Татьянa Горбачева
«Планета Земля в опасности»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОО «Познание» (мир природы) для детей подготовительной группы.
«Планета Земля в опасности»
Программное содержание:
Дать детям представления о том, что планета Земля – это огромный шар. Продолжить знакомить с глобусом и картой – моделями земного шара. Расширить знания о поверхности земли (вода и суша). Познакомить с понятием «полюс» (северный и южный). Познакомить с названиями материков. Уточнять и закреплять знания о расположении материков на планете Земля и о том, что и каким цветом изображено на поверхности земного шара. Закреплять знания о среде обитания живых существ. Формировать представления детей об опасности, которая есть на нашей планете: загрязнения воздуха, океанов, морей. Все живые существа страдают от этого. Привести к пониманию того, что надо беречь природу, любить её с детства. Развивать любознательность, познавательную активность, интерес к выполнению самостоятельных трудовых действий. Умение четко передавать свои мысли. Воспитывать правильное поведение во время непосредственной деятельности.
Публикация «„Планета Земля в опасности“» размещена в разделах
Материал для индивидуальной деятельности детей:
клей, салфетка, синие овалы, изображение материков, браслеты синего, зеленого, белого, желтого цвета.
Материал для организованной деятельности детей:
колокольчик, глобус, карта, пособие «Земной шар»; два вырезанных круга: синий и красный; иллюстрации песка, льда, леса, воды; обручи синего, белого, желтого, зеленого цвета; набор карточек с изображением животных; иллюстрации озера Байкал и Аральского моря.
Предварительная работа:
Разгадывание загадок об обитателях нашей планеты;
Д/И «Животный мир нашей планеты» - закреплять знание о среде обитания; собеседование «Какая она - наша планета»; рассматривание иллюстраций о планете; НОД «Солнечная система», «Пустыня»; чтение экологических сказок о загрязнение нашей планеты; собеседование «Правила поведения в природе».
Ход непосредственно образовательной деятельности.
1Орг. Момент.
Раздается звон колокольчика.
- Ребята, колокольчик возвещает нас о начале интересного и необычного занятия. Присаживайтесь на стульчики и будьте внимательны.
2Знакомство с новым материалом.
- Послушайте загадку, которую приготовила Элина.
Города, моря найдем,
Горы, части света,
Умещается на нем целая планета.
- Что это? (глобус)
- Что такое глобус?
- Это макет нашей планеты, уменьшенной во много раз. Именно так выглядит наша планета из космоса, когда её видят космонавты. И сегодня мы поговорим о нашей планете, которая называется Земля.
- Какой она формы?
- Это огромный преогромный шар окруженный воздухом. Такой большой, что нужно много дней, даже месяцев, чтобы объехать вокруг. Планету изображают с помощью глобуса, а ещё с помощью чего? (Карты).
- Что такое карта?
- Карта – это развернутый вид нашей планеты, как будто шар разрезали пополам, поэтому изображение получилось таким вытянутым. Сегодня мы будем делать свои карты, но прежде, я покажу вам, как это делается. Для этого я приготовила заготовку вот такой овал синего цвета, у вас он тоже имеется. Почему я взяла именно синий овал? (большая часть нашей планеты покрыта водой). Правильно – это моря и океаны, слышали про них?
Может быть, знаете их названия? Синий цвет похож на воду. Кроме морей и океанов, на нашей планете есть полюса.
Как они называются? (Северный и Южный).Северный полюс находиться – сверху земного шара и отметим мы его синим кружочкам, а Южный – снизу земного шара, и отметим мы его красным кружочкам. Что ещё есть на нашей планете?
- Среди океанов есть большие участки твердой земли – это материки, суша.
- Буду вам показывать и называть. Вот самый большой материк, расположен в северной части земного шара, ближе к северному полюсу. Это один участок суши – Евразия, но разделяется на два материка Европа и Азия.
- А это Африка. Что вы знаете про Африку? Она расположена посередине земного шара, ближе к Южному полюсу. Теперь вам покажу очень интересную сушу, вот такую длинную. Америка состоит из двух частей: верхняя часть Северная Америка, а нижняя часть – Южная Америка. Она простирается по всему земному шару – от северного полюса к южному полюсу.
- Кто из вас знает, есть ли суша на полюсах? Оба полюса – это самые холодные места. На северном полюсе суши нет, там океан, всегда покрыт льдами. Он так и называется – Северный Ледовитый океан. На Южном полюсе ещё холоднее, чем на Северном. Там есть суша – материк, который из-за холода тоже покрыт льдами. Этот материк называется Антарктида. Остался один материк. Он небольшой – это Австралия.
- Это суша как большой остров, со всех сторон окружен океаном (по ходу рассказывания воспитатель клеит материки на карту, таким образом, демонстрируя детям их расположение).
