Елена Петрова
Педагогические условия и методы воспитания культуры общения и поведения у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Определение понятий «культура поведения», «этика».
Формирование культуры поведения – актуальная и сложная проблема, которая должна решаться всеми, кто имеет отношение к детям. На сегодняшний день мы говорим о необходимости возрождения в обществе культуры поведения, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка в дошкольный период. Перед воспитателями стоят задачи формирования с раннего детства базовой культуры личности, высоких нравственных качеств. В детском саду для этого есть возможности. Чем младше ребенок, тем легче формируется влияние на его чувства и поведение. Понятие «культура поведения дошкольника» определяется как формирование устойчивых норм поведения в быту, общении, в различных видах деятельности.
Публикация «Педагогические условия и методы воспитания культуры общения и поведения у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Речевой этикет, культура общения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Объектом изучения этики служат мораль и нравственность, это нормы поведения ребенка в обществе, с друзьями, родными. Культура поведения связана с нравственными чувствами и представлениями, и это способствует их становлению. Нравственные чувства отражают общественную мораль, так как эгоистические чувства, отражают личные интересы. Правила, требования, мотивы поступков, основанные на нравственных чувствах понятны дошкольнику, поскольку с рождения связи его с окружающим разнообразны. Поэтому можно со всей ответственностью говорить об особой роли чувств в воспитании ребенка вообще и культуры поведения в частности.
Для развития личности ребенка, формирования культуры поведения, требуется соблюдение ряда принципов.
1. Системность. Работа по формированию культуры поведения должна проводиться систематически. Педагог определяет содержание в течение всего дня. Желательно проводить во второй половине дня специально организованные занятия. Работа с детьми вне занятий поможет решить весь спектр неожиданно возникающих ситуаций. От педагога могут потребоваться дополнительные объяснения, ответы на вопросы, организация игровой ситуации.
2. Опора на положительное. Педагогам нужно опираться на хорошие качества детей развивать недостаточно сформированные или отрицательно сориентированные качества. Терпение и участие воспитателя в судьбе ребенка дают положительные результаты. Опытные воспитатели не скупятся на комплименты, щедро авансируют будущие положительные сдвиги.
3. Гуманизация воспитательного процесса. Принцип требует гуманного отношения к личности воспитанника; уважения его прав и свобод; предъявления ему посильных и разумных требований. Признание права дошкольника на полный отказ от формирования качеств, которые противоречат ее взглядам.
4. Личностно-деятельный подход. Воспитателю надо хорошо знать индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников. Важно уметь диагностировать уровень сформированности таких качеств личности, как образ мышления, мотивы, интересы, отношение к жизни, труду. Необходимо развивать самостоятельность, инициативу, направлять ведущую к успеху деятельность.
5. Единство воспитательных воздействий. Все лица, причастные к воспитанию, должны действовать сообща, предъявлять воспитанникам согласованные требования. Если единство и координация усилий не достигается, то на успех рассчитывать трудно.
Задачи по формированию культуры поведения у детей дошкольного возраста.
• формировать навыки культуры поведения в повседневной жизни;
• учить видеть свои недостатки в поведении и уметь их исправлять;
• познакомить с правилами культуры поведения;
• воспитывать любовь и уважительное отношение к близким и окружающим людям;
• научить относиться к окружающим с заботой и терпением, но при этом проявлять нетерпимость к дурным поступкам людей.
Педагогические условия воспитания культуры поведения у дошкольников :
• речевая и поведенческая культура взрослых, окружающих воспитанников
• продуманная организация образа жизни детей в детском саду;
• разнообразная предметно-развивающая среда, удовлетворяющая актуальные потребности дошкольников в общении и деятельности
• взаимодействие педагогов и родителей дошкольников в воспитании поведенческой культуры привычек, выработке единых позиций и согласованных действий
• проектирование содержательной жизни детей, обеспечивающей накопление опыта переживаний, участие в эмоционально насыщенных ситуациях нравственного поведения.
