Светлана Маркеева
Партнёрское взаимодействие с семьями воспитанников по вопросам формирования духовно-нравственных качеств
▼ Скачать + Заказать документы
Партнёрское взаимодействие с семьями воспитанников
по вопросам формирования духовно – нравственных качеств и основ патриотизма у старших дошкольников.
Воспитатель
высшей квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад № 35» г. Арзамаса
Маркеева С. А.
Проблема патриотического воспитания детей и молодёжи в настоящее время особенно актуальна в связи со стремительным ростом геополитической напряжённости в мире, усилением противостояния нашей страны со странами «Коллективного запада». Эффективное и гармоничное патриотическое воспитание становится вопросом национальной безопасности России.
Публикация «Партнёрское взаимодействие с семьями воспитанников по вопросам формирования духовно-нравственных качеств» размещена в разделах
Это отражено в Федеральный законе от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся«, статья 2 пункт 2, в приказе Министерства просвещения Российской Федерации № 955 от 08.11.2022
"О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов», а также в ФОП ДО.
Проблемой патриотического воспитания и формирования духовно- нравственных качеств у детей занимались многие учёные.
В. Г. Белинский, К. Д. Ушинский, Н. А. Добролюбов и другие считали, что воспитание в ребёнке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нё м гуманных чувств: доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости.
А. С. Макаренко считал, что деятельность человеческой личности должна быть ориентирована на развитие духовного мира и своего нравственного образа.
Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова считают, что именно дошкольный возраст – период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре.
В. А. Сухомлинский считал, что с малых лет важно, воспитывая чувства, учить ребёнка соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином. Он утверждал, что детство - каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтоб оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.
А. В. Запорожец: «Главное в патриотическом воспитании - разбудить чувства детей, найти отклик в их сердцах на происходящие события жизни, наполнить её интересной и содержательной деятельностью. Только чувства способны построить прочные барьеры для положительных поступков и эмоционального отношения к ценностям».
На современном этапе важным является активное вовлечение родителей в работу ДОУ. В ст. 18 п. 1закона Российской Федерации «Об образовании» отмечено, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте. Детский сад и семья- два воспитательных феномена, каждый из которых по- своему дает ребенку социальный опыт. И поэтому, в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», одной из основных задач, которая стоит перед ДОУ является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
Влияние на ребенка семейного воспитания настолько сильно, что способно свести на нет любые педагогические усилия ДОУ. Без согласования с семьей педагогические воздействия теряют всякую силу. Только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Семья является институтом первичной социализации и образования, который оказывает большое влияние на развитие ребенка в раннем и дошкольном возрасте.
Взаимодействие с семьей в духе партнерства в деле образования и воспитания детей является предпосылкой для обеспечения их полноценного развития. В вопросах формирования духовно- нравственных качеств и основ патриотизма влияние семейного воспитания и взаимодействия семьи с ДОУ имеет огромное значение.
Партнерство с семьей строится на основе взаимного уважения и добровольности.
Задачи взаимодействия педагога с семьями воспитанников по вопросам формирования духовно- нравственных качеств и основ патриотизма :
1. Повышение активности и ответственности семей воспитанников детского сада и привлечение их к сотрудничеству в вопросах нравственно- патриотического воспитания детей.
2. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
3. Развитие партнерских взаимоотношений.
4. Развитие творческого содружества в детско- взрослом коллективе.
5. Приобщение родителей к участию в жизни детского сада и социализации ребенка через поиск и внедрение наиболее эффективных форм взаимодействия.
6. Обеспечение информационно- просветительской поддержки выбора родителями направлений в развитии и воспитании по средствам выработки компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку.
7. Повышение уровня компетентности родителей.
Направления взаимодействия педагога с родителями.
Педагогический мониторинг.
Задачи:
- изучение своеобразия семей, особенностей семейного воспитания, характера взаимоотношений с ребенком в семье, педагогических проблем, которые возникают в разных семьях;
- знакомство с традициями семейного воспитания;
- выявление интересов и потребностей родителей в конкретных областях семейного воспитания, возможности участия конкретного родителя в педагогическом процессе детского сада;
- изучение удовлетворенности родителей совместной деятельностью с педагогом.
