Демчук Галина Михайловна
Пение как нетрадиционная форма здоровьесбережения
▼ Скачать + Заказать документы
«ПЕНИЕ - КАК НЕТРАДИЦИОННАЯ ФОРМА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ»
(мастер – класс Демчук Галины Михайловны музыкального руководителя МДОУ ДС № 20» г. Будённовска Ставропольского края)
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие любого общества. В последние десятилетия во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения.
Публикация «Пение как нетрадиционная форма здоровьесбережения» размещена в разделах
- Вокал. Обучение детей пению
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2021
Огромную роль сегодня в формировании сознания современных дошкольников играет телевизионная реклама, порой, к сожалению в отрицательном направлении. Родители, занятые работой, часто не являясь для ребёнка примером здорового образа жизни, ничем не противоречат отрицательному воздействию средств массовой информации. Ребёнка не учат быть грамотным созидателем своего здоровья.
Современные компьютерные технологии и видеофильмы на многие часы приковывают любопытных малышей к экрану, ухудшая их зрение. Вторжение современной рок – музыки травмирует сознание маленьких детей, ломает ещё устоявшиеся, несформированные биоритмы.
Экологические проблемы, отрицательные бытовые факторы (синтетические покрытия, аэрозоли, краски, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающееся раздражение в обществе, связанное с неудовлетворительными экономическими условиями – вот лишь некоторые факторы, агрессивно действующие на здоровье ребёнка. Что может противостоять всем перечисленным факторам?
Долгое время считалось, что улучшение медицинского обслуживания решит проблему здоровья детей. Сегодня очевидна ошибочность таких представлений. В последние годы мы становимся свидетелями драмы, когда врач должен признать, что он не способен сделать человека здоровым.
Итак, с одной стороны, воздействие отрицательных факторов, с другой – отсутствие реальной помощи со стороны родителей, врачей в вопросах формирования здоровья ставят современного дошкольника в очень сложное положение.
В поиске наиболее эффективных средств сбережения здоровья признаётся внедрение в педагогический процесс пения – как одной из форм здоровьесбережения.
Народная мудрость гласит: «Кто много поёт, того хворь не берёт».
«Запоют дети – запоёт народ»- писал К. Д. Ушинский. А будут любить пение дети или нет, во многом зависит от взрослых.
Пение – тот самый необходимый инструмент, позволяющий найти не только радость в жизни, но и значительно улучшить своё здоровье. По образному выражению учёных гортань – второе сердце человека. Голос, оздоравливаясь в процессе вокальной тренировки, оздоравливает весь организм.
Пение помогает избавиться от стрессов. Учёные обнаружили, что во время пения вырабатывается эндорфин – вещество, благодаря которому человек ощущает радость, умиротворение, прекрасное настроение и повышается жизненный тонус. При помощи пения можно привести в порядок лёгкие, улучшить кровообращение и цвет лица, исправить осанку, улучшить дикцию и постановку разговорной речи, даже исправить такой дефект, как заикание.
Пением также лечат различные заболевания. Это направление в медицине носит названое вокалотерапии. Доказано, что звук, зарождающийся во время пения, только на 15 – 20% уходит во внешнее пространство. А остальная его часть поглощается внутренними органами, что приводит их в состояние вибрации. И этот массаж стимулирует их работу, укрепляет физическое и психическое здоровье поющего.
Положительное действие пения на человека, использовалась нашими предками для излечении самых разнообразных заболеваний. Аристотель и Пифагор рекомендовали пение при лечении душевных расстройств. На Тибете монахи до сих пор лечат нервные болезни пением. В Древней Греции с помощью хорового пения лечили от бессонницы. Великий Авиценна считал, что лучшим упражнением для сохранения здоровья является пение. Известный венгерский композитор З. Кодаи в 1929году писал: «Чудесное средство ритма песен – дисциплинирование нервов, тренировка гортани и лёгких. Всё это ставит пение рядом с физической культурой. Петь в любом случае полезно, даже если человек считает, что у него нет ни голоса, ни слуха. Пение отличный способ снятия стрессов, эмоциональной стабильности. Поющий человек всегда находиться в позитиве.
