Анна Стецко
Особенности формирования музыкального репертуара с учетом воспитательных задач и возрастных особенностей дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Произведения для слушания, пения, движения под музыку отбираются с учетом программных задач воспитания ребенка в детском саду и отвечают художественно-педагогическим требованиям:
1. единства содержания и музыкальной формы;
2. соответствия всем видам детской музыкальной деятельности;
3. доступности восприятия и исполнения детьми дошкольного возраста различных групп детского сада.
При выборе песни необходимо учитывать, как она помогает решению
Публикация «Особенности формирования музыкального репертуара с учетом воспитательных задач и возрастных особенностей дошкольника» размещена в разделах
воспитательных задач, расширению представлений, углублению чувств, что
она вносит нового в усвоение певческих навыков и какова степень трудности
ее исполнения, отвечает ли она интересам и потребностям детей.
Детская музыка, создаваемая композиторами, или народная, всегда должна быть яркой, образной, предельно приближенной к переживаниям и интересам ребенка, чтобы обогащать его в познавательном и эмоциональном отношении. Войти в мир музыки --значит научиться понимать особенный «музыкальный язык» (мелодические интонации, гармонические сочетания, ладовую окраску, который в современных условиях приобретает новое своеобразное звучание. Вместе с тем форма произведений (понимаемая в широком смысле, как комплекс всех музыкальных средств) не должна быть громоздкой, сложной. Ребенок воспринимает музыку, ее образы в единстве со средствами музыкальной выразительности.
Программе музыкального воспитания по слушанию музыки, пению, ритмике должен соответствовать и репертуар. Программный репертуар распределен в течение года по кварталам с учетом следующего :
подбирается в определенном усложнении с учетом особенностей каждой игры, песни, хоровода;
разучивается в соответствии с общевоспитательными задачами текущей жизнью тематическим планом ДОУ, современными запросами ребенка-дошкольника.
Для слушания подбирается вокальная и инструментальная музыка, чаще всего программная (имеющая конкретную программу, тематику, часто определенную в названии, например пьесы П. Чайковского «Болезнь куклы», «Новая кукла»). Предусматриваются произведения, разнообразные по тематике, жанру, характеру.
Из народно-песенного творчества отбираются колыбельные, игровые, хороводные, шуточные песни и танцы. Они просты, выразительны, разнообразны -- ласковые и напевные, веселые и подвижные
К детской музыке можно отнести высокохудожественные произведения русских и западноевропейских классиков, слушание которых обогащает духовный мир ребенка. Назовем «Детский альбом» П. Чайковского, польки М. Глинки, С. Рахманинова, отдельные фрагменты из балета «Лебединое озеро» П. Чайковского, из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова, некоторые произведения Э. Грига, Ф. Шуберта, Р. Шумана.
Много произведений для детей создано и создается советскими композиторами: С. Прокофьевым, Д. Кабалевским, ан. Александровым, А. Островским, Е. Тиличеевой, М. Раухвергером, М. Иорданским, Т. Попатенко, А. Филиппенко, 3. Левиной, В. Герчик, Н. Леви и др.
В своем творчестве композиторы часто встречаются с трудностями: создавая музыку для детей, они должны пользоваться весьма ограниченными средствами в песенной мелодии, гармонии, фактуре изложения и форме произведения.
Тематика всех произведений, предназначенных для слушания, посвящена явлениям, с которыми детей знакомят в процессе всей общевоспитательной работы, но жизненные впечатления, выраженные в музыкальных образах, по-новому окрашиваются, углубляются.
Не меньшее значение для детского исполнения имеет степень сложности и в песнях. Если сравнить мелодии песен, взятых из репертуара для различных групп детского сада, то можно увидеть, что эти песни отличаются по диапазону, своеобразием интервальных ходов, продолжительностью музыкальных фраз и трудностью произнесения слов в тексте.
Музыкальная культура нашей страны обладает уникальной коллекцией музыкальных произведений, которые специально написаны композиторами для детей дошкольного возраста. В первую очередь это относится к песенному репертуару. 60-е г. прошлого века можно назвать этапом небывалого эксперимента, когда в тесном союзе педагогов, поэтов и композиторов создавался репертуар, востребуемый и поныне.
Что же такого уникального в этих песнях, которые поют уже пять поколений детей? Какие требования предъявляет детский голос к репертуару?
«Я не мелодист как Глинка. Мне легче написать симфонию, состоящую из 88 звуков, чем песенку из 7-8 тонов», - признавался С. Прокофьев.
Помимо высокой художественности, доступности текста к детской песне предъявляется ряд вокальных требований.
1. Учет диапазона детского певческого голоса (диапазон - расстояние между нижним и верхним звуками).
Диапазон голоса охватывает: в 2 года - 3 звука (ми - соль первой октавы); в 3 года - 4 звука (ми - ля первой октавы); в 4 года - 6 звуков (ре - си первой октавы); в 5 лет - 8 звуков (ре первой октавы - ре второй октавы); в 6 лет - 10 звуков (до первой октавы -ми-бемоль второй октавы).
2. Учет направления мелодии. Мелодия в песне может иметь разные виды направления (рисунок) : горизонтальное, волнообразное, нисходящее, восходящее, переменное. В дошкольном возрасте рекомендуется использовать мелодии, имеющие переменное нисходящее и волнообразное направление.
3. Продолжительность музыкальной фразы. В связи с особенностями дыхания ребенка музыкальные фразы в песнях для детей должны быть непродолжительны.
Продолжительность пения на одном дыхании составляет: в 3 года - 1 такт (2 с); в 4 года - 2 такта (4 с); в 5 лет - 3 такта (6 с); в 6 лет - 4 такта (8 с).
4. Учет интервалики. Детям дошкольного возраста доступны интервалы : секунда, терция, кварта, квинта. Более сложными для пения считаются секста, септима и октава, поскольку требуют перестройки голосового аппарата.
5. Учет вокальности текста. Текст песни должен быть удобным для пения, т. е. включать в себя максимальное количество гласных, звонких согласных.
Произведения для игр, упражнений, плясок также отличаются развитием музыкальных образов, построением, гармоническим сопровождением, темповыми и динамическими изменениями, а также постепенной усложненностью движений.
Репертуар для различных музыкальных игр, упражнений, хороводов и плясок является средством обучения музыкально-ритмическим навыкам и навыкам выразительного движений. Каждый из видов выполняет свои функции. Например, сюжетные игры и хороводы позволяют детям передать характерные движения различных персонажей; упражнения дают возможность усвоить разнообразные элементы танца и т. д.. Все это необходимо учитывать при отборе программного репертуара, помогающего развитию музыкально-ритмических навыков детей разных возрастных групп.
Последнее требование к произведениям, включенным в программу,-- быть доступными для детского восприятия и исполнения.
Художественные образы, выражающие близкие детям чувства и мысли, понятная тематика отвечают объему тех представлений о жизненных явлениях, которыми располагает ребенок того или иного возраста.
Помимо рекомендованных в программе песен, игр, плясок, хороводов, упражнений, можно использовать и другие. Музыкальный репертуар постоянно пополняется вновь созданными произведениями, иногда очень интересными, отвечающими современным условиям. И надо приветствовать, что эти произведения звучат на детских праздничных утренниках и вечерах развлечений. Однако необходимо помнить, что такой дополнительный материал может иметь место, если песни и игры соответствуют программным требованиям и используются с учетом конкретных условий работы с детьми. Нельзя забывать, что стабильный репертуар имеет ряд преимуществ. Песня или любое другое музыкальное произведение, часто звучащее и исполняемое детьми, становится их достоянием и может применяться ими в самостоятельной деятельности. Это в свою очередь приводит к прочному усвоению, правильному и естественному их исполнению. Дети придут в школу музыкально подготовленными.
Музыка «взрослых», соответствующая требованиям детской исполнительской деятельности, в большей степени используется в музыкально-ритмической деятельности, в музыкальных играх.
Особый потенциал детского исполнительства заложен в народной музыке - песнях, попевках, хороводных играх. Эти произведения представляют собой синтез народной традиции, творческой импровизационности, художественной образности и игровой доступности для дошкольников. Многовариационный характер народной музыки содействует реализации индивидуальных проявлений практически каждого дошкольника в условиях совместной исполнительской деятельности.