Елена Антонцева
«Первые уроки грамоты». Дидактические игры для обучения грамоте
▼ Скачать + Заказать документы
Ребенок начинает пользоваться родным языком почти с раннего детства, но он не осознает тех способов, с помощью которых осуществляется его речь. Дошкольное детство – время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее благоприятный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Развитие речи детей – одна из ведущих задач, которую решают дошкольное учреждение или родители. С психологической точки зрения начальный период обучения грамоте – это формирование у ребенка нового отношения к речи. Предметом познания становится сама речь, ее внешняя звуковая сторона. По утверждению М. Монтессори, А. Н. Корнева, Р. С. Немова, обучение чтению необходимо начинать в 5 – 7 лет, так как в этом возрасте развито в определенной степени самосознание, сформированы речевые, двигательные навыки, элементарные навыки в художественных видах деятельности, а также появляется интерес к буквам и желание научиться читать.
Публикация «„Первые уроки грамоты“, Дидактические игры для обучения грамоте» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» июнь 2014
Благодаря особому процессу познания, который осуществляется эмоционально-практическим путём, каждый дошкольник становится маленьким исследователем, первооткрывателем окружающего мира. С началом обучения грамоте дошкольник приступает к анализу своей речи и узнает, что она состоит из предложений, которые в свою очередь состоят из отдельных слов, слова – из слогов, слоги – из звуков. Звуки при письме обозначаются буквами. Поэтому в период обучения грамоте большое место отводится развитию фонематического слуха, умению различать в речевом потоке отдельные слова, позицию и наличие звуков в слове. Развитие речи осуществляется при разных видах деятельности, в том числе на специальных занятиях по обучению грамоте.
Обучение проводится в игровой форме. Предлагаю вам игры, задания, упражнения:
Игра «Назови первый звук в слове» (кольца Луллия)
Знакомство с символами звуков (пособие Т. А. Ткаченко ("Специальные символы")
Игра «Рассели звуки в домики» (классификация гласных - и согласных звуков)
Задание «Нарисуй пальчиком на манке символ звука»
Игра «Сигнальщики» (определение твердых и мягких звуков)
Игра- упражнение «Подарки Тиму и Тому» (определение твердых и мягких звуков)
Упражнение «Определи место гласного звука в слове» (использование фасоли, пуговиц или фишек красного цвета)
«Звуковая схема слова» (фишки синего, зеленого и красного цветов)
Пальчиковые и логоритмические упражнения.
Игра «Подбери схему слова к картинке»
Игра «Веселый поезд», "Домики" (деление слов на слоги)
Игра «Волшебный кубик» (составление предложений с предлогами)
Задание «Нарисуй ниточкой букву»
Задание «Звуковой анализ слов»
Игра «Слоговые часы» (составление слов из слогов)
Игра «Собери кубики» (составление слов из букв)
Возможно, эти игры вам пригодятся в работе. Желаю удачи!