Кубашова Нина Викторовна
Консультация для родителей детей первой младшей группы «Первое знакомство ребенка с Дедом Морозом»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей первой младшей группы.
Первое знакомство ребенка с Дедом Морозом.
Первая встреча с Дедушкой Морозом и Снегурочкой для каждого ребенка – настоящая веха в жизни, важное событие. Для того, чтобы все прошло удачно и остались самые добрые воспоминания, желательно подготовиться к встрече заранее. Если ваш ребенок еще ничего не знает о Дедушке Морозе и новогодних традициях, нужно заранее рассказать о волшебнике и его внучке. Только не перестарайтесь, не нужно сразу «вываливать» на малыша все, что вы сами знаете об этом персонаже.
Публикация «Консультация для родителей детей первой младшей группы „Первое знакомство ребенка с Дедом Морозом“» размещена в разделах
Начните с картинок – покажите изображения Деда Мороза и Снегурочки, расскажите о том, что это настоящий волшебник и его внучка, которые поздравляют всех детишек и дарят им подарки. Намекните, что возможно, в этом году Дед Мороз постучится и в вашу дверь. На следующий день посмотрите мультфильм о Дедушке Морозе, лучше какой-нибудь советский. Потом почитайте новогоднюю сказку и стихотворения.
Уже ближе к дате сказочного визита сделайте какую-нибудь поделку для Деда Мороза или нарисуйте рисунок, выучите простой новогодний стишок, если ребенок не сопротивляется этому.
Для многих наших малышей этот новый год будет первым «осознанным» новогодним праздником с утренниками и новогодними елками, театральными постановками и сюрпризами, с долгожданными подарками под елкой и большим количеством самых разных Дед Морозов. Однако, впервые завидев колоритного дедушку, малыш может не прийти в восторг, не обрадоваться, а испугаться бородатого Деда Мороза. Ни в коем случае не игнорируйте и не отмахивайтесь, если малыш испугался Деда Мороза или другого персонажа, а помогите ему от этого страха избавиться.
Как правильно подготовить ребенка к Новому году?
А готовиться все-таки надо, и не только физически, продумывая меню, нарядные костюмы и украшая елку. Малыша надо готовить к такому большому празднику и морально. Создайте дома спокойную и дружелюбную атмосферу, решите свои взрослые проблемы, и вы увидите, что как по мановению волшебной палочки, рассеются все детские страхи.
Детей условно можно поделить на четыре типа: логики, мечтатели, сенсорики и наблюдатели.
Ребенок-логик : с самого его рождения вы понимали, что ваш ребенок вряд ли задаст вам хоть один вопрос. Он как будто родился со знанием мира. Дети-логики не верят в то, что игрушечная лошадь спит, а кукла – хочет есть. Они знают, что игрушки – это неодушевленные существа, и особенно ими не интересуются. Ребенок-аналитик довольно быстро разуверится в существовании волшебного Деда. Когда он догадается, что Дед Мороз – это всего лишь сказка, не пытайтесь настаивать на обратном. Он прекрасно поймет, что родители – врут. Вранье ребенок-логик воспринимает в штыки: лучше не ожидать от него мечтаний и не давить. Ребенок-мечтатель верит в сказки, любит сказочных героев, легко в них перевоплощается. Очень эмоционален, обожает фантазировать вслух, чувствителен, легко плачет и смеется по незначительным поводам. У таких детей психологи советуют поддерживать веру в Деда Мороза обязательно. Причем не только поддерживать, но и всячески взаимодействовать с этой верой. Например, вместе написать письмо Деду Морозу. К тому же, если ребенок пишет такое послание, родители получат от этого двойную “выгоду”. Во-первых, выведают, что он хочет получить на Новый год, а во-вторых, у малыша будет ощущение сказки, которая, как уже говорилось, очень важна для детского сознания. Ребенок-сенсорик стремиться все потрогать руками. Он живет ощущениями: ему нужно все сразу, он очень тяжело привыкает к понятиям «потом», «когда-нибудь». Как правило, это либо активные дети, познающие мир на ощупь – бегающие, прыгающие, ходящие по головам. Либо пассивные созерцатели, любящие поспать и покушать, чувствительные к холоду и жаре, к разным вкусам еды. У таких детей приоритетами в жизни являются внешние или внутренние ощущения: потрогать, осязать, попробовать на вкус. И, желательно, именно сейчас, а не через неделю. В Деда Мороза они верят легко, но будьте готовы к тому, что предупреждать о появлении Деда нужно непосредственно перед событием (перед приглашением Деда Мороза со Снегурочкой на дом или перед утренником). Ребенок-наблюдатель очень пытлив, его интересует все на свете. Он изучает мир постоянно, даже во сне. Его глаза исследуют все потайные углы, ему не нужно трогать вещи, чтобы понять их – достаточно взглянуть. Ребенок-наблюдатель очень рано проявляет качества «вундеркинда», понимая, о чем говорят взрослые. В раннем возрасте умеет объяснять довольно сложные процессы. Сообразителен, легко загорается идеями. Такой ребенок обязательно поверит в Деда Мороза, и вам придется подробно объяснять – где родился Дедушка, кто его мама, папа и другие родственники, почему он передвигается на санях, а не в лимузине. Кто такие олени, и с какой скоростью они движутся…
Почему ребенок боится Деда Мороза?
