Ольга Шуплецова
Отношения между сверстниками в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: в статье рассматриваются формирование взаимоотношений между детьми, на каждом возрастном этапе дошкольного возраста.
Ключевые слова: отношения, взаимоотношения, сверстники, дошкольники, детский сад.
Изучение отношений между сверстниками в дошкольном возрасте, является ключевой проблемой в формировании и воспитании будущего поколения, в соответствии с тенденциями развития общества, требованиями образовательного стандарта, задачами, стоящими перед системой дошкольного образования в условиях модернизации и гуманизации.
Публикация «Отношения между сверстниками в детском саду» размещена в разделах
Большое значение и актуальность приобретает изучение поведения ребенка в системе его отношений со сверстниками в группе детского сада.
Дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании, так как является возрастом первоначального становления личности ребенка В это время в общении ребенка со сверстниками возникаю довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности.
Знания особенностей отношений между детьми в группе детского сада и тех трудностей, которые у них возникают при этом, может оказать серьезную помощь педагогам при организации воспитательной работы с дошкольниками.
Общения со сверстниками помогают дошкольнику лучше выделить и осознать самого себя, обрести инициативность и самостоятельность.
Дошкольник, «смотрясь в сверстника», лучше выделяет в самом себе конкретные действия и качества.
Общение со сверстниками воздействуют на развитие личности дошкольника: он учится согласовывать свои действия с действиями других детей.
Общаясь с товарищами, в играх и в реальной жизни, дети воспроизводят отношения взрослых, учатся оценивать себя и своих товарищей, применять на практике нормы поведения.
В течение дошкольного возраста избирательность в общении со сверстниками возрастает : если дети младшего дошкольного возраста достаточно легко меняют партнеров, то со старшего возраста они стараются общаться с конкретными детьми, которых трудно заменить даже в том случае, если это общение не устраивает взрослого.
Ряд исследователей (Т. Н. Бабаева, Л. С. Выготский, Я. Л. Коломинский, Т. А. Репина) утверждают, что детские отношения - это та сфера нравственного воспитания, которой необходимо заниматься, чтобы не упустить благоприятный период развития личности. С точки зрения гуманизма данной позиции выражается в сочувствии, сопереживании, отзывчивости, доброжелательности.
Центральное место в этих поступках занимает игровая деятельность. В игре дети действуют не только как персонажи, но и как реальные личности. Чем старше становятся дети, тем меньше они играют в одиночестве и больше тянуться к сверстникам. Ребенку необходимо общество сверстников, что бы учиться жить в коллективе.
Каждый возрастной этап в жизни дошкольника, имеет свои психические особенности, определяющие возрастную линию поведения.
Наглядно-образное мышление дошкольника позволяет в образной форме донести до них сложные проявления нравственности.
Эмоциональность, свойственная детям дошкольного возраста, определяющая свои поступки «я хочу», постепенно уравновешивается развитием произвольных действий, умением соблюдать правила.
Общение со сверстниками порождает у детей первые ростки дружбы. Дружеские взаимоотношения являются обязательной формой общения детей.
В группах младшего дошкольного возраста ребенку не важно общение. Он может играть один. ( например: Евфимия спокойно может играть одна, организуя целый сюжет. Другой пример: Саша взял машинку и, играя, подкинул ее, к его манипуляции присоединились другие дети).
Это общение выглядит несколько странно – малыши кривляются, бегают, строят рожи, топают, прыгают. В понятии взрослого – это не игра, а какая то неорганизованная «стихийная возня». Но, дети в это время приобщаются друг к другу, каждый из них начинает переживать некоторую связь с другим, таким же как он.
После 4-х лет, это стадия, когда, с одной стороны, – ребенок хочет играть со сверстниками, а с другой стороны – нужно быть лучше всех, превзойти сверстников. В этом возрасте начинает появляться связанная игра, но ребенок еще не умеет сам создавать игру с другими сверстниками и распределять роли, и тут взрослые могут им помочь, постепенно научив детей организовывать микро игры ( например: игра «Магазин». Маша и Алиса сели за прилавок и обе хотят быть продавцами, не уступают друг другу, и тут на помощь приходит воспитатель. Он по средствам считалки выбирает ведущего в игре).
К 5-6-ти годам появляется феномен первой детской дружбы, стойкая избирательность «хочу играть только с ним» (например, Кирилл пришел в детский сад и глазами ищет своего друга Илью, не видя его, огорчается. Когда приходит Илья, у Кирилла поднимается настроение, он ждет, когда он разденется и они начинают играть вместе). Взрослому в этой дружбе уже нету места, и детям сложно навязать свои условия (например взять в игру третьего ребенка).
Дошкольный возраст – это время активного становления индивидуальности каждого ребенка. Им необходимы содержательные, конструктивные контакты со сверстниками.
Общение со сверстниками порождает у детей первые ростки дружбы.
Дружеские взаимоотношения являются обязательной формой общения детей в игре.
В процессе общении со сверстниками развивается самооценка детей, которая становится все более адекватной.
Опыт межличностного взаимодействия со взрослыми или сверстниками являются фундаментом для развития личности ребенка, становления его самосознания.
Общение со сверстниками воздействует на развитие личности дошкольника: он учиться согласовывать свои действия с действиями других детей. Общаясь с товарищами в играх и реальной жизни дети воспроизводят отношения взрослых, учатся оценивать себя, своих товарищей, применять на практики нормы поведения.
Список литературы:
1. Репина Т. А. «Отношения между сверстниками в группе детского сада» Издательство Педагогика 1978г.
2. Волков Б. С., Волкова Н. В. «Психология общения в детском возрасте» 2006г.
3. Смирнова С. «Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте» 2000г.