Ребенку свойственна широкая гамма чувств, неоднозначных по своим проявлениям. По отношению ко взрослым и сверстникам — это может быть любовь и неприязнь, симпатия и антипатия, сочувствие и равнодушие, справедливость и зависть
Закрепление форм нравственного поведения, формирование привычки и потребность происходит на основе положительно-эмоционального отношения ребенка как к самим совершаемым действиям, так и к тем взрослым, которые находятся рядом. В этом случае уважение к педагогу, любовь к родителям, хорошее отношение к сверстникам, выступают как самостоятельный мотив поведения детей. Этот мотив достаточно силен и значим в глазах ребенка, потому что чувства дошкольников отличаются особенно яркой эмоциональной окраской, непосредственностью и искренностью.
В воспитании культуры поведения важное значение имеет пример воспитателя. Его внешний вид, поступки, суждения, справедливое отношение к окружающим. Педагог должен внимательно следить за тем, как ребенок воспринимает воспитательные воздействия. Чтобы лучше узнать ребенка, педагогу необходимы знать, как ребенок ведет себя дома. Это дает возможность направлять родителей на адекватное решение вопросов воспитания ребенка.
Уже в раннем возрасте в играх и наблюдениях, в процессе труда, выполнению несложных поручений надо воспитывать положительное, доброжелательное отношение к окружающим взрослым, желание выполнять их требования, также вежливое обращение со сверстниками, бережное отношение к игрушкам и вещам, находящимся в общем пользовании. Чтобы безобидное проявление невоспитанности не превратилось в отрицательную привычку, нужно, чтобы дети умели соблюдать правила поведения в группе. Ребенка постепенно приучают то, что нужно, хотя и не хочется. Надо, чтобы дети знали, что плохо. Для формирования доброжелательных отношений детей друг к другу немаловажное значение имеет правильная организация обстановки, в которой играют дети, подбор игрушек. Педагогу важно добиться доверия ребенка, ибо решающим методом воспитания малышей служит непосредственное общение с ними воспитателя. Создание предпосылок культурного поведения маленького ребенка ведется по нескольким направлениям: формирование умения играть и заниматься, гулять и принимать пищу, спать во время тихого часа, одеваться и умываться вместе с товарищами. При этом у детей развивается чувство коллективизма, столь важное для человека.
Культурно - гигиенические правила.
Методы и приёмы формирования у детей культурно- гигиенических навыков и привычек.
В психологической науке навык определяется как автоматизированное действие, хотя процесс освоения обязательно связан с его осознанием. Навыки совершенствуются, перерастают в привычки. Для успешного формирования такой потребности необходимо, чтобы мотивы были значимы в их глазах, чтобы отношение к выполнению действий у детей было эмоционально-положительным и, наконец, чтобы при необходимости дети были способны проявить определенные усилия воли для достижения результата. Следует помнить также, что у ребенка очень рано, в силу особенностей его нервной деятельности, при неправильном воспитании могут возникнуть и закрепиться вредные привычки Важной задачей в работе с детьми первой младшей группы является воспитание культурно-гигиенических навыков — опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды как неотъемлемой части культуры поведения.
Культурно-гигиенические навыки - важная составляющая часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, одежды продиктована нормами человеческих отношений. Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни.
Соблюдении этих правил показывает уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду.
Для того чтобы дети могли освоить культурно-гигиенические навыки необходимо, чтобы мебель и оборудование соответствовали физиологическим установленным нормам. В группах должны быть созданы условия для воспитания трудолюбия и навыков культуры поведения. Желание ребенка выполнять требуемое правило определяется связанным с этим действием чувством приятного или неприятного. Для упрощения освоения новых навыков, надо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным. И делать это надо педагогически тонко, ненавязчиво.
Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам. Но ее значение не только в выполнении физиологических потребностей. Она имеет и этический аспект - поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил пищу.
