Юлия Юрьевна Карачкова
Педагогическая мастерская учителя-логопеда с использованием информационно-компьютерных технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Практическое внедрение ИКТ в логопедической работе проходило на базе ГБОУ НШ с. Красноармейское структурное подразделение д/с «Огонёк», учителем – логопедом Карачковой Ю. Ю. В структурном подразделении была открыта комната для проведения НОД (непосредственной образовательной деятельности) по интересам, где был произведен капитальный ремонт, завезена современная детская мебель, приобретено техническое оборудование : телевизор, компьютер, методическая и художественная литература, различные пособия для проведения занятий.
Публикация «Педагогическая мастерская учителя-логопеда с использованием информационно-компьютерных технологий» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
XXI век ознаменовался новым этапом в развитии общества, связанным с формированием информационной культуры. К числу широко распространенных новых эффективных средств обучения относятся компьютерные технологии. Для специалиста они представляют дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребёнка. Как отмечают многие авторы, применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности. Компьютер на логопедических занятиях не цель, не предмет, а средство, активизирующее коррекционную работу.
Первое и самое главное его достоинство - легкость в использовании, понятность и доступность для детей. Второе, та эмоционально, а порой и физически, положительная реакция на данное пособие. Третье достоинство заключается в том, что учебная задача, поставленная перед ребёнком, решается гораздо быстрее и эффективнее, воспитанник сам может выступить в роли эксперта.
В своей работе я стала использовать разнообразные компьютерные развивающие игры, цель которых состоит в коррекции и развитии устной речи детей. Здесь работа связанна с коррекцией нарушений, артикуляционного праксиса, а также формированием звукового анализа, обогащением словарного запаса, становлением связной речи. Большое внимание я уделила компьютерной программе «Баба Яга учиться читать»,эта программа разрабатывалась именно для того, чтобы ребенок легко и естественно приобщился к чтению, а буквы и слова стали для него добрыми приятелями в играх и забавах. В ходе занятий необходимо активизировать речь детей, предлагая интересные и доступные им по возрасту и с учетом уровня развития речемыслительной деятельности игры и задания, где дети вместе с Бабой Ягой повторяют буквы, блок (Букварик, учатся составлять из букв слоги, блок (Слогарик). Затем начинается блок игр, где ребёнок ошибается, смотрит на реакцию помогающих ему зверушек, слушает забавные стихи. Незаметно ребенок научится не путать буквы и поймет, как из букв возникает слово, а из слов предложение. - например, блок развивающей компьютерной игры «Баба Яга учиться читать»- «Заяц- поэт», «Белка»- развивает навык чтения и сообразительность, «Муравей» - анализ звуковой структуры слова и семантической составляющее, «Мышиная переправа»- разбиение слов на слоги, «Лягушки-Хохотушки»- приучает внимательно слушать фразу и понимать её смысл. И множество других компьютерных игр: «Лунтик учит буквы», «Гарфилд – малышам». На занятиях мы развиваем внимание и память, воспитываем усидчивость и силу воли, прививаем ребенку умение анализировать, совершенствуем его мышление и речь.
С использованием ИКТ стал заметен интерес детей к занятиям, они хотят ещё дополнительные задания, не смотря на то, что время истекло, и я неоднократно слышу, как дети сами спрашивают о дополнительных занятиях. Заинтересовались так же и родители, стали подходить, говорить об отзывах детей и спрашивать, как можно заинтересовать детей и в обучающей деятельности, а некоторые родители, у кого есть возможность, стали применять дома.
Занятия проводятся в соответствии с гигиеническими требованиями к организации учебных занятий с использованием информационных компьютерных технологий, длительность занятий в зависимости от возраста и особенностей нервной системы ребёнка, но не более 2-х раз в неделю.
Таким образом при использовании ИКТ, отмечалось существенное повышение интереса к логопедическим занятиям, улучшение психологической обстановки в процессе данных занятий и усвоение пройденного материала. Так же использование ИКТ положительно повлияло на стимуляцию и развитие таких психических процессов как: память, внимание, логическое мышление и воображение.
Объективно считать, что введение компьютерных технологий в процесс воспитания и обучения детей- логопатов дошкольного возраста поможет быстрее и эффективнее добиться коррекции речевых нарушений, ускорить процесс овладения грамматически правильной, эмоционально и интонационно выразительной речью. А так же улучшить, плачевное на сегодняшний день, состояние речи как самих дошкольников, родителей, так и речь воспитателей, организовывающих образовательный процесс. Так же использование ИКТ показало, что на современном этапе развития педагогической науки, они стали неотъемлемой частью как жизненного, так и учебного процесса. Хотя компьютер и не является для детей новшеством, но с подобным их применением они столкнулись впервые.
Список используемой литературы
1. Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компъютеров. – Москва-Воронеж, Изд-во Московского психолого-педагогического института; Изд-во: НПО «Модэк», 2002.
2. Гаркуша Ю. Ф., Манина Е. В., Черлина Н. А. Новые информационные технологии в логопедической работе // Логопед, 2004, №2.
3. Глушкова Е. и др. Гигиенические требования к занятиям // Информатика и образование, 1990, №6.
4. Королевская Т. К. Компъютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. // Дефектология, 1998, №1.
5. Лагузина С. Л. Информационные технологии в обучении младших школьников. www.pedsovet.org
6. Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы компъютеризации обучения. // М. : Педагогика, 1988.
7. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии //Учебное пособие : - М. : Народное образование, 1998.