Педагогическая поддержка.
Задачи:
- удовлетворение образовательных запросов родителей;
- стремление установить тесные взаимоотношения с каждым родителем;
- сплочение родительского коллектива группы (способствовать возникновению желания общаться, делится проблемами, вместе с детьми проводить свободное время)
Педагогическое образование родителей.
Задачи:
- развитие активной, компетентной позиции родителя;
- удовлетворение образовательных запросов родителей;
- выявление особых педагогических потребностей и решение проблем воспитания;
Совместная деятельность педагогов и родителей.
Задачи:
- сделать родителей активными участниками жизни детского коллектива;
- способствование развитию доверительных отношений между родителями и детьми;
- поддержание интереса к совместной деятельности, развитие инициативности, творчества взрослых и детей.
Формы взаимодействия педагога и родителей.
1. - опрос
- анкетирование родителей
- беседа
- наблюдение за общением родителей и детей в утренний и вечерний отрезки времени.
2.- информационный бюллетень, буклет, тематическая листовка, памятка;
- консультации у педагогов и специалистов ДОО;
- информационные стенды «Для вас, родители»
- семинар, семинар-практикум, выставка, видеосалон, педагогическая гостиная, круглый стол со специалистами, дискуссионный клуб.
3. -семинары, круглые столы, творческие мастерские, психолого-педагогические тренинги, мастер – класс, клуб для родителей;
- родительское собрание;
- анализ реальных ситуаций, киноуниверситет, показ и обсуждение видеоматериалов;
- родительский клуб
4. -цикл игровых встреч
- смотры-конкурсы
- семейные конкурсы, вечерние посиделки, совместные праздники
- досуг
-викторина
- музыкальный салон и творческая гостиная;
- совместные детско-родительские проекты поисково-познавательной и творческой направленности
- фестиваль семейного творчества;
- создание групповых фотоальбомов, газет и т. п.
Система работы по формированию духовно- нравственных качеств и основ патриотизма у старших дошкольников.
Изготовлены папки-передвижки на тему «Моя Родина – Россия», «Пока мы едины, мы непобедимы!».
Совместная с родителями и детьми досуговая деятельность: «День защитника Отечества», фольклорный праздник «Масленица пришла, блины принесла», «В Арзамасе листопад», «Весёлая матрёшка», «Осеннее кафе», «Игры из бабушкиного сундучка».
Индивидуальные беседы: «Приобщение дошкольников к истории родного края», «Мы живы, пока наша память жива».
Родительское собрание в форме конференции «Формирование духовно- нравственных качеств дошкольников», «Ознакомление дошкольников с народными промыслами Нижегородской области».
Мастер-класс для родителей и детей «Российский флаг», «Городецкая роспись», «Изготовление валенка» (на базе Арзамасского историко- художественного музея).
Совместные экскурсии: музей «Природа» С. И. Трофимова, «Музей самоваров» г. Городец, Арзамасский историко- художественный музей.
Результатами проведённой работы с родителями воспитанников по вопросам формирования духовно- нравственных качеств и основ патриотизма у дошкольников являются:
повышение интереса к проблеме нравственно – патриотического воспитания;
увеличение процента участия в организации мероприятий, посвящённых нравственно – патриотическому воспитанию (экскурсии, мастер – классы, выступления на родительских собраниях и т. д.);
благодаря участию родителей обогатилась РППС группы (альбомы, выставки, фотоматериалы и т. д.)
родители принимают участие сами и привлекают детей к участию в волонтёрском движении в поддержку солдат, участвующих в СВО.
Таким образом, партнёрское взаимодействие с семьями воспитанников по вопросам формирования духовно- нравственных качеств у старших дошкольников является эффективным, так как происходит вовлечение родителей в единое образовательное пространство, развивается содружество в детско – взрослом коллективе,
созданы условия для развития способностей ребенка в различных видах образовательной деятельности, обеспечивающие непрерывность подготовки к следующему образовательному этапу (школьное обучение, гармонизированы родительско – детские отношения, расширен психолого- педагогический кругозор родителей.