Юлия Рахматулина
Патриотическое воспитание в условиях детского дома
▼ Скачать + Заказать документы
«Историческое значение каждого
человека измеряется его заслугами Родине, а
человеческое достоинство – силою его
патриотизма».
Н. Г. Чернышевский
Пояснительная записка
Методическая тема: ” Патриотическое воспитание в условиях детского дома” определяет основные пути патриотического воспитания, цели и задачи, которые направлены на «формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время».
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа педагогов детского дома, дома ребенка
- Темочки
Патриотизм - любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства - начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. /«Концепция патриотического воспитания граждан РФ»/
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма. Патриотическое воспитание - часть нравственного воспитания. Настоящий патриот должен быть здоров физически и нравственно, т. к. народная мудрость гласит: «В здоровом теле - здоровый дух», вот почему к задаче воспитания здорового образа жизни теснейшим образом примыкает задача патриотического воспитания.
Актуальность:
Методическая тема направлена на формирование патриотизма как личностной характеристики каждого из воспитанников и коллективного гражданско-патриотического сознания сотрудников детского дома.
Тема представляет собой комплекс организационных, методических и воспитательных мероприятий, направленных на решение основных задач в области патриотического воспитания и разработана для детей в возрасте с 10 до 16лет. Объектами являются воспитанники 4 группы детского дома «Теремок».
Сроки реализации программы: 2011-2013 гг.
Цели и задачи темы:
Цели:
воспитывать любовь к близким людям, к детскому дому, к родному городу и родной стране;
создание системы гражданско-патриотического воспитания в детском доме «Теремок»;
создать в детском доме условия для формирования у воспитанников социальной активности, гражданской ответственности, обеспечивающих становление личности воспитанника, обладающего позитивными ценностями и качествами, способного проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества.
Задачи:
1. Повысить педагогическую компетентность воспитателей по организации работы по патриотическому воспитанию;
2. Сформировать комплекс нормативно- правового и организационно- методического обеспечения системы патриотического воспитания;
3. Ориентировать родителей на патриотическое воспитание детей путем прикосновения к истории своей семьи;
4. Воспитывать любовь и уважение к своему городу, краю, Родине, гордость за принадлежность к гражданам России;
5. Прививать чувство гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации - герба, Гимна, Флага;
6. Воспитывать личность гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны.
При написании темы опиралась на следующие нормативно-правовые документы:
Конвенция ООН о правах ребенка;
Всеобщая Декларация прав человека;
Закон РФ «Об образовании»;
Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации;
Закон «О ветеранах»;
Конституция Российской Федерации»;
Закон «О воинской обязанности и военной службе»;
Федеральный Закон «О днях воинской славы (победных днях) России от 13 марта 1995 г. № 32 – ФЗ (с изменениями от 22 августа 2004 года);
Закон «Об увековечении Победы советского народа в Великой отечественной войне 1941- 1945 годов»;
Всё это свидетельствует о необходимости продолжения работы, направленной на решение всего комплекса проблем патриотического воспитания программными методами, и об актуальности этой работы.
Формы воспитательной работы :
1. Правовые конкурсы: «По станицам Конвенции о правах ребенка», «Знатоки Конституции»;
2. Дискуссии: «Европейское гражданство» : «за» и «против», «Права ребенка в России»;
3. Эссе: «Человек и политика», «Речь политиков», «Толерантность»;
4. Беседы: «Что я могу сделать для своей страны», «Я и мой город»;
5. Правовые конференции: «Свобода и ответственность», «Право? Право. Право»;
6. Пешеходная экскурсия: «Город, в котором мы живем».
Основное направление метод. темы: патриотическое, гражданско-патриотическое, трудовое воспитание, физическое развитие
Исходя, из главной цели и вытекающей из неё конкретных задач патриотическое воспитание призвано всеми средствами, содействовать появлению у молодых людей чувства гражданского долга, стремлению разумно сочетать личные и общественные интересы, вносить реальный вклад в решение важных проблем общества. Формирование патриотического воспитания в современных условиях заключается в воспитании у подростков положительного отношения к своему Отечеству, обществу и государству:
к ответственности и долгу как норме общественного поведения;
к социальной активности;
к самому себе как свободной, трудолюбивой, наделённой нравственными качествами личности.
Мероприятия по реализации темы:
«Россия-Родина моя», «Моё село - моя судьба», Программа «Патриот», «Дворы нашего детства», «Мы одна семья на планете земля», «Памяти павших будем достойны»- встрече с ветеранами, «Гражданином быть обязан» - цикл бесед, Программа «Я - гражданин, профессионал, семьянин».
Ожидаемый результат:
Реализация данной темы способствует развитию патриотической направленности детей:
участвуя в олимпиадах, викторинах, конференциях, ребята узнают историю родного города, его трудовую и боевую историю, жизнь знатных людей города, узнают историю улиц, предприятий, историю школы, детского дома. Расширяется их кругозор, формируются познавательные потребности;
участвуя во всех делах и акциях, ребята проникаются сознанием, что высшей нравственной целью является Родина, любовь к родному краю;
в ходе и в результате пед. ситуаций, организуемых в разных видах деятельности, в разных отношениях ребята осознают себя патриотами Родины, гражданами великой страны, патриотами родного города;
Участие в делах и акциях развивается умение трудиться, сотрудничать, коллективно решать творческие задачи, желание совершенствовать гражданские поступки.
Таким образом, вся работа по реализации темы выстраивается в целенаправленную систему патриотического воспитания, приобретает комплексный характер, является привычной для учреждений интернатного типа.
Литература
Научно-методический журнал «Воспитание школьников» 6,2007год;
Журнал «Классный руководитель»;
Научно-методический журнал «Воспитание школьников»1,2008 год;
Интернет.