- А теперь вы самостоятельно будете делать свои карты. Для этого возьмите клей, синие овалы и макеты материков. Ещё раз внимательно посмотрите, как располагаются материки на карте и приступайте к работе.
- Вот наши карты и готовы. Посмотрите на них внимательно, на глобус и скажите, чего больше на нашей планете воды или суши? Суша изображена разными цветами, что бы это могло значить? Что изображено на карте зеленым цветом? Что белым, желтым? Кто живет в морях и океанах, а на суше кто живет? Сейчас я проверю ваши знания с помощью игры «Кто и где живет на нашей планете». Я приглашаю вас на коврик.
- Давайте представим, что мы попали с вами на острова (перед детьми на коврике располагаются обручи разных цветов, символизирующие острова).
- Синий остров – на нем находится много рек озер. Желтый остров покрыт песком. Белый остров очень холодный весь в снегу, а зеленый остров покрыт зеленью, там находится много растений и очень чистый воздух.
-У вас на руках браслеты.
Дети с желтыми браслетами подойдите к желтому острову – это команда «Песчанка». Дети с зелеными браслетами подойдите к зеленому острову – это команда «Листочки». Дети с белыми браслетами подойдите к белому острову – это команда «Льдинка». Дети с синими браслетами подойдите к синему острову – это команда «Капелька».
- Совсем недавно на островах жили животные, но пришел злой волшебник и всех их перепутал. Теперь они не могут существовать в разной среде. Потому что не приспособлены к ней. И животные покинули острова.
- Теперь слушайте задание: вы должна выбрать жителей своих островов, только тех, которые водятся в вашей среде. По звону колокольчика начинаем. Когда колокольчик зазвонит второй раз, значит, пришло время заканчивать игру. После чего мы проверим, какая команда лучше справилась с заданием.
- Молодцы, давайте посмотрим, правильно ли вы расселили животных. Это кто? Где он живет? Теперь злой волшебник, никогда не сможет помешать жителям островов. Потому что вы все сделали правильно, и победила дружба.
(Дети присаживаются на свои места).
- Теперь вы знаете, что такое земной шар, знаете названия материков, и где они располагаются и каким цветом, что изображено на нашей карте. Сейчас я вам скажу о самом главном – наша планета Земля в опасности.
- Послушайте стихотворение, которое для нас приготовила Влада. http://pochemu4ka.ru/load/doshkolnoe_obrazovanie/okruzhajushhij_mir/quot_22_aprelja_vsemirnyj_den_zemli_quot/201-1-0-2813
Взгляни на глобус шар земной,
Ведь он вздыхает как живой.
И шепчут нам материки:
«Ты береги нас, береги».
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах как слеза.
И тихо просят родники:
«Ты береги нас, береги».
- На нашей планете много больных мест.
- Мы должны пометить места, которые попали в беду. Далеко в Сибири есть озеро Байкал (воспитатель демонстрирует иллюстрацию). Это очень красивое, глубокое озеро. Сейчас оно загрязнено. Люди думают, как его спасти. Я его отмечу на карте. Далеко от нас есть Аральское море (демонстрация иллюстрации). Беда с ним другая. Воды с каждым годом в нем становиться все меньше и меньше. Поставим здесь тоже сигнал бедствия.
- Как же мы с вами можем помочь нашей планете? (ответы детей)
-Надо научиться любить природу с самого детства. Что мы можем сейчас в нашем возрасте, сделать для нашей природы? (не мусорить, не обижать животных, не ломать ветки деревьев, не рвать просто так растения). Если вы будете следовать этим правилам, то думаю, вырастите людьми, которые будут ценить и беречь окружающий мир. От этого зависит и наша с вами жизнь. Природа обязательно вас отблагодарит: чистым воздухом, красивым пением птиц и множеством растений, которые делают наш воздух чище.
3 Закрепление пройденного.
- Давайте вместе расскажем стихотворение о нашей планете. http://www.ivschool14.ru/content/170
Наш дом родной, наш общий дом –
Земля, где мы с тобой живём!
Ты только посмотри вокруг,
Тут – речка, там зелёный луг.
Чудес нам всех не перечесть,
Одно у них названье есть;
Леса и горы, и моря –
Всё называется – Земля!
Рассказывает воспитатель. http://www.ivschool14.ru/content/170
Давайте будем беречь планету!
Во всей вселенной красивей нету,
Во всей вселенной она одна,
Что будет делать без нас она!
4 Итог.
- Прежде, чем закончить нашу деятельность, ответе мне на вопрос.
- О чем мы сегодня с вами говорили?
- Что нового вы узнали?
- Что больше всего понравилось?
- Мне очень понравилось с вами работать, вы сегодня молодцы.
- Сейчас вы можете забрать свои макеты, храните их дома и вспоминайте о нашей встречи, и о том, что мы с вами можем помочь нашей планете. Просто научиться любить окружающий мир.