Валентина Брусова
Песочная игротерапия. Из опыта работы
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня у наших детей есть много современных игрушек. Но игры в песочнице не устарели. Песочница по-прежнему излюбленное место малышей. Трогая руками песчинки, малыш развивает мелкую моторику рук. А. определяя количество песка, которое нужно насыпать в формочки, развивает глазомер. Они развивают творческие способности ребёнка, будят его воображение. Строя песочные замки, дети создают собственный мир, выдумывают и фантазируют и в тоже время учатся работать и добиваться цели. Игры могут быть длительными и доставлять детям истинное удовольствие и наслаждение. Стоит при-слушаться к их разговору! Редко в других играх можно услышать такие доброжелательные нотки в голосе, увидите полное взаимопонимание и согласие. Дети охотно уступают друг другу свои формочки и совочки, потому что с незнакомыми игрушками всегда интереснее. Бывает, вспыхивает ссора из- за «границ песочных владений» или игрушек, но часто справедливость одерживает верх. Важно создать детям условия для таких игр.
Публикация «Песочная игротерапия, Из опыта работы» размещена в разделах
- Игры с песком
- Опыт работы, практика
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Песочная терапия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2013
Первое - это, конечно же, наличие чистого, качественного песка в песочнице : жёлтого, мелкого, легко формирующего, без камушков и примесей. В летнее время, если нет дождей, его следует ежедневно вечером поливать из шланга или из лейки, чтобы за ночь песок равномерно увлажнился. Ни в коем случае не следует поливать песок утром, так как сверху он будет чересчур влажным, а изнутри останется сухим и сыпучим. Из такого песка невозможно делать постройки и куличи.
Другое необходимое условие - это игрушки для игр с песком (формочки, совки, ведёрки, лопатки, машинки, брусочки и дощечки разного размера, которые необходимы детям при сооружении построек.
Ребята умело действуют с песком при наличии небольшого опыта. Глазомер развивается настолько, что они могут рассчитывать, какой должна быть толщина перекрытия или мостика, чтобы он был достаточно прочным. Постройки из песка дети любят обыгрывать. Так рождаются сюжетно-ролевые игры в «строителей», «шофёров» и т. д. Возводятся сказочные замки и крепости; возникают фантастические сюжеты о возможных способах спасения выдуманных героев, заранее помещённых в эти крепости и башни. В этих играх дети искренне и эмоционально переживают события, а совместные переживания укрепляют и сплачивают детский коллектив. У детей возникает потребность к совместным играм и контактам друг с другом.
Следует позаботиться, чтобы дети самостоятельно ухаживали за песком: собирали его в песочницу лопатками, следили за тем, чтобы барьер песочницы был чистым после игр, игрушки очищены от песка и собраны в специальную коробку. Можно использовать трудовые поручения, вводить элементы соревнования и т. п.
В чём причина такого глубокого интереса к песку?
Наверное, человеку очень важно чувствовать себя Создателем и Строителем. Архитектурное строительство - самая символическая и оттого, может быть, самая творческая работа. А материал для игры – песок - такой шершавый, послушный, текучий- рождает множество ощущений и ассоциаций…
Сегодня песочную терапию используют в разных целях, Песок стал привычным материалом во многих развивающих центрах, его используют и для психодиагностики. Песок - идеальная развивающая среда, где можно творить без страха что-либо испортить или сломать (в отличие от листа бумаги). Песочные занятия способствуют развитию речи, мелкой моторики, памяти, воображения. Песок станет подспорьем, если ребёнок учится читать и писать, осваивает грамоту или ему необходима помощь, чтобы научиться правильно произносить звуки. Всё это может происходить в форме сказки, легко и ненавязчиво, в игре, поэтому и результаты намного ощутимее, чем когда взрослые пытаются нудно проповедовать что-то. В песке даже обучают географии или истории, разыгрывая целые картины. Если вы захотите совершить путешествие на Север или горные вершины, запаситесь солью, пенопластом или ватой – «вечными снегами». Материал, усвоенный в таких играх, дети запоминают на всю жизнь. Вот какое это чудо – песок.
Психологи и психотерапевты ещё в начале прошлого века предприняли попытки как-то использовать потенциал игр на песке в лечебных целях. Английский детский психотерапевт Маргарет Ловенфельд в 1929 году начинает работать с песком. Разработанная ею «техника построения мира» приобрела известность. В 1935 году она опубликовала книгу «Игра в детство». Эту работу не мог оставить без внимания К. Г. Юнг.
Он посоветовал своей ученице Доре Кальфф обратить особое внимание на психотерапевтические возможности игр на песке, и в 1956 году она начинает изучать метод М. Ловенфельд. Д. Кальфф разработала юнгианский подход к песочной терапии. В 1966 на немецком, а в 1971 году на английском вышла её книга «Песочная терапия».
В настоящее время значительно возрос интерес специалистов- педагогов, психологов, логопедов - к специально организованным занятиям с детьми с использованием пес-ка.
В столице один из энтузиастов этого необычного метода- Олег Эрнестович Паппе, который консультирует в Психологическом центре Министерства образования Московской области.
Как же проходят сеансы «песочной терапии?» Олег Эрнестович называет себя психотерапевтом психоаналитического толка и в работе старается следовать предписаниям юнгианской «песочной терапии». А в ней многие параметры работы жёстко определены.
За десятки лет консультирования учениками Юнги был накоплен большой опыт, и в итоге они пришли к выводу, что существуют некоторые оптимальные характеристики, при соблюдении которых лечение проходит наиболее эффективно. К ним относится, на-пример, голубой цвет песочницы, в которой играет ребёнок, её размер и высота бортиков.
Для игры дети могут использовать игрушки - это деревья, фигурки людей, животных, а также различные постройки, домашняя утварь и природные объекты (камни, семена, ракушки, перья и т. д.).
Как должен вести себя специалист, практикующий работу с песком? Должен ли он быть «доброй мамой», создающей ребёнку комфортные условия для игры? Или он является молчаливым свидетелем песочных спектаклей? Или он соавтор песочной картины? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно понять важную особенность песочной терапии. Дело в том, что на песочном «листе» перед терапевтом раскрывается внутренний мир ребёнка.
Этот мир становится реально осязаемым. Особо актуален в данном контексте древний принцип «не навреди».
Здесь для специалиста действуют три правила:
• Присоединение к ребёнку.
Песочная картина, создаваемая ребёнком, содержит богатую информацию о его внутреннем мире и актуальном состоянии. Понять ребёнка и его проблемы, почувствовав ритм песочной картины, ощутив образный строй картины - всё это входит в понятие присоединения.
• Искренняя заинтересованность, заинтригованность событиями и сюжетами, разворачивающимися в песочнице.
Рассматривая картину ребёнка, специалист как бы сочетает в себе две ипостаси. С одной стороны, это любознательный открытый путешественник, которому чрезвычайно интересно, что происходит в том мире, который создал ребёнок. С другой стороны, это мудрец, стремящийся найти истину.
• Строгое следование профессиональной и общечеловеческой этике.
Это правило является одновременно и обязательным условием для любого рода профессиональной помощи человеку. педагог не может в присутствии ребёнка без спроса изымать фигурки из песочницы, перестраивать картину или высказывать оценочное суждение.
Я работаю воспитателем детского сада более тридцати лет. Наблюдая за детьми в течение такого длительного времени, я не смогла не заметить, что в последние годы стало появляться много детей с нарушением в речевом развитии. При этом у них часто наблюдается заниженный уровень речевого общения, агрессивность, неумение и нежелание уступать друг другу, быть терпимее и доброжелательней. Замечается также нередко быстрая утомляемость, рассеянность, безучастность на занятиях, что ведёт к ограничению речевой практики, что в свою очередь, задерживает развитие коммуникативных навыков.
Причин таких отклонений существует несколько. Это и нарушения экологического равновесия, и проблемы, возникающие в обществе: рост насилия и жестокости в жизни и на экране телевизора, снижение уровня жизни значительной части населения, неправильное питание и нездоровый образ жизни будущих родителей, появление большого количества асоциальных семей, где не всегда рождаются дети с нормальным уровнем развития. Большая часть родителей занята зарабатыванием денег, на общение с детьми нет ни времени, ни желания. Часто компьютер и телевизор заменяют живое общение между родителями и детьми.