Занятия вокалом (вокалотерапией) совершенствуют речевую функцию организма. Детям, страдающим заиканием, очень полезно заниматься пением. Чем раньше ребёнок начнёт заниматься пением, тем больше у него шансов избавиться от этого недостатка. Одно из препятствий, которое стоит перед заикающимися, это произнесение первого звука в слове. В пении одно слово перетекает в другое и как бы льётся вместе с музыкой. Ребёнок слушает, как поют другие, и старается попадать в такт. Уже доказано, что лёгкая форма заикания может устраниться полностью, если заниматься пением регулярно.
Каждый из нас с рождения является обладателем совершенного терапевтического аппарата – наш голос. Управляя собственным голосом, при помощи различных тонов и гласных звуков, мы имеем возможность «настраивать» наш организм так же, как это делает настройщик с музыкальным инструментом с помощью камертонов. Благодаря голосотерапии медицина вскоре избавиться от необходимости оперативного вмешательства в мозг, воздействуя на поврежденные участки исключительно звуком, в том числе – голосом самого человека.
Пение – это, прежде всего искусство правильного дыхания, хороший тренинг. Занятия пением являются профилактикой простудных заболеваний. Пение не только хорошо развивает лёгкие и грудную клетку, но и укрепляет сердечную мышцу. Не зря говорят: «Школа пения – школа дыхания».
Так как у детей дошкольного возраста дыхательные мышцы ещё слабы, необходима специальная система упражнений для постановки правильного дыхания, развития мышц грудной клетки. Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников, улучшают функционирование мозга. Необходимо обратить внимание на часто болеющих детей, имеющих различные речевые нарушения.
Основными задачами дыхательных упражнений в непосредственной музыкально – образовательной работе являются:
* Укрепление физиологического дыхания детей (без речи);
* Формирование правильного речевого дыхания (короткий вдох – длинный выдох);
* Тренировка силы вдоха и выдоха;
* Продолжительный выдох.
Пение с предшествующей ему дыхательной гимнастикой оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее и даже лечебное воздействие:
• Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и лёгочной ткани;
• Способствует восстановлению центральной нервной системы;
• Улучшает дренажную функцию бронхов;
• Восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
• Исправляет развивающиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.
Выполнение дыхательной гимнастики помогает сохранить и укрепить здоровье ребёнка, даёт возможность зарядиться бодростью и жизнерадостностью, сохранять высокую работоспособность. Решить эту задачу помогает использование комплекса дыхательных упражнений Е. Емельянова, разработки Б. Толкачева и К. Бутейко.
Для выработки более глубокого дыхания у старших дошкольников использую элементы дыхательной гимнастики А. Стрельниковой.
При разучивании песен некоторые дети неправильно произносят отдельные звуки, Это говорит о неполном развитии мышц речевого аппарата. Помочь ребёнку с этими трудностями можно с помощью специальных упражнений артикуляционной гимнастики.
Основная цель артикуляционной гимнастики – тренировка мышц речевого аппарата. В результате этой работы повышаются показатели развития речи детей и певческих навыков.
Задачи артикуляционной гимнастики в непосредственной музыкально-образовательной деятельности:
• Развитие певческих способностей детей;
• Формирование артикуляции различных звуков;
• Совершенствование дикции;
• Развитие музыкальной памяти, запоминание текстов песен.
• Развивать чувство ритма;
• Учить, правильно расставлять акценты при пропевании слов, фраз.
Артикуляционные упражнения бывают беззвучные и с участием голоса. Артикуляционная гимнастика позволяет осуществлять:
• Развитие артикуляционной моторики;
• Обучение детей простейшим артикуляционным движениям, по подражанию взрослому;
• Выработку контроля за положением рта.
Подготовить детский голос к пению помогают несложные тексты и мелодии, состоящие из звуков мажорной гаммы, которые поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат.