С дошкольного возраста дети должны усвоить определенные правила: нельзя класть локти на стол во время еды; есть надо с закрытым ртом, не спеша, тщательно пережевывая пищу; бережно относиться к хлебу и другим продуктам; правильно пользоваться столовыми приборами. Овладение культурой еды – сложное для дошкольников дело, но осуществлять формирование этих навыков необходимо чтобы дети ели с удовольствием, аппетитом и опрятно.
Надо помнить еще одну важную особенность формирования навыков культурного поведения у малышей : по мере овладения новыми действиями детям хочется их повторять. Малыши как бы превращают эти действия в игру. Воспитатель должен включиться в игру и направлять действия ребенка на закрепление навыка. Повторяя приемы правильных действий, маленькие дети начинают более тщательно их выполнять.
Еще один эффективный способ усвоения навыков – использование игр. Для укрепления навыка детей необходимо поощрять за хорошо выполненные задания. Для освоения малышами приемов одевания можно включить в игру больших кукол с наборами одежды. Надевая на них рубашку и штанишки, сандалии, шапку, дети быстрее научатся одеваться сами. На одежде детей должны быть пришиты петельки. Это облегчит формирование навыка аккуратно содержать одежду.
Целесообразно проводить коллективные игры-занятия, упражнения, которые помогают воспитателю корректировать уровень овладения навыками каждым ребенком. В эти игры можно включать разнообразные предметы, игрушки. Это помогает активизации зрительного и двигательного анализаторов ребенка. Воспитатель показывает каждому малышу имитирующие действия с реальными предметами, которые в воображаемой ситуации помогают малышам в освоении практических действий в жизненно важных режимных процессах. Показанные и освоенные на занятиях действия в результате регулярных упражнений в повседневной деятельности формируются в устойчивые навыки культурного поведения.
Содержание понятия, «культура общения».
Педагогические условия воспитания культуры общения. Методы и приёмы формирования культуры общения детей со взрослыми и сверстниками.
Культура общения предпологает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, построенных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту. Культура общения это не только умение действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестов. Ребенка надо учить замечать состояние других людей. Уже с первых лет жизни ребенок должен понимать, когда можно побегать, а когда нужно тормозить желания. Уважение к окружающим в сочетании с простотой, естественностью в манере говорить и проявлять свои чувства характеризует такое важное качество ребенка, как общительность.
Культура общения несомненно предполагает культуру речи. Культура речи предполагает наличие у дошкольника определенного запаса слов, умение говорить лаконично, сохраняя спокойный тон. Осваивая грамматический строй речи, дети учатся правильно строить простые фразы, учатся называть взрослых по имени и отчеству, на «Вы». Важно научить ребенка внимательно слушать собеседника, спокойно стоять во время разговора, смотреть в лицо говорящему. Очень важно воспитывать культуру общения в повседневной жизни, в разных видах их самостоятельной деятельности.
Общение - основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Под общением понимается взаимодействие людей, направление на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата
В дошкольном возрасте последовательно сменяют друг друга четыре формы общения ребенка со взрослыми (по классификации М. И. Лисиной) :
• ситуативно-личностное;
• ситуативно-деловое;
• внеситуативно-познавательное;
• внеситуативно-личностное.
Изменяется содержание общения, его мотивы, коммуникативные навыки и умения. Формируется один из компонентов психологической готовности к обучению в школе - коммуникативный. Ребенок избирательно относится к взрослым, постепенно начиная осознавать свои отношения с ними: как они с нему относятся и что от него ждут, как он к ним относится: что от них ожидает. Нормы поведения, усвоенные ребенком семье, влияют на процесс его общения со сверстниками. В свою очередь многие качества, приобретенные ребенком в детском коллективе, привносятся в семью.
Группа детского сада - это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. В дошкольном возрасте возможны различные взаимоотношения - дружеские и конфликтные, что позволит увидеть детей, испытывающих трудности в общении. С возрастом отношение дошкольников к сверстникам меняется, они оцениваются не только по деловым качествам, но и прежде всего по нравственным. Отношения ребенка с детьми определяются характером общения с воспитателем детского сада, окружающими его взрослыми.
Игра - педагогическая азбука общения. Она оказывает большое влияние на воспитание, обучение и развитие коммуникативной деятельности детей. Психологическое воздействие игры - это развитие основных психических процессов, способностей ребенка, волевых и нравственных качеств личности. В игре формируется самооценка, самоконтроль, организованность.
Все это развивает культуру общения детей как со взрослыми, так и со своими сверстниками.
Содержание понятия «культура деятельности». Правила культуры деятельности. Методы и приёмы её формирования с учётом возрастных особенностей и возможностей детей.
Культура деятельности проявляется в поведении ребенка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений. Формировать у ребенка культуру деятельности – значит воспитывать у него умение поддерживать в порядке место, где он занимается, трудится, играет; привычку доводить начатое дело до конца; аккуратно относиться к игрушкам, вещам, книгам.
Уже в дошкольном возрасте у детей должны постепенно формироваться представления о нравственном поведении. В результате, дети старшего дошкольного возраста в своих действиях все чаще начинают руководствоваться мотивом общественной пользы : поскорее навести порядок в группе или помочь одеться новенькому, чтобы все вместе вовремя вышли на прогулку; выполнить поделки для игры, в подарок маме.
Важной задачей нравственного воспитания является формирование у детей дошкольного возраста психологической готовности к труду. Интерес к тому, что делают взрослые в детском саду, дома, охотное выполнение поручений воспитателя, няни, родителей, посильную активность, а затем и самостоятельность в одевании, еде и в других режимных процессах можно воспитать уже в возрасте 3 лет.
Режимные процессы — умывание, одевание, сон, питание и т. д. - предоставляют хорошие возможности для воспитания культуры поведения. Повторяясь многократно, они сильно влияют на формирование у ребенка чувства времени, необходимой активности, самостоятельности в поведении.
По мере закрепления навыков нравственного поведения «сфера самостоятельности» детей постепенно расширяется. Время от времени воспитатель должен целенаправленно менять обстановку, в которой дети едят, моют руки, одеваются: Вариативность условий придает усвоенным навыкам большую гибкость, осознанность.
У детей на четвертом году жизни продолжает формироваться самостоятельность, умение преодолевать определенные трудности. Предъявляются более сложные требования к выполнению действий в ходе режимных процессов. Со временем детям предоставляется все большая самостоятельность, минуя показ действий, создается возможность для самостоятельных упражнений в культурном поведении. Развитие детей идет не только в повседневной деятельности и труде, но и в условиях обучения на занятиях. Важный показатель культуры деятельности - естественная тяга к интересным и содержательным занятиям. Важно, чтобы педагогическая задача и методика ее решения соответствовали фактическому уровню развития ребенка, их возрастным возможностям. Эффективность занятий определяется умением детей применять полученные знания в самостоятельной деятельности.
При формировании культуры общения и поведения необходимо придерживаться определенных этапов:
I этап: Диагностика сформированности уровней культуры поведения.
II–III этапы: Задачи, содержание и методы по формированию культуры общения и поведения, процесс их формирования.
IV этап: Взаимодействие с родителями по формированию культуры поведения у детей.
Руководство поведением детей должно сочетать в себе контроль с представлением разумной самостоятельности. Только тогда возникают привычки нравственного поведения. Одно дело, когда ребёнок ведёт себя как надо, потому что находится под вниманием воспитателя и совсем другое, когда он так же ведёт себя в его отсутствие. Только в этом случае можно считать, что правила поведения, стали для ребёнка нормой. Постепенно у детей формируется привычка следовать требованиям культуры и в личном поведении, и во взаимоотношениях с другими людьми. В итоге старшие дошкольники приобретают необходимую социальную компетентность, которая свидетельствует о готовности применить освоенные культурные умения и социально-ценностные представления в новых условиях школьного обучения.
.