Если ребенок боится, можете обрадоваться, как ни парадоксально это звучит. Ваш малыш уже подрос, он взрослеет, а вместе с ним его психика и нервная система. Он уже легко и без усилий может что-то представить, дорисовать, домыслить в своем воображении, и получить от получившегося результата вполне реальную и осознанную эмоцию. Помните, что если дети до двух лет к Деду Морозу тянутся, то трехлетний малыш может испугаться его. Это можно объяснить тем, что для ребенка до 2,5 лет над страхом превалирует любопытство. Большинство детских страхов в возрасте 1-3 года связаны с недостаточностью жизненного опыта, когда больше всего пугает новое и неизвестное. Обычно ребенок благополучно такие страхи перерастает, но это не означает, что ему не нужна ваша поддержка. Сказочные персонажи пугают малыша своей незнакомой внешностью, громкими голосами и некоторой агрессивностью. Дед Мороз, клоун, Баба Яга никогда не стоят тихо в сторонке, их роль активна и напориста. По сути, они не дают маленьким детям к себе привыкнуть, ведь их работа начинается с первой же секунды их пребывания на сцене, арене, в зале. Их лица раскрашены, накладные носы и непривычная одежда пугает, а все их действия малыш искренне принимает за чистую монету.
Что делать, если ребенок боится Деда Мороза?
Ни в коем случае не игнорируйте и не отмахивайтесь, если малыш испугался Деда Мороза или другого персонажа, а помогите ему от этого страха избавиться. Для многих наших малышей этот новый год будет первым «осознанным» новогодним праздником с утренниками и новогодними елками, театральными постановками и сюрпризами, с долгожданными подарками под елкой и большим количеством самых разных Дед Морозов. Однако, впервые завидев колоритного дедушку, малыш может не прийти в восторг, не обрадоваться, а испугаться бородатого Деда Мороза.
Как правильно подготовить ребенка к Новому году?
А готовиться все-таки надо, и не только физически, продумывая меню, нарядные костюмы и украшая елку. Малыша надо готовить к такому большому празднику и морально. Замечено, что если мама или папа паникеры, по любому поводу создают шум, то их дети чаще других подвержены страхам и тревожности. А вот если родители оптимисты, спокойные и уверенные в себе люди, то их дети — храбрецы и смельчаки. Все-таки, яблоко от яблоньки. Создайте дома спокойную и дружелюбную атмосферу, решите свои взрослые проблемы, и вы увидите, что как по мановению волшебной палочки, рассеются все детские страхи. А кроме этого, готовясь к встрече Нового года: Не играйте с ребенком в агрессивные игры. «Злой серый волк» и «папа в роли злого серого волка» для малыша абсолютно идентичные персонажи. После подобной игры малыш скорее всего прибежит к маме просить защиты. Лучшей роли для любимого папы, чем традиционная лошадка, пока еще никто не придумал. Знакомьте ребенка с Дедом Морозом, клоунами, Серым волком и другими заранее. Разговаривайте о них, читайте книжки, смотрите мультики, рисуйте и лепите. Также можно написать письмо Деду Морозу. Хорошо бы также написать и Серому волку или Бабе Яге, сообщив им, что Саша (Дима, Катя) их не боится. Когда малыш готов, и персонажи ему хорошо знакомы, страха не будет, а будет только увлекательное и волшебное ожидание.
Что делать, если малыш испугался Деда Мороза?
Ну вот, готовились, готовились, а малыш все-таки испугался. Как же успокоить любимое чадо?
Не надо:
• Приговаривать: «Хватит!», «Перестань!», «Не бойся!». Если малыш плачет и расстроен, он просто вас не услышит, а ваши одергивания только еще больше испугают его.
• Начинать длинные разговоры: «Ты, мой родной, испугался. Я тебя понимаю, ты боишься и думаешь, что Дед Мороз страшный. Но это не так, потому что.» Испуганные дети не воспринимаю никакую логичную информацию, и в этот момент все объяснения и уговоры родителей кажутся им всего лишь бессвязным шумом.
Надо:
• Покинуть зал. Если в зале причина его испуга, то устраните ее из поля зрения ребенка.
• Обнять, взять на руки и покачать малыша.
• Помочь избавиться от негативных эмоций и выразить их словами, когда малыш немного придет в себя. «Я вижу, ты испугался. Мне тоже бывает страшно, и тогда у меня внутри все сжимается. Вот так!»
• Говорите шепотом. Шепот замечательно успокаивает ребенка и помогает отвлечь и сменить тему разговора. Переключить внимание ребенка. Предложите попить, пойти посмотреть что-то интересное, спеть вместе песенку, развернуть подарок и т. д.
Ребенку 2-3 лет можно лишь объяснить, что Дед Мороз является добрым волшебником, который деткам приносит подарки, причем, самые желанные. Он наколдовывает мороз и снег. У него есть внучка, которую зовут Снегурочка.
Очень опасно в раннем возрасте разбивать детскую веру в чудо. Вера ребенка в Деда Мороза не проходит бесследно. Она оставляет в подсознании отчетливый след и твердую уверенность: чудеса возможны. Зачем это нужно взрослому человеку? У многих из нас иногда происходят в жизни такие события, власть над которыми мы не можем взять в свои руки. Тогда нам остается надеяться только на чудо. Способность верить в чудо – один из очень важных защитных механизмов психики человека. Это не только дает силы для борьбы, но и помогает сохранить душевное и физическое здоровье. Кроме этого, считается, что малыши, с развитой фантазией и детской верой в чудеса вырастают людьми общительными, открытыми, уверенными в себе. Все знают: чтобы создать праздничную атмосферу, нужно внести в привычный быт оттенок сказочности. Чудеса случаются только в сказках, в быту они происходят в одном случае: если человек в них поверит. Дети легко верят в чудеса и до определенного возраста живут фантазиями. Фантазии необходимы: они позволяют выплескивать эмоции, укрепляют ощущение внутренней свободы, стимулируют творческие способности. Фантазии всегда имеют смысл, они не бывают глупыми. Через них ребенок выражает себя. Внимательное отношение взрослых к фантазиям ребенка укрепляет его доверие к миру.
Проектная деятельность по теме: «Новогодняя сказка…» в первой младшей группе
Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников. Одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов.
Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является деятельность детей : исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир.
Данная технология может использоваться во всех возрастных группах, необходимо только учитывать психолого-физиологические особенности детей, понимать интересы дошкольников данного возраста.
Представляю планирование проектной деятельности по теме: «Новогодняя сказка…» (первая младшая группа).
Какое чудо - новогодние праздники! И главный символ праздника ёлка, с ее нарядами, украшениями, и, конечно, Дедушка Мороз. Но маленькие дети еще не понимают суть праздника, а многие боятся сказочных героев и большого скопления людей.
Цель:
• формировать положительные эмоции при подготовке к празднику,
• учить детей не бояться сказочных героев, приобщить дошкольников к народной культуре.
Задачи:
• создать такую предметно-развивающую среду в группе, которая позволит расширить знания детей о празднике и его традициях;
• создать условия для активного участия детей в подготовке и проведении праздника в детском саду и дома;
• формировать навыки общения со сверстниками, взрослыми в диалоге, в деятельности;
• побуждать действовать рядом со сверстниками, не мешая им, воспитывать дружеские взаимоотношения;
• создать условия для развития нравственных качеств, развивать любознательность, творческие способности, память, активную речь;
• создать условия для участия родителей в образовательной деятельности.
Прогнозируемые результаты :
• обогатить предметно-развивающую среду группы, что будет способствовать развитию детей;
• сформировать у детей интерес к народной культуре и традициям, к празднику;
• создать благоприятную положительную атмосферу, способствующую эмоциональному благополучию детей;
• заинтересовать родителей жизнью группы и ДОУ, что тоже способствует развитию ребёнка.
Предварительная работа:
Украшение группы (с участием родителей). Организация предметно-развивающей среды: подбор иллюстраций по теме, литературы для чтения, дидактических и настольно-печатных игр, материалов для творчества ( бросовый материал: вата, шишки, бумага, салфетки) и т. д.
Содержание проектной деятельности.
1. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Социально-коммуникативное развитие направлено на:
• развитие свободного общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;
• формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
• знакомство с народными традициями;
• пробуждение интереса к театрализованным играм;
• формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Виды деятельности:
• рассматривание сюжетных картинок и иллюстраций по теме: " Дед Мороз огни зажег на высокой ёлке", " Вот какой Новый год", " Вот зима пришла" и т. д. ;
• беседа и рассказ воспитателя: «Что за праздник Новый год»;
• пальчиковая гимнастика: «Наряжаем елку», «Новогодние игрушки», «Семья» и т. д. ;
• игры со строительным материалом: «Новые ворота. Встречаем Деда Мороза», «Дорожки»,
• беседа о правилах поведения: «Елочку не тяни за веточку», «Играем дружно», «Почему нельзя есть снег».
• украшение и оформление группы, участка;
• украшение ёлки в группе, дома, на участке с участием родителей;
• просмотр мультфильмов: «Маша и медведь. Раз, два, три, ёлочка гори», «Дед Мороз и лето», «Снеговик-почтовик»;
• изготовление новогодних открыток;
• cюжетно-ролевые игры (с воспит.) : «Семья», «Угощение для куклы»…;
• совместная прогулка с детьми подготовительной группы под руководством взрослых (старшие катали младших на санках, ледянках, играли в игры).
2. Образовательная область «Познавательное развитие»
Познавательное развитие направлено на:
• формирование первичных представлений о себе и своей семье, о традициях и праздниках;
• формирование представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
• расширение кругозора детей в познании целостной картины мира.
Виды деятельности:
• прогулки: «Выпал снег», «В гостях у снегиря», «В гости к ёлочке», «Береза и ель», «Украсим елочку»;
• дидактические игры: «Времена года», «Найди самую большую и маленькую ёлочку», «Найди каждому снеговику ёлочку», «Выкладывание елочки из палочек», «Дикие животные», «Наряди ёлочку»;
• сенсорные игры: «Собери новогодние подарки», «Бусы на ёлку», «Ниточки для шариков», «Найди пару по форме».
• рассматривание иллюстраций на заданную тему;
• эксперементирование с водой и снегом.
3. Образовательная область «Речевое развитие»
Речевое развитие направлено на:
• обогащение активного словаря;
• развитие связной речи;
• знакомство с детской литературой;
• воспитание внимательного слушателя.
Виды деятельности:
• беседы о зиме и празднике ;
• составление рассказов по картинкам " Что мы делали зимой", " Времена года" (подбор картинок);
• чтение потешек: «Ой, мороз, мороз, мороз, не показывай свой нос», «Ах ты, зимушка-зима», «Купим Ване валенки», «Заинька, походи…»;
• чтение стихотворений: К. Чуковский «Ёлка», Е. Трутнева «С Новым годом!»;
• заучивание стихотворений: «Снег идёт, снег идёт…», «Мы слепили снежный ком…», «Дед Мороз принёс нам ёлку…», «Дети водят хоровод»;
• отгадывание загадок на тему: «Зима», «Новый год», «Домашние и дикие животные»
• инсценировка сказок: «Репка», «Теремок».
4. Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»
Художественно – эстетическое развитие направлено на:
• становление эстетического отношения к окружающему миру;
• формирование элементарных представлений о видах искусства (восприятие музыки, художественной литературы, фольклора);
• формирование интереса к творческой деятельности.
Виды деятельности:
• рисование: «Вот зима, кругом бело», «В лесу родилась ёлочка», «Варежка для Деда Мороза», «Шарики в коробке»;
• лепка: «Снежные комочки», «Ёлочка», «Бусы на ёлочку»;
• разучивание песен: «В лесу родилась ёлочка», «Зимняя пляска», «Зайка серенький сидит», «Заинька, топни ножкой», «Машенька, Маша…»;
• cлушание «волшебной» музыки, разучивание танцевальных движений, танцевальные импровизации;
• рассматривание иллюстраций в книгах;
• заучивание стихов, отгадывание загадок;
• участие в конкурсе «Ребята, всё вокруг покрыла вата! А в ответ раздался смех: «Это выпал первый снег!»»
• прощание с ёлочкой (музыкальный досуг);
• новогодний утренник.
5. Образовательная область «Физическое развитие»
Физическое развитие направлено на:
становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.
Виды деятельности:
• подвижные игры: «Кто быстрее добежит до ёлочки», «Птички летают» «Мы шагаем по сугробам», «Ледяные дорожки», «Зайка беленький сидит…»(с ходьбой и бегом); «Попади в цель» (с бросание и ловлей снежков);
• хороводные игры: «Мы на луг ходили», «Зайка и лиса», «Зайка беленький сидит»;
• игры на ловкость: «Скатись с горки», «Целься вернее», «Кто дальше».
Результаты деятельности :
* Работы детей.
* Выставка поделок: «Мастерская Деда Мороза».
* Дидактические игры, сценарий утренника.
* Фотогазета: " Домашний Новый год".
*Новогодний утренник.
Дети с большим интересом участвовали во всех мероприятиях. Они стали более уверенными, не боятся Деда Мороза и других сказочных персонажей и с сожалением прощались с елочкой. Родители стали больше интересоваться жизнью группы, участвовать в педагогическом процессе.