Нам приходится работать с разными детьми, и в своей группе обращаем большое внимание на развитие речи и общую коррекцию поведения детей. Существует много приёмов и методов, которые помогают исправить нарушения и развивать детей. Я хочу остановиться на одном из них подробнее. Это использование в своей работе с детьми игр с песком. Мы в своей группе используем песок круглый год. Дети очень любят игры в песке. В течение всех летних месяцев они неустанно «трудятся» в песочнице : строят баш-ни, замки, дворцы, «стряпают» пироги, «пекут» торты и пирожные. Песок помогает детям находить взаимопонимание. Обладая способностью снимать агрессивную энергию, он позволяет совершенно мирно «уживаться» в песочнице большому количеству детей, строить совместные планы и осуществлять их. У них возникает потребность в общении друг с другом, что, конечно же, благотворно влияет на развитие коммуникативных навыков, развитие речи. Мы знаем, что пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Чем выше двигательная активность пальцев, тем лучше развита речь. В развитии мелкой моторики, тактильных ощущений и мышления песок незаменим. Играя с песком, дети сами приходят к выводу, что на сухом песке дырочка от пальца исчезает, на мокром – хранится долго. Сравнивая отпечатки взрослой и детской руки, внутренней и внешней стороны кисти, кулачков, косточек, дети одновременно делают массаж кисти. Просим пройтись по поверхности песка каждым пальцем одной и другой руки, затем одновременно указательными, большими, средними, безымянными, мизинцами обеих рук. Скользим ладонями по песку, делая зигзагообразные и круговые движения. Дети играют по песку, как по клавиатуре пианино, сравнивая с ощущениями от тех же движений по твёрдой поверхности; рисуют палочками, ищут сходство узоров с окружающими предметами.
Умение слышать и вычленять разные звуки и их сочетания в слове – основа формирования правильного звукопроизношения. В нашей группе очень важно заниматься развитием речевого слуха у детей, ведь детям нелегко уловить разницу между некоторыми звуками, а тем более выделить в слове и повторить заданный звук. Мы стараемся помочь детям, превратить звук из абстрактного символа в сказочное существо из песочной страны. К такой игре заранее готовимся. например, мы хотим отработать с детьми звук «А». Подбираем фигурки, в названиях которых есть звук «А» (можно вырезать или вылепить их). Наклеиваем на них букву «А». Готовим букву «А» (деревянную или пластилиновую) лучше такую, которую легко пощупать. Затем с детьми строим сказочную страну «А», где есть сады с Акациями и Арбузами, реки с Акулами и дворцы с Арками. Дети становятся непосредственными участниками процесса. Например, сочиняют кто может жить в такой стране, где правит принцесса «А» (придумываем ей имя, называют её любимые блюда (Апельсины, в - Аренье). Потом вручаем детям ключ от этой страны (карточку с буквой) и они продолжают играть с любым её жителем, а также вносить какие – то изменения наклеивая изображения букв, мы готовим детей к изучению и соотношению со звуками. Чтобы развести понятия «звук» и «буква», объясняем, что таинственные знаки, нарисованные на одежде каждого звука, помогают им узнать друг друга, не произнося имени вслух. Эти знаки называются буквами. Поэтому можно называть персонажей и голосом, и прописывать знаки- буквы на песке. Чтобы дети запоминали как зрительно, так и на ощупь, сделали буквы (из картона, пластилина, бархатной бумаги, сшили и набили ватой, которые легко потрогать. Дети пишут буквы на песке, лепят из песочка, прячут и находят персонажи- буквы, зарывая в песок, строят для них домики и т. д. Наблюдаем, как одна буква превращается в другую (скажем, «Л» в «А»). Дети любят придумывать сказки, например, про гномика «С - с - с», который мог говорить только своё имя, пока не встретил двух других гномиков по имени «О- о- о» и «К- к- к». Когда они взялись за руки, произошло что- то необычное - они смогли произносить «СОК» и в руках у них появились стаканчики с соком. Постепенно вводим буквы- персонажи, а игрушки из песочницы убираем. Так мы помогаем детям освоить подступы к такому непростому делу, как чтение и письмо.
С наступлением зимы, мы не прощаемся с играми в песке до весны. Мы у себя в группе изготовили «минипесочницу». Это деревянный ящик, длина и ширина которого, составляет приблизительно 70 или 80 сантиметров, а высота около 10. Наша песочница помещается в, специально отведённом для неё, месте, но, при необходимости, возможно, её перемещение в другое место. Мы её используем как на занятиях, в совместной деятельности с детьми, так и для самостоятельных игр и деятельности детей.
Дно и борта окрасили в голубой цвет. Таким образом, дно символизирует воду, а борта - небо.
Голубой цвет оказывает на ребёнка умиротворяющее воздействие. Кроме того, наполненная песком «голубая» песочница являет собой миниатюрную модель нашей плане-ты в человеческом восприятии.
Для организации игр с песком мы используем большой набор миниатюрных предметов и игрушек.
• Люди, разнообразные по полу, возрасту, культурной и национальной принадлежности, профессиям, эпохе (от первобытных до современных).
• Наземные животные (дикие, домашние, доисторические).
• Летающие животные (дикие, домашние, доисторические).
• Обитатели водного мира (разнообразные рыбы, млекопитающие, крабы).
• Жилища с мебелью (дома, дворцы, замки, другие постройки, мебель различных эпох, культур и назначения).
• Домашняя утварь (посуда, предметы обихода, убранства стола).
• Деревья и другие растения (цветы, травы, кустарники, деревья).
• Транспортные средства (наземный, водный, воздушный транспорт гражданского и военного назначения, фантастические транспортные средства).
• Объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, мосты, дорожные знаки).
• Аксессуары (бусы, ткани, пуговицы, пряжки пр.).
• Естественные природные предметы (камни, ракушки, куски дерева, семена, перья).
Итак, всё, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в коллекции. Если для занятий не хватает каких- либо фигурок- образов, их мы лепим из пластилина, глины, теста, вырезаем из бумаги. Это развивает тактильнокинестетиче-скую чувствительность и мелкую моторику рук ребёнка. Дошкольник учится самоанализу, умению понимать себя и других.
Дети с удовольствием играют с песком. Ведь такие игры очень естественны, это то, чем ребёнок любит заниматься, то, чего не боится. Именно поэтому мы предприняли попытку проводить игры- занятия с песком в качестве дополнительного методического приёма.
Как проходят наши занятия? Я делаю на песке отпечатки кистей рук и рассказываю о том, что при этом чувствую. Затем то же самое проделывают ребята. Постепенно они накапливают чувствительный опыт и учатся обсуждать свои ощущения. Я «прокладываю» в песке тропинки, по которым дети проходят, чередуя руки. Справа и слева от дорожек то ладонями, то кулачками, то костяшками пальцев мы «создаём» различные предметы. Потом мы пробуем играть в песке сразу двумя руками, используя все десять пальцев. Эти простые упражнения имеют огромное значение для психики ребёнка. Они стабилизуют его эмоциональное состояние.
Начинали знакомство с песком с тактильных ощущений от взаимодействия с пес-ком.
«…- Здравствуй, мы пришли с тобой в эту комнату, чтобы поиграть с песком. Давай поздороваемся с ним… Опустим в песочек руки… Что ты чувствуешь, песок какой - тёплый или прохладный, мокрый или сухой, гладкий или шершавый? А теперь поверни ладошки вверх, правда, теперь песок кажется прохладным? Давай поздороваемся с песком каждым пальчиком, а теперь кулачками. Давай поскользим «змейкой…»
Следующий шаг, который мы делали, заключался в том, чтобы научить детей ста-вить ладонь на ребро и удерживать в таком положении (песок помогает детям ровно держать ладони). Параллельно с этим, дети делали самомассаж песком: перетирали его между пальцами, глубоко зарывали в песок руки. Всё это позволяло перейти к упражнениям, направленным над развитием мелкой моторики: пальчики «ходят гулять» по песку, играют на песке, как на пианино, и т. д.
Играя с песком, проводили логопедические игры:
• «Выровняй дорогу»- от детской машины воспитатель проводит неглубокую канав-ку в песке, ребёнок воздушной струёй выравнивает дорогу перед машинкой;
• «Что под песком?»- картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребёнок открывает изображение;
• «Ямка»- ребёнок, следуя правилам дыхания, через нос набирает воздух, надувая живот и медленно, плавно, долгой струёй выдувает ямку в песке;
• «Помоги зайцу»- в песке делается три- четыре углубления- «следы», ведущие к игрушечному зайцу. Неподалёку располагается лиса. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца.
• «Дорога к другу»- на песке расставляются две игрушки Нужно длительной плавной струёй образовать на песке дорожку от одной игрушки до другой.
