итогом. Итоговое мероприятие должно отразить всё содержание тематического дня/ недели.
Как выбирать тему?
Чтобы выбрать тему дня, обратитесь к календарю знаменательных событий и памятных дат. В дошкольном возрасте дети учатся различать праздничные и будние дни, узнают, что есть международные и государственные праздники, что каждый из них имеет свою историю. Ребенок должен почувствовать эмоциональную составляющую праздника – состояние, когда он участвует в подготовке к мероприятию: украшает группу, делает подарки и сувениры. Дети испытывают особые эмоции, когда поздравляют с праздником и получают поздравления.
Например, в летний период тематические дни можно посвятить Международному дню защиты детей, Всемирному дню молока, Всемирному дню родителей, Всемирному дню детского футбола, Всемирному дню шоколада, Международному дню дружбы, Международному дню шахмат.
Чтобы составить сценарий тематического дня, воспитателю нужно:
-объективно оценить уровень своей работы, обстановку и условия, в которых осуществляется образовательная деятельность в момент планирования (что дети уже освоили, какие результаты получены);
-выделить цель и задачи, соотнести их с образовательной программой, возрастным составом группы, приоритетными направлениями образовательного процесса в ДОО;
-наметить результаты работы, которые должны быть достигнуты (что дети узнают новое, чему научатся, какие качества личности у них будут формироваться);
-выбрать оптимальные формы, средства, методы, чтобы получить планируемый результат.
План-сценарий тематического дня должен обеспечивать единство воспитательных, развивающих и образовательных целей и задач и интеграцию образовательных областей.
Как провести тематический день?
Во время тематических дней воспитатели должны проявлять творчество, учитывать уровень знаний и умений детей своей группы, придумывать сюрпризные моменты, элементы включения дошкольников в игры и занятия. Раскрывать тему дня следует в эмоционально-образной форме. Важно не только сообщить новые знания, но и организовать «проживание» темы в разных видах детской деятельности:
играх;
познавательно-исследовательской деятельности;
экспериментировании;
изобразительной деятельности;
через восприятие художественной литературы, музыки.
При организации разных видов детской деятельности, объединенных одной темой, роль воспитателя становится свободной, партнерской: вместе играем, экспериментируем, ищем ответы на вопросы, занимаемся творчеством. Включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми делает процесс эмоционально насыщенным и результативным.
Игра занимает в тематическом дне особое место. Воспитатель должен создать условия, чтобы заинтересовать детей различными видами игр, сформировать у них игровые умения. Игра во время тематического дня – свободная самостоятельная деятельность дошкольников. При этом нужно продумать, как реализовать большую часть ее содержания.
В нашей группе проводились тематические недели : «Мой любимый
детский сад», «Дорожная азбука», «Осенние забавы», «День матери»,
«Спортивная неделя», «Зимние забавы», «День Защитника Отечества»,
«Международный день 8 марта», так же в нашей группе проводилась
тематическая неделя «Большая помощь маленькому другу» с 21.01.2019-25.01.2019.
Цель: Привлечь внимание детей и взрослых к проблеме защиты домашних животных.
Задачи: Формировать у детей чувство ответственности и сочувствия братьям нашим меньшим. Дать представления о потребностях животных для их роста и развития (образ жизни, особенности поведения, чем питаются, какую пользу приносят). Помочь бездомным животным, находящимся в приюте.
1. Фотовыставка «Мои любимые домашние питомцы».
2. Благотворительная акция «Большая помощь маленькому другу».
4. Публикация на сайте учреждения статьи о проведенном мероприятии.
В феврале проводился тематический день «Путешествие в страну здоровья», целью которого являлось формирование представлений о здоровье, как одной из главных ценностей человеческой жизни. Форма проведения - квест по группе на паровозике из «Ромашкино», с различными остановками «Погуляй-ка», «Поиграй-ка» и игровыми заданиями, советами доктора «Неболей-ка», подвижными играми и, художественным словом. Итогом тематического дня стала самостоятельная художественная деятельность.
Во время проведения тематических дней и недель мы отметили, что дети с
удовольствием воспринимают новый материал, применяют усвоенные
знания в самостоятельной деятельности, делятся ими с родителями и
друзьями.