Ирина Остроумова
Патриотическое воспитание детей раннего возраста через ознакомление с русской народной игрушкой Матрешкой
▼ Скачать + Заказать документы
Статья посвящена актуальной теме приобщения детей младшего дошкольного возраста к истокам Русской народной культуры посредством организации дидактических игр с матрешкой.
Проблема приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре, народным традициям неоднократно рассматривалась учеными и практиками. Предметом изучения были вопросы, связанные с ролью народной культуры и народных традиций в становлении личности дошкольников, обсуждалось соответствующее содержание, условия, методы ознакомления детей с народными традициями с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. В ряде психолого-педагогических исследований подтверждалось, что приобщение детей к народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему развитию личности, решает задачи нравственно, умственного, эстетического, физического, трудового и семейного воспитания. К сожалению, народная игрушка стала больше использоваться, как сувенирная продукция, не предназначенная для игр. А зря! Ведь игры с матрешкой оказывают огромное развивающее влияние на детей. Главная ценность традиционной народной куклы состоит в том, что она сохраняет в своём облике самобытность своего народа. Она многофункциональна и эстетически привлекательна, несмотря на кажущуюся простоту, она заставляет детей прилагать определенные усилия, для получения положительного результата.
Публикация «Патриотическое воспитание детей раннего возраста через ознакомление с русской народной игрушкой Матрешкой» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Матрешка, матрёшки
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
Чтобы матрешка имела, развивающий эффект, недостаточно просто приобрести и дать ее в руки ребенку, наша задача заключается в том, чтобы рассказать детям о ее свойствах и научить играть с ней.
Учитывая особенности матрешки, надо целенаправленно использовать ее в детском саду. С помощью матрешки можно не только приобщить детей к народной культуре, но и научить выделять разные величины, сравнивать предметы по высоте, ширине, цвету и объему. Игры с ней способствуют развитию у детей восприятия, мышления, логики, мелкой моторики, познавательных интересов, ловкости, смекалки. Одним из главных условий для приобщения детей к народной культуре-является организация развивающей среды, которая оказывает большое влияние на формирование душевных качеств ребенка.
Начиная работу с детьми по приобщению к истокам Русской народной культуры, рассмотрите с ними матрёшку, обратите их внимание на разнообразие росписи. Слегка растяните процесс открывания, чтобы усилить ожидание и любопытство малыша. Открыв большую матрёшку и обнаружив в ней другую, рассмотрите ее. Появление все новых и новых матрёшек удивляет ребенка. Главный секрет раскрыт!
Теперь можно поиграть в развивающие игры. Сравните матрёшек. Какая из них выше - ниже, больше - меньше, какого цвета платочки, фартучки? Предложите ребёнку собрать и разобрать матрёшку, вкладывая одну в другую. Можно использовать дидактические игры, изготовленные самостоятельно, такие как:
«Расставь по росту»
Задачи: упражнять соотносить по величине матрешки; познакомить с промежуточными размерами - большой, поменьше, самый маленький, побольше, самый большой.
Ход игры:
Детям предлагаются матрешки разного размера. Необходимо расположить матрешки от самой большой до маленькой и наоборот. При расположении матрешек вместе с ребенком проговаривайте размер матрешки.
«Подбери платочек по цвету»
Задачи: учить названия основных цветов: красный, синий, желтый, зеленый; развивать мелкую моторику рук; учиться группировать предметы по цвету.
Ход игры:
Детям предлагаются матрешки разного цвета. У каждой матрешки белый платочек. Нужно подобрать платочек такого же цвета как сама матрешка.
«Укрась матрёшку»
Задачи: учить украшать силуэты матрешек различными орнаментами. Воспитывать интерес к эстетическому восприятию искусства и народного орнамента.
Ход игры:
Детям предлагаются силуэты матрешек разного цвета и различные орнаменты. Нужно красиво украсить матрешку.
«Найди такую же»
Задачи: учить сравнить матрёшек, находить одинаковых.
Ход игры:
Детям предлагается картинка с изображением различных матрешек и силуэты таких же матрешек, нужно найти одинаковые.
«Собери матрёшку»
Задачи: закреплять умение составлять картинку матрешки из 3-4 частей.
Ход игры:
Детям предлагаются картинки матрешек, разрезанные на несколько частей, нужно собрать из частей целую матрешку.
«Подбери сестричку»
Задачи: закреплять умение сравнивать узоры сарафана, цветовую гамму.
«Найди недостающую матрёшку»
Задачи: учить сравнивать матрёшек по строчкам или по столбцам, найти недостающую.
«Найди матрёшке домик»
Задачи: упражнять детей находить соответствие между размером матрёшки и трафаретом домика.
В результате данной работы, дети узнали, как выглядит русская матрешка, какие виды матрешек существуют, какими ремеслами знаменита Русь. У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.
Таким образом, можно сделать вывод, что нужно продолжать приобщать детей к истокам народной культуры, развивая личность каждого ребенка, который будет носителем черт русского характера так, как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. Народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, – народ без будущего.