Иванькова Татьяна
Особенности работы с аутичным ребёнком в условиях детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Ранний детский аутизм – это отклонение в психологическом развитии ребёнка, главным проявлением которого является нарушение общения ребенка с окружающим миром. Причины возникновения аутизма в настоящее время до конца не исследованы.
Обычно дети с расстройством аутичного спектра посещают коррекционные группы для детей с ограниченными возможностями здоровья, где есть возможность уделить ребёнку больше времени. К сожалению, таких возможностей в нашем районе нет. По желанию родителей дети-аутисты могут посещать группу общеразвивающей направленности.
Публикация «Особенности работы с аутичным ребёнком в условиях детского сада» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2024
Такие дети нуждаются в оказании специальной психолого-педагогической помощи, которая осуществляется всеми участниками образовательных отношений в тесном сотрудничестве с семьёй.
Одна из главных целей педагогов заключается в помощи ребенку с ранним детским аутизмом адаптироваться к коллективу с перспективой дальнейшей социализации.
Вначале коррекционной работы педагогами ставятся следующие задачи задачи: адаптация ребенка к месту пребывания и установление эмоционального контакта с ребёнком.
Сначала изучается специальная литература. Все специалисты, которые работают с такими детьми, проходят курсовую подготовку.
На первом этапе проводится наблюдение за ребёнком. После этого составляются следующие документы:
- адаптированная образовательная программа;
- карта индивидуального образовательного маршрута ребёнка;
- перспективный план работы с ребёнком;
- перспективный план работы с родителями;
- план взаимодействия специалистов;
- индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребёнком;
- мониторинг развития ребёнка.
Мою группу старшего возраста посещает ребёнок с ранним детским аутизмом. Он практически неговорящий (в речи присутствуют некоторые слога, вокализация и гортанные звуки).
Первое время мальчик не проявлял интереса к сверстникам. На любые попытки взаимодействия проявлял агрессию. Всегда играл один. Педагогам не разрешал дотрагиваться до себя-отбрасывал руку или отдёргивал плечо.
Когда ребенок привык и не проявлял агрессии, педагоги ненавязчиво, осторожно подключались к его играм, предлагали ему другую игрушку или деталь. Пытались включаться в игру ребёнка и привлечь его к сотрудничеству к совместным действиям.
В этот период нельзя было много говорить и совершать активные действия, которые могли вызвать негативную реакцию. Этот период времени потребовал от педагогов усилия и терпения, так как необходимо было завоевать доверие у ребенка.
Адаптационный период у этого ребёнка проходил тяжело только в первые недели. Через месяц нахождения в группе, ребёнок стал более спокойным, он привык к окружающей обстановке
Мальчик занимается по АОП, которая включает в себя как индивидуальные, так и общие занятия. Индивидуальные занятия проходят :
· с учителем-логопедом (На логопедических занятиях вызываются звуки. Мальчик делает доступную артикуляционную и дыхательную гимнастику.)
· с музыкальным руководителем. (Мальчик имеет хороший слух. Запоминает и воспроизводит во время игры мелодии песен и распевок. Очень любит играть на музыкальных инструментах. Особый интерес проявляет к металлофону, колокольчикам, бубенцам).
· с воспитателем по физической культуре (Мальчику вначале было непонятно, зачем и как долго выполнять те или иные упражнения. Воспитатель по физ. культуре составила комплекс утренней зарядки и некоторых упражнений во время основного занятия в музыкальном сопровождении. Таким образом, ребёнок понимает план своих действий.)
· с педагогом-психологом
Большую часть времени ребёнок находится с воспитателем. Воспитатель проводит занятия по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром и формирование элементарных математических представлений, по художественно-эстетическому развитию (рисование, лепка, аппликация). Проводится песочная терапия. Здесь мы используем рисование на световом песочном столе.
При занятиях учитываются интересы ребёнка. При отказе заниматься, воспитатель не заставляет. Часто занятия проходят не по плану, исходя из интересов ребёнка (например, не хочет заниматься математикой, просит пластилин).
На общих занятиях группы наш ребёнок- аутист проявляет особый интерес к развитию речи, когда проходит звуковой анализ слов и к занятиям, на которых воспитатель использует мультимедийную презентацию. Так же для индивидуальных занятий и досуговой деятельности используется интерактивная доска (дидактические и развивающие игры).
Для нашего ребёнка – аутиста мы скорректировали развивающую среду группы: чтобы привлечь внимание к чему-либо или отвлечь от негативного поведения на видном месте выставили самые яркие знакомые игрушки (конструкторы, муляжи животных, головоломки, пазлы). На видном доступном месте расположили набор музыкальных инструментов.
Аутичные дети видят смысл какой – либо деятельности только тогда, когда она четко заранее запрограммирована: дети должны знать, что делать в первую очередь, какую последовательность действий совершать, как закончить. Поэтому были составлены пооперационные карты, на которых в виде символов обозначена четкая последовательность действий. Например, «Режим дня в детском саду», «Мы дежурим», схемы для конструирования из лего-конструктора, счётных палочек, палочек Кьюзенера, блоков Дьенеша и пр. На сегодняшний день мальчик хорошо дежурит, накрывает на стол, самостоятельно одевается на прогулку, готовит рабочее место к занятию. Мальчик с удовольствием ходит в детский сад. У ребёнка увеличилось количество манипуляций, расширились пристрастия, увеличилось количество игровых предметов, появились новые действия. Появилась игра со сверстниками. Мальчик стал более спокойным. Часто стал делиться игрушками с другими детьми.
Благодаря комплексной работе всех сотрудников учреждения выявилась положительная динамика в коррекционно-образовательной работе.
После выпуска ребёнка из детского сада ребёнку требуется дальнейшая коррекционная работа. По заключению комиссии мальчик идёт в этом году в школу, с присутствием тьютера на время адаптации.