• «Секрет»- в песок неглубоко закапывается игрушка или небольшой предмет. Необходимо сдуванием песка обнаружить спрятанное;
• «Добрый великан»- из песка насыпается невысокая гора. Перед ней игрушка (слоник, черепашка и др.). Ребёнок, дуя на песочную гору, разрушает её, помогая герою продолжить свой путь;
• «Путешествие»- на песке лё гкие пластмассовые игрушки: ящерица, змейки, жуки. С помощью воздушной струи ребёнок передвигает фигурки до заданного места;
• «Буря»- во влажном песке выкапывается углубление и заполняется водой. Ребёнок длительной сильной воздушной струёй вызывает «бурю»;
• «Морская прогулка»- воздушной струёй ребёнок передвигает кораблик, лодочку, лёгкую черепашку, рыбку по поверхности воды.
Проводим упражнения для регуляции мышечного тонуса, снятия напряжения с мышц пальцев рук, совершенствование мелкой моторики:
• положить ладони на песок, почувствовать полное расслабление пальцев;
• погрузить пальцы в песок, сжимать и разжимать кулачки;
• погрузить пальцы в песок, и лёгкими движениями создавать «волны»;
Артикуляционные упражнения:
• «Лошадка»- щёлкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчка, «скакать по песку»;
• «Качели»- языком ритмично двигать вверх- вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движением языка двигать по песку в том же направлении;
• «Часики»- языком ритмично двигать вправо- влево, указательным пальцем веду-щей руки в такт движениям языка в том же направлении по песку;
Автоматизация звуков:
• «Сильный мотор»- произносить звук «Р», проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения- рисовать на песке букву «Р», произнося одновременно звук «Р».
• «Горочка»- набрать в руку песок и произносить звук «С», насыпая горку.
• «Дорожка»- произносить заданные логопедом слоги, «прошагивая» их пальчиком или легко отшлёпывая по песку ладошками;
Развивая тактильнокинестетическую чувствительность, мы работаем над речью ребёнка - словарным запасом, грамматическим строем, связной речью. А как хорошо фантазировать вместе. Погружая руки в песок, находить разные предметы, обсуждая, чьи они, как и кем использовались. Или, медленно шевеля руками, изменять ровную поверхность песка, представляя, что мы в горах или лесу, в море или на другой планете.
А ещё песок даёт возможность «оживлять» абстрактные символы: буквы, цифры, геометрические фигуры.
После обучения манипуляциям с песком мы переходили к предметному конструированию. Строили природные ландшафты: реки, озёра, моря, горы, долины, по ходу объясняя сущность этих явлений. Так, постепенно дети получают информацию об окружающем мире и принимают участие в его создании.
Все песочные картины стараемся сопровождать рассказами, а дети при этом манипулируют деревьями, животными, транспортом. Такие занятия развивают не только представления об окружающем мире, но и пространственную ориентацию.
Дети очень любят писать на песке, они не боятся ошибиться, это не бумага. Легко можно всё исправить, если допустили ошибку.
С большим удовольствием дети показывают сказки на песке: «Колобок», «Теремок», «Красная шапочка» и др. Они рассказывают сказки и рукой передвигают фигурки в разных направлениях, и учатся соотносить речь с движением персонажей.
Занятия в песочнице являются очень полезными: улучшают эмоциональное со-стояние, внимание, соотнесение речи с предметными действиями. После песочных игр детям легче и естественнее даются театрализованные игры и другие занятия.
В ходе занятий мы выяснили, что действия детей с песком можно условно разделить на 3 типа:
1. совершение определённых манипуляций с песочной поверхностью (дети заполняют песком формочки, рисуют на песчаной поверхности, делают отпечатки, собирают песок в комочки и создают горки);
2. проникновение в толщу песка, рытьё ямок и тоннелей, прятанье в песок предметов с их последующем извлечением;
3. организация сюжетов, создание композиции.
При создании песочной композиций песочница позволяет использовать 3 формы художественного творчества: скульптуру, рисунок и отпечатки на песке, а также работу с предметами. Добавление в песок воды позволяет создать весьма пластичный природный материал, который может использоваться для моделирования трёхмерных форм.
При помощи разных инструментов и рук на песке можно создавать рисунки и от-печатки.
Естественные природные объекты и миниатюрные фигурки дети находят на полках и размещают в песочной композиции, создавая новые образы, для которых не требуется специальных умений.
Песочница - прекрасный тренажёр, пропедевтическое средство для подготовки руки к письму, к трудовой деятельности для овладения специальными движениями.