Одной из форм профилактики заболеваний горла и голосового аппарата являются фонопедические упражнения. Разработки В. Емельянова, М. Картушиной развивают носовое, диафрагмальное, брюшное дыхание, стимулируют гортанно-глоточный аппарат и деятельности головного мозга. Основная цель упражнений - связь голоса с дыханием, отличающимся по энергетическим затратам от речевого.
Организация работы проводится по трё м направлениям:
1. Групповая и индивидуальная работа с детьми;
2. Взаимодействие и просветительская работа с родителями;
3. Совместная работа педагогов ДОУ.
Работа с детьми:
Многолетний опыт показал, что методика вхождения ребёнка в мир любого искусства должна проходить через «волшебный мир» игры. Игра – это «волшебная палочка», при помощи которой можно научить детей петь, слушать музыку, красиво двигаться и танцевать.
Основной девиз моей работы – «Учить, играя!»
Свою работу с детьми начинаю с формирования у детей правильной осанки:
Если хочешь стоя петь –
Головою не вертеть!
Встань красиво, подтянись
И красиво улыбнись!
Если хочешь сидя петь –
Не ссутулься, как медведь.
Сядем прямо. Ровно,
Спину держим стройно.
Ноги твёрдо в пол упрём и поём!
Подготовить голос к пению, поднять настроение, настроить ребё нка на рабочий лад помогают песенки - распевки:
Доброе утро! (поворачиваются друг к другу)
Улыбнись поскорее! (разводят руки в стороны)
И сегодня весь день (хлопают в ладоши)
Будет веселее.
Мы погладим лобик, (выполняют движения по тексту)
Носик и щёчки.
Будем мы красивыми, (постепенно поднимают руки вверх, выполняя «фонарики»)
Как в саду цветочки!
Разотрём ладошки (выполняют движения по тексту)
Сильнее, сильнее!
А теперь похлопаем смелее, смелее!
Ушки мы потрём
И здоровье сбережём.
Улыбнёмся снова, (разводят руки в стороны)
Будьте здоровы!
Игры формирования правильного дыхания :
Это очень интересно научить песни петь,
Но не каждому известно, как дыханьем овладеть!
Делать мягкий вдох старайся,
Вдыхай носом, а не ртом.
Да смотри, не отвлекайся,
Сделай вдох – замри потом,
Выдох сделай тихим плавным,
Как кружение листа.
Вот и выйдет песня славной
И свободна, и чиста.
Правильно петь нам помогут залетевшие снежинки :
Музыка звучит для нас,
И снежинки кружат вальс!
Под звучание вальса дети дуют на снежинки, стараясь делать вдох носом, а
Выдох продолжительным, ровным.
А теперь будем следить за дыханием при пении гласных звуков, (показываю детям карточки с гласными звуками, дети под фонограмму песни В. Шаинского «Чебурашка» поют, стараясь правильно брать дыхание).
Чтобы научить детей управлять своими органами речи необходимо использовать речевую и дыхательную гимнастику:
“Задуй свечу”
Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха, затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить звук “у”.
“Ленивая кошечка”
Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как кошечка. Почувствовать, как тянется тело, затем резко опустить руки вниз, произнося звук “а”.
“Озорные щечки”
Набрать воздух, сильно надувая щеки, задержать дыхание, медленно выдохнуть воздух, как бы задувая свечу. Расслабить щеки, затем сомкнуть губы трубочкой, вдохнуть воздух, втягивая его. Щеки при этом втягиваются, затем расслабить щеки и губы.
“Рот на замочке”.
Поджать губы так, чтобы их совсем не было видно. Закрыть рот на “замочек”, сильно-сильно сжав губы, затем расслабить их:
У меня есть свой секрет, не скажу его вам, нет (поджать губы).
Ох как сложно удержаться, ничего не рассказав (4–5 с).
Губы все же я расслаблю, а секрет себе оставлю.
“Злюка успокоилась”.
Напрячь челюсть, растягивая губы и обнажая зубы, рычать что есть сил. Затем сделать несколько глубоких вдохов, потянуться, улыбнуться и, широко открыв рот, зевнуть:
А когда я сильно злюсь, напрягаюсь, но держусь.
Челюсть сильно я сжимаю и рычаньем всех пугаю (рычать).
Чтобы злоба улетела и расслабилось все тело,
Надо глубоко вдохнуть, потянуться, улыбнуться,
Может, даже и зевнуть (широко открыв рот, зевнуть).
Такие упражнения способствуют развитию правильного дыхания, голоса и дикции. А от правильного дыхания зависит нормальное кровообращение, ритм работы сердца. Что немаловажно для здоровья ребёнка.
При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определённую последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Артикуляционная гимнастика не должна быть утомительной. Игра с язычком продолжается не более 2-3минут перед пением.
Вот зарядка язычка: вправо, влево, раз, два,
Вверх – вниз. Вверх – вниз – язычок не ленись!
Губки просыпайтесь, ротик улыбайся
Продолжаем мы играть голос будем развивать.
«Ветер» Картушина - игра с голосом.
Пою текст, дети по нисходящей поют у-у-у-у.
Дует ветер – у-у-у-у,
Я всех сильней на свете - у-у-у-у,
Дерево качаю – у-у-у-у,
Парус надуваю – у-у-у-у,
С листьями играю – у-у-у-у,
На землю опускаю – у-у-у-у.
«Колокольчик» Картушина – тихо-громко (по методу Огородникова)
Звенит маленький колокольчик (дети поют тихо) :
Динь-динь-диньдинь, мы тихонечко звеним.
Звучит большой колокольчик. (дети поют громко) :
Дон-дон-дон-дон, всюду слышен перезвон.
Мы подготовили наши голоса к пению :
Раз! Вдох! И запели, птицей звуки полетели.
Руки, плечи – всё свободно, петь приятно и удобно!
Во время пения песен тоже применяю игровые приё мы:
Пение цепочкой (Давайте споём с вами песню «Улыбка») – этот приём помогает проверить кто поёт правильно, а кто неправильно, как дети запомнили песню и закрепить её.
Чтобы научить ребёнка во время пения слышать не только свой голос, но и голоса других, использую методику З. Кодаи по развитию внутреннего слуха. Давайте с вами споём песню «Голубой вагон» В. Шаинского. Поё м по моей руке: дирижирую – поём, прижимаю палец к губам – молчим и т. д. Детям очень нравиться этот приём.
Для формирования правильной артикуляции полезны скороговорки:
На дворе трава – на траве дрова.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Два щенка щека к щеке
Щиплют щётку в уголке.
Говорил попугай попугаю:
Я тебя, попугай, попугаю.
Отвечает ему попугай:
Попугай, попугай, попугай.
Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать, мы будем выговаривать
Так правильно и внятно, чтоб было всем понятно.
По окончании деятельности говорю:
«Прощаться, как известно, не очень интересно.
Но мы кивнём друг другу, помашем на прощанье,
И дружно – дружно вместе всем скажем: До свиданья!»
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
проводится посредством проведения консультаций, собраний на темы здоровьесбережения ребёнка в семье, подготовки наглядного материала с советами и рекомендациями по занятиям с ребёнком вне ДОУ на информационных стендах, проведение с родителями мастер – классов с родителями по применению здоровьесберегающих тежнологий.
СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ПЕДАГОГОВ ДОУ
Совместная работа с педагогами ДОУ включает в себя проведение консультаций, совместное планирование самостоятельной музыкальной деятельности детей, подготовки наглядного материала, проведение мастер – классов для педагогов по применению здоровьесберегающих технологий.
На Руси люди считали, что поёт в человеке сама «душа» и пение это её естественное состояние. Если у вас плохое настроение, вы часто болеете, испытываете усталость и напряжённость – совет один – пойте! Пойте всё, что вы можете и помните, даже если никогда этому не учились. Гораздо полезнее петь не в одиночестве, а всей семьёй.
Пойте! И будьте здоровы!