Папки-передвижки

Педагогика и психология игры

Светлана Давыдова
Педагогика и психология игры
▼ Скачать + Заказать документы

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ИГРЫ

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

Ситуация 1. Представим себе ситуацию, предложенную французским психологом А. Пьероном. Вообразим, что нашу планету постигла катастрофа. Остались в живых только маленькие дети, а все взрослое население погибло. Все материальные и культурные ценности сохранились. Что в этом случае стало бы с человечеством, с его историей? Как будет проходить психическое развитие детей?

Публикация «Педагогика и психология игры» размещена в разделах

Ответ: Представив такую ситуацию, могу предположить, что, наверное, человеческий род смог бы продолжить свое существование, но его развитие шло бы уже несколько иным путем, чем до катастрофы… История человечества и культура, пожалуй, были бы прерваны…. Выжившие дети смогли бы, конечно, наблюдать за оставшимся «насл едием», но они бы не понимали для чего, например, создано то или иное устройство, для чего построены те или иные здания, храмы, башни и пр., зачем нужны книги, картины, скульптуры, не понимали бы истинного их предназначения, не знали бы как этим всем пользоваться. Таким образом, и культура, и история человечества должны были бы вернуться к первоначальному своему развитию.

Ситуация 2. Студентка, выполняя курсовую работу по теме «Игра»,

должна была собрать необходимый фактический материал, используя метод наблюдения.

Придя в детский сад, она обратилась к детям с такими словами: «Мне сегодня необходимо

понаблюдать за тем, как вы играете!».

Будут ли данные, полученные студенткой, достоверными? Какое необходимое условие было

нарушено студенткой?

Ответ: Полученные данные будут недостоверными, так как дети не должны знать, что за ними наблюдают. Иначе это исказит характер их по-ведения. Наблюдение проводится в привычных для детей условиях деятельности, проводит его обычно человек, к которому они привыкли.

Ситуация 3. Исследователь для диагностики подвижности игровых процессов у детей 6 лет

составил следующий перечень симптомов для наблюдения.

1. Скорость реакции на новизну в окружающей обстановке.

2. Быстрота и легкость выработки навыков, привычек.

3. Способность легко переходить от одного занятия к другому.

4. Быстрота переключения внимания с одного объекта на другой.

5. Быстрота возникновения и протекания чувств.

6. Темп движений, речи.

7. Быстрота запоминания и воспроизведения.

Будет ли достигнута цель, поставленная исследователем? Дайте психологическое

обоснование своему суждению.

Ответ: В основе всех перечисленных симптомов наблюдения лежит подвижность нервных процессов. Значит цель будет достигнута.

Ситуация 4. Студентка во время педагогической практики в детском саду

подошла к Коле (5 лет) и сказала ему: «Подожди минутку, мне надо с тобой побеседовать».

Мальчик остановился и недоуменно посмотрел на нее. Студентка начала с ним беседу.

Правильно ли поступила студентка, решив воспользоваться методом беседы? Какие

условия должен соблюдать исследователь, применяя метод беседы?

Ответ: Нет, неправильно. Беседа должна проводиться так, чтобы собеседник сохранил свое естественное состояние. По возможности он не должен знать, что с ним проводится беседа и не должен знать цели беседы.

Ситуация 5. Выясните мнение одного ребенка об особенностях взаимоотношений

между детьми в старшей или подготовительной группе детского сада, применяя метод беседы.

Вопросы, используемые в беседе, могут быть следующими.

1. Хорошо ли тебе в группе?

2. Дружно ли вы играете?

3. Ссоритесь ли вы? Как часто?

4. Как ребята считают, вы дружно живете?

5. Можно ли про вас сказать, что вы дружные?

6. Кто тебе нравится? Почему?

7. Кто с тобой играет? Почему?

8. С кем ты никогда не играешь? Почему?

9. А хотел бы ты с ним играть?

Проанализируйте беседу. Опишите особенности взаимоотношений детей в группе.

Ответ: Начать беседу следует так, чтобы не нарушать ее естественного хода. Это даст возможность получить более объективные результаты. Желательно проводить с ребенком беседу наедине, в доброжелательном тоне. Ответы дошкольника лучше запоминать, а не записывать при нем. Если ребенок затрудняется с ответом, не торопить его, а сформулировать вопрос в более приемлемой для него форме.

