МААМ-картинки

Отношения между сверстниками в детском саду

Ольга Шуплецова
Отношения между сверстниками в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация: в статье рассматриваются формирование взаимоотношений между детьми, на каждом возрастном этапе дошкольного возраста.

Ключевые слова: отношения, взаимоотношения, сверстники, дошкольники, детский сад.

Изучение отношений между сверстниками в дошкольном возрасте, является ключевой проблемой в формировании и воспитании будущего поколения, в соответствии с тенденциями развития общества, требованиями образовательного стандарта, задачами, стоящими перед системой дошкольного образования в условиях модернизации и гуманизации.

Публикация «Отношения между сверстниками в детском саду» размещена в разделах

Большое значение и актуальность приобретает изучение поведения ребенка в системе его отношений со сверстниками в группе детского сада.

Дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании, так как является возрастом первоначального становления личности ребенка В это время в общении ребенка со сверстниками возникаю довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности.

Знания особенностей отношений между детьми в группе детского сада и тех трудностей, которые у них возникают при этом, может оказать серьезную помощь педагогам при организации воспитательной работы с дошкольниками.

Общения со сверстниками помогают дошкольнику лучше выделить и осознать самого себя, обрести инициативность и самостоятельность.

Дошкольник, «смотрясь в сверстника», лучше выделяет в самом себе конкретные действия и качества.

Общение со сверстниками воздействуют на развитие личности дошкольника: он учится согласовывать свои действия с действиями других детей.

Общаясь с товарищами, в играх и в реальной жизни, дети воспроизводят отношения взрослых, учатся оценивать себя и своих товарищей, применять на практике нормы поведения.

В течение дошкольного возраста избирательность в общении со сверстниками возрастает : если дети младшего дошкольного возраста достаточно легко меняют партнеров, то со старшего возраста они стараются общаться с конкретными детьми, которых трудно заменить даже в том случае, если это общение не устраивает взрослого.

Ряд исследователей (Т. Н. Бабаева, Л. С. Выготский, Я. Л. Коломинский, Т. А. Репина) утверждают, что детские отношения - это та сфера нравственного воспитания, которой необходимо заниматься, чтобы не упустить благоприятный период развития личности. С точки зрения гуманизма данной позиции выражается в сочувствии, сопереживании, отзывчивости, доброжелательности.

Центральное место в этих поступках занимает игровая деятельность. В игре дети действуют не только как персонажи, но и как реальные личности. Чем старше становятся дети, тем меньше они играют в одиночестве и больше тянуться к сверстникам. Ребенку необходимо общество сверстников, что бы учиться жить в коллективе.

Каждый возрастной этап в жизни дошкольника, имеет свои психические особенности, определяющие возрастную линию поведения.

Наглядно-образное мышление дошкольника позволяет в образной форме донести до них сложные проявления нравственности.

Эмоциональность, свойственная детям дошкольного возраста, определяющая свои поступки «я хочу», постепенно уравновешивается развитием произвольных действий, умением соблюдать правила.

Общение со сверстниками порождает у детей первые ростки дружбы. Дружеские взаимоотношения являются обязательной формой общения детей.

В группах младшего дошкольного возраста ребенку не важно общение. Он может играть один. ( например: Евфимия спокойно может играть одна, организуя целый сюжет. Другой пример: Саша взял машинку и, играя, подкинул ее, к его манипуляции присоединились другие дети).

Это общение выглядит несколько странно – малыши кривляются, бегают, строят рожи, топают, прыгают. В понятии взрослого – это не игра, а какая то неорганизованная «стихийная возня». Но, дети в это время приобщаются друг к другу, каждый из них начинает переживать некоторую связь с другим, таким же как он.

После 4-х лет, это стадия, когда, с одной стороны, – ребенок хочет играть со сверстниками, а с другой стороны – нужно быть лучше всех, превзойти сверстников. В этом возрасте начинает появляться связанная игра, но ребенок еще не умеет сам создавать игру с другими сверстниками и распределять роли, и тут взрослые могут им помочь, постепенно научив детей организовывать микро игры ( например: игра «Магазин». Маша и Алиса сели за прилавок и обе хотят быть продавцами, не уступают друг другу, и тут на помощь приходит воспитатель. Он по средствам считалки выбирает ведущего в игре).

