Екатерина Чумакова
Ознакомление детей с региональным компонентом в младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Ознакомление детей с региональным компонентом в младшего дошкольного возраста
«У ребенка необходимо воспитывать любовь ко всему,
что не может жить без ласковой человеческой руки,
без чувствительного человеческого сердца.
Речь идет о любви к живому и беззащитному, слабому и нежному»
В. А. Сухомлинский
Воздействие природы на чувства детей их поведения очень велико. Но без помощи взрослого ребенок не всегда может увидеть красоту природы, ее выразительность и неповторимость. По этому, важно помочь ребенку, настроить его душу на ее восприятие. Ребенок отличается непосредственностью восприятия, повышенным интересом к окружающему, живой реакции на встречу прекрасному и удивительному. Это проявляется в возгласах, жестах, мимики ребенок воспринимает природу не только созерцательно, но и действительно, активно. Он стремиться, все увиденное рассмотреть, обследовать со всех сторон, образно охарактеризовать.
Публикация «Ознакомление детей с региональным компонентом в младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Республика, область, край. Список городов
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
В содержание изучения детьми местных особенностей входит: ознакомление с местным ландшафтом (где, когда можно наблюдать те или иные наблюдения природы, найти растения, животных, птиц). Сезонные изменения в природе и их основные характеристики.
В младшей группе содержание работы по ознакомлению с региональным компонентом предусматривает : ознакомление с окружающим – в основном это природный уголок в группе, участок детского сада, где дети непосредственно наблюдают заботу взрослых о природе.
Основными формами методами работы в младшей группе являются наблюдения, дидактические игры рассматривание картинок, иллюстрации, художественное слово воспитателя. Все это должно способствовать осознанию детьми чувство единство с природой. Детей младшей группы учим замечать, сезонны явления непосредственно на примере участка, где мы гуляем с детьми. Там учим замечать состояния погоды (идет дождь, дует ветер, светит солнце, и связь новых явлений (дождь – лужи, идет снег – земля покрыта снегом, побуждаем при наблюдении повторять за воспитателем (показать и назвать – дерево, лист, земля) узнавать цвет листьев, наблюдая за прохожими фиксировать, как и во что одеты сами. Все это обыграем мы в дидактических играх, подвижных играх. такие игры как: «Найди листья одинаковые», «Листья большие и маленькие по цвету», «Найди самый маленький», «Найди листья одинаковые», «Листья большие и маленькие по цвету», «Найди самый маленький», «Такой листочек – лети ко мне». Чтение стихотворения Э. Мошковского «У дедушки - Дерева добрые руки». Привлекаю внимание детей к цветам на клумбах, учим находить стебель, шапочку цветика, глазок у цветика.
Поручаем отыскивать цветы, разные по цвету, отмечаем, как пахнут они. Дидактическая игра «Угадай, кто в домике живет?» Отмечаем правильное произношение звуков, голосов птиц - ворона, голубь, воробей. Обращаем внимание на внешний вид птиц - ворона, голубь, воробей. Учим детей наблюдать за птицами, (крылья, клюв, как издают звуки). Побуждаем детей повторять за воспитателем стихи, потешки о птицах, загадки: «Верещунья – белобока, а зовут ее сорока».
Чик – чирик! Зернышком – прыг! Клюй, не робей кто это? (Воробей). Делаем аппликации, лепим из пластилина, учим потешки, песенки. Зимой наблюдаем из окна, затем на прогулках сравниваем, что наблюдали – холодно, идет снег, люди, тепло одеты, мы тоже. Для наблюдение за снегопадом используем художественное слово (стихи, потешки, загадки). Рассматриваем иллюстрации с изображением природы во все времена года – животных, растений. Формируем понятия – дерево высокое, кустарник низкий. Наблюдение за объектами постоянно повторяются. Так же у детей накапливаются представления о сезонных явлениях. Дети любят наблюдать за жуками, бабочками, старательно подражают их движениям. Любят играть, наблюдать за работай воспитателя в природном уголке, видят результат ухода за растениями. Все это подкрепляется дидактическими играми иллюстрациями:
1)Дидактическая игра «Найди, что назову» (корень, стебель, лист, цветок)
2) «Что изменилось?»
3) «Угадай по описанию»
4) «Какая это птица?», «В зимней столовой»
Используем игровые упражнения.
1) «Где спряталась рубка?» (прячем за растения)
2) «Да или нет?» (знания о частях кота, собаки, какие звуки они издают)
3) «Угадай, чей хвост» (животные)
4) «Кто, где живет?» (среда обитания)
Игра «Через ручеек», «Солнышко и дождик», «Совушка – сова», «Уточка»
В. Г. Белинский писал: «Первый воспитатель детей – природа и ее благодатные впечатления, шум листьев и колебание волн говорят нам каким живым языком, значение которого мы уже, забыли и тщательно стараемся вспомнить».