Ситуация 6. В каждой из приведенных ниже ситуаций показаны основные особенности

внутренней позиции дошкольника. Каково содержание мотивов поведения дошкольников? Как влияет на развитие личности ребенка его общение со сверстниками и взрослыми?

1. Дети старшей группы детского сада играли в игру «Гараж». Саша и Андрей захотели

быть начальниками. Назревал конфликт. Воспитатель пришел им на помощь: «В вашем

гараже много разных машин, и одному начальнику трудно будет справиться с работой. В

гараже должны быть инженеры, механики, слесари, водители». Андрей согласился быть

инженером, а Саша – начальником, к ним присоединились и другие дети. Играли все

дружно, заинтересованно относясь к выбранной роли.

2. Мама моет посуду. Маша (4 года) стоит рядом, наблюдает за мамой, а затем обращается

к ней: «Я смогу так же вымыть посуду. Разреши мне».

3. Нина (5 лет) постоянно обрывала цветы, растущие в ящике на балконе. Мама рассказала

об этом воспитателю. Воспитатель обратился к детям: «Тот, кто хорошо дома ухаживает за растениями, получит в подарок семена красивых цветов». Ребята стали наперебой просить семена, а Нина, опустив голову, молчала. Когда вечером мама пришла за ней, дочь бросилась ей навстречу: «Мамочка, не говори никому, что я обрывала цветы на балконе. Я так больше не буду!».

4. Воспитатель старшей группы детского сада попросил одну из мам рассказать о своей

работе. Мама пришла в назначенное время празднично одетой, принесла фотографии своих

коллег, рассказала о своей работе, о взаимопомощи, взаимовыручке. Дети с интересом

выслушали ее рассказ, с любопытством рассматривали фотографии, задавали много

вопросов.

Ответ: В первом случае воспитатель создал условия для нормальных взаимоотношений в игре и дети сумели договориться о совместных действиях, подчиняясь общему замыслу игры. Во втором примере поведение ребенка связано с осознанием своего собственного «я». В третьем случае (с цветком) ребенок осознал свое поведение. В четвертом примере основной мотив поведения детей – проявление интереса к миру взрослых.

Ситуация 7. В дошкольном возрасте игра – ведущий вид деятельности ребенка. Дети разных

возрастных групп в игру с одним и тем же сюжетом вносят разное содержание.

Что составляет основное содержание сюжетно–ролевой игры в старшем дошкольном

возрасте? Обоснуйте свой выбор. Из возможных ответов выберите главный:

а) освоение свойств предметов и действий с ним;

б) подчинение правилам, вытекающим из взятой на себя роли;

в) восприятие отношений между людьми;

г) высвобождение лишней энергии ребенка;

д) получение удовольствия.

Ответ: В сюжетных играх детей старшего дошкольного возраста основным содержанием становится подчинение правилам, вытекающим из взятой на себя роли, и воспроизведение отношений между людьми (пункты «б» и «в»).

Ситуация 8. Почему необходимо формировать сюжетно–ролевую игру с раннего возраста?

Б. С. Волков пишет «Уже на втором году жизни игровые действия отделяются от предметно–

практических. Постепенно дети усваивают игровое назначение предметов: кормят куклу,

укладывают спать и т. д. Для выполнения таких действий достаточно обозначить его

«внешнюю картинку» (приложить ложку к лицу куклы – значит, кормить)»

Игровые действия возникают в определенной последовательности: тесно связаны с

конкретными действиями на основе действий со взрослыми; те же действия переносятся на

другие похожие предметы; ребенок переносит действие с одного предмета на другой (с

настоящего на игрушечный); при этом происходит отделение действия от самого предмета.

Ребенок обобщает действие и таким образом «играет»; игровые действия только формально

переходят одно в другое – суть игры в процессе действия, поэтому ее называют

процессуальной; содержание игровых действий – подражание действиям взрослого; ребенок

действует с реалистическими игрушками, которые отображают реальные предметы,

находящиеся в его поле зрения;для детей характерна слабая эмоциональная включенность в

игру. И хотя эти действия не являются игрой, они необходимы, чтобы ребенок смог перейти

к ролевой игре.

На третьем году жизни игра, по данным Л. Н. Галигузовой, существенно изменяется:

усиливается игровая мотивация и эмоциональная включенность; существенно меняется

структура игровых действий: появляется последовательность и самостоятельная переработка

схем одного сюжета; ребенок использует предметы–заместители, дает им соответствующие

названия, начинает активно работать воображение.

Приведите приемы педагогической поддержки формирования игровых действий у детей с

позиции разных педтехнологий.

Ответ: При ролевом взаимодействии с группой детей можно использовать такие приемы, как «Звезда», за основу которой берутся любимые детьми современные музыкальные телепередачи, такие как «Голос», «Точь в точь», «Один в один», в которых основным сюжетом является пародирование эстрадного исполнителя. Детям предлагается самостоятельно, в соответствии с индивидуальными предпочтениями, выбрать роль, которую они будут исполнять. Роль педагога - оценочная, он - член жюри. При этом по желанию детей в ходе игры они могут поменять выбранную роль на любую другую.

Для развития умений игрового взаимодействия также интересен прием «Играем в Макдональдс». Детям говорится, что в детском саду открывается новый Макдональдс, далее активизируется опыт детей, выясняется, ходили ли они когда-нибудь в Макдональдс, понравилось ли им там, что именно понравилось, что запомнилось? Роли обсуждаются заранее и к началу игры должны быть понятны детям. Примерный перечень вопросов к детям: Знаете ли вы, кто работает в Макдональдсе? Чем работники в нем отличаются от обычных официантов в кафе? Какого цвета форма у работников Макдональдса? Сколько касс на прилавках в Макдональдсе?

При создании совместного с детьми игрового действия интерес также может вызывать прием «Оптовый рынок», следуя которому дети знакомятся с элементами мира бизнеса и торговых отношений. Часть детей становятся предпринимателями, часть - продавцами оптовой продукции. На начальных этапах педагог активно участвует в игре с детьми, ненавязчиво подсказывает им, что должны делать предприниматели, что - продавцы на рынке. Примерный перечень вопросов к детям: Вы бывали с родителями на рынке? Зачем Вы туда ходили? Что Вы хотели купить? Видели ли Вы как торгуются на рынке? Зачем это делают? Какого качества товар нужно заказать, чтобы потом его продать?

Ситуация 9. Дети играли в игру «Не замочи ноги». Надо было перейти болото, используя

специальные дощечки, перепрыгивая с одной на другую. Не у всех ребят получалось

хорошо, особенно у Вити. Он всегда был последним, что его очень огорчало. Воспитатель

сказал мальчику, что этому можно научиться, если очень постараться. Витя дома попросил

папу научить его хорошо прыгать.

Проанализируйте действия воспитателя.

Ответ: Воспитатель учел тот факт, что ребенок хочет улучшить свой результат и подсказал ему путь совершенствования своих возможностей.

Ситуация 11. Дети играли в игру «Магазин». Около продавца выстроилась очередь.

Интересно было наблюдать за поведением детей в очереди. Таня захотела стать старушкой.

Она надела платок, взяла палочку в руку, сгорбилась и сказала: «Я – бабушка». Витя, не

хотевший никого пропускать, спросил: «Старенькая, да?» «Конечно, бабушки всегда

старенькие», – ответила Таня. «Ну, тогда становись впереди меня. Бабушек надо пропускать,

я знаю», – рассудительно заметил Витя. Воспитатель похвалил мальчика: «Молодец, Витя,

хорошо поступил».

Какие качества личности воспитываются у детей в приведенном примере?

Проанализируйте действия воспитателя.

Ответ: У детей воспитываются внимательность и уважение к старшим. Педагог поступил правильно, похвалой повлиял на игру, вызывая желание поступать правильно.

Ситуация 12. Детскую игру хорошо дополняет сказка. Она вводит ребенка в мир еще не

реализованных человеческих возможностей и замыслов, расширяет сферу познания

«необыденного», помогая ребенку осваивать творческий опыт человечества. Под влиянием

сказки складывается детская картина мира, специфическая система взглядов ребенка на

сущностные принципы строения и развития вещей и явлений.

Какими способами взрослый может вводить сказку в контекст детской жизни?

Ответ:

через содействие и сопереживание героям и событиям литературного произведения (приобщение к сказочно–эмоциональной культуре народа);

через создание сказочного образа, когда происходит его преобразование на базе различных образных воплощений (сказка, рисунок, танец, самостоятельное сочинительство и др.);

на основе игрового опыта (но не наоборот, способствующего развитию собственно творческой деятельности (лучше, если игра режиссерская, поскольку в ней ребенок занимает позицию разработчика сюжета, постановщика и исполнителя ролей).