К 5-6-ти годам появляется феномен первой детской дружбы, стойкая избирательность «хочу играть только с ним» (например, Кирилл пришел в детский сад и глазами ищет своего друга Илью, не видя его, огорчается. Когда приходит Илья, у Кирилла поднимается настроение, он ждет, когда он разденется и они начинают играть вместе). Взрослому в этой дружбе уже нету места, и детям сложно навязать свои условия (например взять в игру третьего ребенка).

Дошкольный возраст – это время активного становления индивидуальности каждого ребенка. Им необходимы содержательные, конструктивные контакты со сверстниками.

Общение со сверстниками порождает у детей первые ростки дружбы.

Дружеские взаимоотношения являются обязательной формой общения детей в игре.

В процессе общении со сверстниками развивается самооценка детей, которая становится все более адекватной.

Опыт межличностного взаимодействия со взрослыми или сверстниками являются фундаментом для развития личности ребенка, становления его самосознания.

Общение со сверстниками воздействует на развитие личности дошкольника: он учиться согласовывать свои действия с действиями других детей. Общаясь с товарищами в играх и реальной жизни дети воспроизводят отношения взрослых, учатся оценивать себя, своих товарищей, применять на практики нормы поведения.

Список литературы:

1. Репина Т. А. «Отношения между сверстниками в группе детского сада» Издательство Педагогика 1978г.

2. Волков Б. С., Волкова Н. В. «Психология общения в детском возрасте» 2006г.

3. Смирнова С. «Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте» 2000г.

Публикации по теме:

Сценарий дня рождения ребенка в детском саду для старшего дошкольного возраста «Весёлый день рождения в детском саду»Сценарий дня рождения ребенка в детском саду для старшего дошкольного возраста «Весёлый день рождения в детском саду» Вед: Ребята, мы собрались сегодня, неспроста, потому что… Сегодня! День рождения Вани Е. (Вед. приглашает ребят именинников в центр зала,.

Консультация для родителей «Конфликты между родителями в детском саду» Конфликты в детском саду – это неизбежный элемент общения в коллективе, но большинство родителей не любят подобные ситуации и бывают вовлечены.

Консультация для родителей «Общение ребенка со сверстниками старшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Общение ребенка со сверстниками старшего дошкольного возраста» Общения дошкольников со сверстниками имеет ряд существенных особенностей и качественно отличается от общения со взрослыми. К 6-7 годам.

Консультация для родителей «Проблемы во взаимоотношениях детей со сверстниками» Развитие личности ребенка происходит под влиянием различных социальных институтов: семьи, дошкольных учреждений, средств массовой информации.

Консультация «Методы и приёмы формирования культуры общения детей со взрослыми и сверстниками» Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности,.

КВН в детском саду между педагогамиКВН в детском саду между педагогами Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию фотоотчет с мероприятия КВН в детском саду. Пояснительная записка: Социально-психологическая.

Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками в ДДУРазвитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками в ДДУ Шевякова Валентина Михайловна МБДОУ детский сад №9 г. Нижний Ломов, Пензенская область Тема моей работы очень актуальна. Модернизация.

Родительское собрание «Нравственные отношения в семье и детском саду» (подготовительная к школе группа)Родительское собрание «Нравственные отношения в семье и детском саду» (подготовительная к школе группа) Цель:Совместно с родителями осмыслить основные нравственные ценности;провести тренинг навыков нравственного отношения к людям и адекватной.

Создание условий личностного развития ребёнка на основе сотрудничества со взрослыми и сверстникамиСоздание условий личностного развития ребёнка на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками На протяжении дошкольного возраста происходит быстрое развитие не только психических процессов, но и свойств личности ребенка. Личностное.

Стихотворения для детей 5–12 лет «Отношения между девочками и мальчиками в жизни» Мне кажется, что дети воспитываются через маленькие эпизоды, которые им западают в уголочки памяти. В этом цикле стихотворений приведены.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Отношения между сверстниками в детском саду
Опубликовано: 18 января 2024 в 10:42
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Отношения между сверстниками в детском саду» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Шуплецова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД