Елена Неверова
«Паспорта для птиц» Дидактическая игра
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическая задача.
Познакомить детей с разнообразием птиц, закрепить представления о строении тела птиц, их образе жизни и поведении, о связи с окружающей средой; развивать наблюдательность, любознательность, эмо-циональное отношение к окружающему миру.
Материал и оборудование.
Карты форматом А4,с левой стороны каждой карты изображена птица, с правой – прорези для вставочных корточек; карточки размером 3х3 см на темы: «Адрес», «Пища».
Публикация «„Паспорта для птиц“ Дидактическая игра» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Дидактические игры и пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» январь 2013
Игровые правила.
Ребенок, сопоставляя требования птицы к среде обитания и наличие в ней необходимых условий для питания, принимает решение о том, сможет птица жить на данной территории или нет, можно её туда поселить или нет. В ходе игры он самостоятельно или с помощью воспитателя анализирует ситуацию. Свое решение ребенок должен объяснить.
Игру можно проводить в разных вариантах, отличающихся друг от друга степенью сложности для играющего. Сохраняя смысл игры и дидактическую цель, её можно адаптировать к разным возрастным группам.
Игровое условие. За каждое правильно выполненное задание ребенок (или группа) получает награду, например флажок. Победителя определяют по количеству набранных флажков.
Ход игры.
Игроки (их может быть от 2 до 6 человек) выбирают по одной большой карте. Маленькие карточки разделены по темам «Пища», «Адрес» и разложены на столе стопками. Игроки договариваются об очередности выполнения задания, затем заполняют большую карту мелкими карточками, объясняя свое решение. Участники могут дополнять и исправлять ответы друг друга.
Пример: на большой карте изображен – воробей. Необходимые карточки по теме «Адрес»: поле, город, лес. По теме «Пища»: семена подсолнуха, ягоды вишни, колосок, хлебные крошки.
После того как дети выполняют игровые действия, воспитатель задает им вопросы: почему ты поселил свою птицу в данную местность? Почему ты думаешь, что она сможет здесь жить? Что случится с птицей, если в местности, где она жила, изменятся условия? (Для наглядности можно убрать какой-то необходимый или добавить неприемлемый фактор.)
Выполняя игровые действия, анализируя и сопоставляя требования к среде и наличия условия, ребенок начинает понимать необходимость их полного соответсвия, важность среды обитания, ее комплексное воздействие на живых существ. Не вводя специального понятия «ограничивающий фактор», можно показать ребёнку: в некоторых случаях недостаток только одного необходимого или, наоборот, присутствие только одного неприемлемого условия может сделать существование вида на данной территории невозможным.
Полученные в игре знания станут для детей стимулом для исследования окружающего мира: они с большим интересом будут присматриваться к природе. Бывая с детьми на прогулках и экскурсиях, необходимо обращать внимание детей на то, в каких условиях встречаются те или иные птицы. Например, одни тяготеют к сухим и солнечным местам; другие, напротив, к влажным и тенистым; одни могут питаться растительной пищей, а другие хищники. Одним из примеров может стать наблюдение зимой за поведением синиц; питанием их с кормушек сделанных детьми вместе с воспитателем.
Сравнивая условия жизни разных птиц, необходимо находить различия, обсуждая с детьми их возможную роль. На основе понимания зависимости существования живых существ от условий среды обитания можно сформулировать у детей чувство собственной ответственности за их сохранение.
Список использованной литературы:
• Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» /под ред. В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. -3-е изд. : Мозаика-Синтез,2006.
• Авторская переработка исходного материала.