Ситуация 13. Перед началом игры, по условию которой надо было разбиться на пары,

воспитатель поставил в пару с новой девочкой Аней Нину и шепнул ей, что Аня робеет и

надо ей помочь, так как она плохо знает игру. Нина встала в пару с Аней и стала старательно

выполнять правила игры, показывая новенькой необходимые движения. Воспитатель

похвалил Нину. На другой день в играх Аня старалась выполнить игровые действия так же

хорошо, как и Нина.

Какие качества личности воспитываются у детей в данной ситуации?

Проанализируйте действия воспитателя.

Ответ: У Нины в игре воспитывались такие качества, как отзывчивость, доброжелательность, у Ани – старательность, стремление к общению, умение договориться со сверстниками.

Действия воспитателя направлены на создание условий, в которых формировались бы перечисленные качества личности.

Ситуация 14. Игрушки в жизни ребенка имеют очень большое значение. Их может быть

много и мало. Среди них есть любимые и не очень.

Как родители могут использовать игрушку для развития общительности ребенка?

Ответ: Предложите показать самую любимую игрушку и ту, которая меньше всего нравится. Попросите рассказать об игрушках, ответив на несколько вопросов.

Медвежонок, зайчонок или кукла могут стать самыми настоящими вашими помощниками в регулировании общительности ребенка. Это станет возможным, если родители смогут сформировать к ним, отношения как к живым друзьям.

С такими игрушками у детей устанавливаются положительные эмоциональные отношения – это важнейший момент в воспитании – который нельзя игнорировать.

Ситуация 15. Мама Оли (5 лет) старалась, чтобы дочь, играя с мамой, была ведущей,

доводила действие до успешного окончания.

Из каких особенностей развития психики исходила мама?

Ответ: Мама исходила из того, что под влиянием роли ведущего будет изменяться «Я» девочки. Если роль выполняется долго и методично, то изменение в характере личности так или иначе наступит.

Публикации по теме:

Интегрированный урок «Русский язык и психология» в 6 классе ТЕМА: «Настроение души. Урок развития речи» ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (РУССКИЙ ЯЗЫК И ПСИХОЛОГИЯ) Цель урока: продолжить знакомство с типами.

Проект «Мягкая педагогика»Проект «Мягкая педагогика» Мой удачный проект. У детей раннего возраста мышление носит наглядно-действенный характер, поэтому развитие всех качеств, как психических,.

Консультация для родителей «Психология подростка. Кризис 14 лет: не сломать и не сломаться» .Этот первый год, эти несколько пеленочных месяцев кажутся вечностью. Так будет всегда: купать, стирать, пеленать, вставать ночью, болезни,.

Консультация «Музейная педагогика в ДОУ»Консультация «Музейная педагогика в ДОУ» Музейная педагогика в ДОУ В последнее время отечественная педагогическая наука терпит значительные изменения в контексте внедрения новых.

Музейная педагогика в ДОУ. Оформление стенда к 9 маяМузейная педагогика в ДОУ. Оформление стенда к 9 мая Музейная педагогика в ДОУ В 2020 году наша страна отмечает 75-летие Великой Победы над фашизмом. Подготовка к этой памятной и дорогой сердцу.

Музейная педагогика в ДОУМузейная педагогика в ДОУ Музей – это шкатулка истории, где хранится бесценный опыт многих поколений; это учреждение, осуществляющее сбор, научное изучение и хранение.

Психология трудного подростка. Задачи общеобразовательной школы по профилактике преступлений и правонарушений У трудновоспитуемых подростков очень повышена сопротивляемость ко всякого рода воспитательным воздействиям, особенно со стороны педагогов.

Конспект развивающего занятия «ПсихологиЯ» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект развивающего занятия «ПсихологиЯ» для детей старшего дошкольного возраста Развивающее занятие «Страна ПСИХОЛОГиЯ» для детей старшей группы Цель: психологическое сопровождение развития ребёнка дошкольного возраста.

Консультация педагога-психолога «Позитивная психология» Что вы думаете о счастье? Как вы считаете, что делает нас счастливыми? Вероятно, первый ответ, который пришёл вам в голову - “деньги”. Однако.

Эссе «Социальная психология как основа профессионального становления и личностного развития психолога в образовании» Необходимость изучения социальной психологии, стала для меня острым и актуальным вопросом. Например, зачем психологу аппарат социальной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогика и психология игры
Опубликовано: 29 января 2024 в 20:13
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогика и психология игры» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Давыдова (УИ 2781193) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД