Ирина Акмалова
Особенности воспитания и обучения детей с ТМНР
Мы уже знаем, что обучение и воспитание детей с тяжёлыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями развития может осуществляется в специальных образовательных учреждениях.
Детям с ТМНР оказывается недоступным получение образования в соответствии с образовательными стандартами специального образования. В связи с этим содержание их обучения ориентировано на получение основ знаний об окружающем мире, приобретение навыков самообслуживания, овладение предметной, игровой деятельностью, элементарными трудовыми навыками, включение в социальное и социально-эмоциональное взаимодействие, соблюдение общепринятых норм поведения в повседневной жизни.
Публикация «Особенности воспитания и обучения детей с ТМНР» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- ТМНР. Тяжелые и множественные нарушения развития
- Темочки
В коррекционном обучении особенности применения и сложного, комбинированного сочетания словесных, наглядных, практических методов определяются возрастным фактором, структурой и степенью выраженности нарушения, ведущими ограничениями жизнедеятельности ребёнка, конкретной педагогической ситуацией.
Необходимо построить работу таким образом, чтобы не столько обучать этих детей, сколько корректировать имеющиеся у них нарушения.
Индивидуальный образовательный маршрут – это форма организации обучения, основанная на принципах индивидуализации и вариативности образовательного процесса, способствующая реализации индивидуальных образовательных потребностей и права обучающихся на выбор образовательного пути на фиксированном этапе.
При планировании индивидуального образовательного маршрута для детей с ТМНР ставятся задачи :
-развитие познавательных процессов;
-развитие игровых навыков;
-развитие коммуникативных навыков и эмоциональных реакций;
-коррекция имеющихся нарушений;
-оказание помощи и поддержки семье.
В структуре занятий предусмотрены:
• Индивидуальный и дифференцированный подход. При разработке программы обучения учитывают актуальные психологические достижения и физические возможности ребёнка, динамику психического развития, характер, структуру и тяжесть первичных нарушений развития.
• Использование игровой формы. Игра в обучении детей с ТМНР выступает не как развлечение, а как средство обучения.
• Предметно-действенное обучение. Организуют постоянную активную практическую деятельность детей с конкретными предметами.
• Детальное расчленение материала. Материал делят на простейшие элементы, затем части объединяют в целое, а дети подводятся к обобщению.
• Постепенное усложнение самостоятельных действий. Переход от действий по подражанию к действиям по образцу, по речевой инструкции.
• Частая смена видов деятельности. Внимание детей привлекают к новым пособиям и видам деятельности, чтобы удерживать его на необходимое время.
• Большая повторяемость материала. Его применяют в новых ситуациях.
• Создание спокойной доброжелательной обстановки. Обучение проводят в окружении знакомых, безопасных взрослых.
Для ребёнка составляется индивидуальная программа на основе диагностических данных и с учётом индивидуальной траектории развития, максимально приближенная к его потребностям и интересам.
Сложным моментом при обучении и воспитании детей с ТМНР является процесс коммуникации. Часто обычная речь недоступна таким
детям. Поэтому необходимо введение в индивидуальный образовательный маршрут раздела по альтернативной коммуникации, а также использование принятой системой коммуникации всеми участниками воспитательно– образовательного процесса.
Цель обучения и воспитания детей с ТМНР — подготовить их к максимально возможной самостоятельной жизни, научить обходиться без посторонней помощи в основных областях жизнедеятельности: передвижение, самообслуживание, коммуникация, социально-эмоциональное взаимодействие, трудовая деятельность и досуг.