Приложение МААМ

Патриотическое воспитание дошкольников в современных условиях

Екатерина Котёлкина
Патриотическое воспитание дошкольников в современных условиях
▼ Скачать + Заказать документы

«Патриотическое воспитание дошкольников в современных условиях»

«Моя Самара

Как средство: патриотическое воспитание дошкольников»

Ведущим замыслом проекта, является приобщение ребенка к культуре своего народа, к истории малой Родины; пополнение знаний детей о городе, в котором мы живем, воспитание уважение к его традициям и обычаям, развитие потребности детей в освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия, приобщение к повседневной жизни жителей Самарской губернии, их трудовой деятельности и ее значимости для развития области.

Публикация «Патриотическое воспитание дошкольников в современных условиях» размещена в разделах

Учитывая, значимость данной проблемы основной целью проекта, является систематизация знаний о знаменитых людях земли Самарской.

Практическая значимость проекта предусматривает тематическое планирование, создание развивающей среды, альбомов, встречи с известными людьми, слайдовых презентаций по итогам проекта.

Академик Д. С. Лихачев говорил: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу, посёлку. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране».

В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, к родному городу, посёлку, воспитания основ гражданственности.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания : идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ «Об образовании» произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.

Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, которые прославили наш край.

Родители имеют недостаточно знаний о своей малой родине, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной. Дети не владеют достаточной информацией о родном крае. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.

Результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса. На наш взгляд, решением данной проблемы стала реализация проекта: «Гордость земли Самарской» Мы считаем, что метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.

Этапы работы над проектом

Этапы работы над проектом Цели и задачи Деятельность воспитателя Деятельность детей Деятельность родителей

1. Погружение в проект создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края;

- осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона;

- развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе;

- развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;

- воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю.

Отбирает возможные темы и предлагает их детям.

Побуждает у детей интерес к теме проекта.

Помогает сформулировать:

• проблему проекта;

• сюжетную ситуацию;

• цель и задачи.

Мотивирует детей к обсуждению, созданию проекта.

Организует поиск детьми оптимального способа достижения поставленных целей проекта.

Помогает в анализе

и синтезе, наблюдает,

контролирует.

Обеспечение условий для реализации проекта

Внедрение в образовательный процесс эффективных методик по знакомству детей с родным краем, знаменитыми людьми

Совершенствование предметно-развивающей среды группы.

Выставки детских работ, семейных коллекций.

Консультирует воспитанников при постановке цели и задач, при необходимости корректирует их формулировку.

Формирует необходимыеспецифические умения

и навыки. Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме

Анкетирование родителей по проблеме знаний и представлений о родном крае, его истории.

Мотивируют детей.

2. Планирование деятельности Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям, известным людям, воспитание любви и привязанности к родному краю.

1. Проведение цикла познавательных занятий на темы:

- «Страницы истории Самарской губернии»;

- «Люди и судьбы родного края».

2. Оформление альбомов:

-история Самарской губернии в лицах

-знаменитые спортсмены

-известные актёры

-Литературное наследие малой Родины

3. Словотворчество с детьми «Составь рассказ по алгоритму», «Расскажи о спортсмене, художнике, артисте»

4. Оформление дидактических игр по краеведению:

-тематическое видео-презентация об известных людях, их достижениях

-виртуальные экскурсии

-фотовыставка

5. Посещение библиотеки

Осуществляют:

• поиск, сбор, систематизацию и анализ информации;

• разбивку на группы;

• распределение ролей в группе;

• планирование работы;

• выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов;

• принятие решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса.

Продумывают продукт групповой и/или индивидуальной деятельности на данном этапе.

Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы.

Беседы с родителями о важности данной проблемы

оформление папки-передвижки «Люби и знай свой край родной»

изготовление семейных альбомов «Где мы любим бывать

привлечение родителей к пополнению уголка «Моя малая родина»

словотворчество с родителями

выставка «Сделаем наш город чище», «Самара спортивная»;

оформление альбомов.

3. Осуществление деятельности по решению проблемы Цель – разработка проекта.

Задачи:

– самостоятельная работа детей по своим индивидуальным или групповым задачам проекта.

– промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и/или во внеурочное время). Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся.

Контролирует соблюдение правил техники безопасности.

Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности.

Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме.

При необходимости консультируются с педагогом (экспертом).

Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах. Наблюдают.

Контролируют соблюдение правил техники безопасности.

Следят за соблюдением временных рамок этапов деятельности.

Оказывают помощь в сборе информации, оформлении материалов и портфолио проектной деятельности.

4. Оформление результатов Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.

Освоение доступных знаний об истории родного края, знаменитых людях.

Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения с взрослыми.

Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям.

Наблюдает, советует,

направляет процесс анализа.

Помогает в обеспечении проекта.

Мотивирует учащихся, создает чувство успеха; подчеркивает социальную и личностную важность достигнутого. Оформляют проект,

изготавливают продукт.

Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач.

Проводят анализ достижений поставленной цели. Делают выводы. Наблюдает, советует.

Помогает в обеспечении проекта.

Мотивирует учащихся, создает чувство успеха.

5. Презентация результатов Цель – демонстрация материалов, представление результатов.

Задачи:

– подготовка презентационных материалов;

– подготовка публичного выступления;

– презентация проекта. Организует презентацию.

Продумывает и реализует взаимодействие с родителями.

При необходимости консультирует детей по вопросам подготовки презентации и оформления портфолио.

Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов проектной деятельности.

Выступает в качестве эксперта.

Принимает отчет:

• обобщает и резюмирует полученные результаты;

• подводит итоги обучения;

оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др. ;

• акцентирует внимание на воспитательном моменте : умении работать в группе на общий результат и др. Выбирают (предлагают) форму презентации.

Готовят презентацию.

Продолжают оформлять портфолио.

При необходимости консультируются с педагогом (экспертом).

Осуществляют защиту проекта.

Отвечают на вопросы слушателей.

Демонстрируют:

• понимание проблемы, цели и задач;

• умение планировать и осуществлять работу;

• найденный способ решения проблемы;

• рефлексию деятельности и результата.

Выступают в качестве эксперта, т. е. задают вопросы и высказывают критические замечания (при презентации других групп / учащихся) на основе установленных критериев оценивания результатов и процесса. Консультируют в выборе формы презентации.

Оказывают помощь в подготовке презентации.

Выступают в качестве эксперта.

6. Оценка результатов и процесса проектной деятельности Цель – оценка результатов и процесса проектной деятельности.

Задачи:

– коллективное обсуждение результатов проекта;

– самоанализ проектной деятельности. Оценивает усилия воспитанников, креативность, использование источников, неиспользованные возможности, потенциал продолжения, качество отчета, мотивирует детей.

Наблюдает, направляет процесс. Осуществляют оценивание деятельности и ее результативности в ходе:

• коллективного обсуждения;

• самоанализа. Консультируют в оформлении отчета.

Заключение

Прогнозируемый результат:

Повышение уровня познавательных интересов, творческих

способностей и коммуникативных навыков детей.

Расширение знаний детей и родителей о родном крае, его обычаях,

культуре, формирование на этой основе духовного, экологического,

нравственного и личностного отношения к действительности.

Расширение связей ДОУ с социумом.

Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация

позиции родителей как участников педагогического процесса детского

сада.

Список литературы

1. Алёшина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом. - М. : ТЦ Сфера, 1999. – 112 с.

2. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М. : ЦГЛ, 2004. – 156 с.

Логинова Л. В. Что может герб нам рассказать. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2009. – 72 с.

3. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2009.- 96 с.

4. Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. // Дошкольное воспитание 2003, № 6. С. 45 – 55.

5. Семенака С. И. Учим детей сочувствовать и сопереживать. – М. : АРКТИ, 2010. – 80 с.

6. Проект журнала «Дошкольное воспитание» : «Расскажите детям о войне». [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://dovosp.ru/j_dv/projects/

7. Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2006, № 6.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://минобрнауки. рф/новости/3447/файл/2280/13.06.14-ФГОС-ДО. pdf

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Патриотическое воспитание дошкольников»Фотоотчёт «Патриотическое воспитание дошкольников» Велика наша Родина, необъятны ее просторы! А начинается она для каждого из нас с родного края. Мы живем в маленьком, но очень уютном.

Консультация «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация «Патриотическое воспитание дошкольников» Прошло 73 года со дня Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Дошкольники мало знают об этой войне, о ее героях и подвигах.

Патриотическое воспитание дошкольниковПатриотическое воспитание дошкольников 9 мая - Праздник победы советского народа в Великой отечественной войне 1941-1945 годов. Этот день мы отмечаем как великий праздник - день.

Патриотическое воспитание дошкольников.Патриотическое воспитание дошкольников. .

Патриотическое воспитание дошкольников Патриотическое воспитание дошкольников. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания,.

Консультация «Патриотическое воспитание дошкольников в современных условиях» В современном мире, в период нестабильности в обществе, тема патриотического воспитания очень актуальна и является одним из центральных.

План по самообразованию «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» План по самообразованию на тему «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» Волченкова Ольга Александровна.

Презентация «Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников в рамках образовательного пространства в современных условиях» В настоящее время перед дошкольными образовательными учреждениями остро встала проблема гражданско-патриотического воспитания подрастающего.

Самообразование «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС» Актуальность выбранной темы В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного.

Патриотическое воспитание дошкольников Патриотическое воспитание детей было и остается одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Это - сложный педагогический.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Патриотическое воспитание дошкольников в современных условиях
Опубликовано: 18 января 2022 в 16:46
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Патриотическое воспитание дошкольников в современных условиях» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Котёлкина (УИ 1590363) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД