Наталья Тямусева
Основы обучения детей дошкольного возраста интеллектуальным играм
▼ Скачать + Заказать документы
Шашки по праву признана одной из самых интеллектуальных игр, поэтому, прежде всего, она стимулирует мыслительную деятельность детей и мотивирует их к познанию.
Мы начали обучать детей игре в шашки в старшей группе (с 5 лет). Именно в этом возрасте внимание детей стало более устойчивым и произвольным. К пяти годам они стали более усидчивы (могут заниматься одним видом деятельности в течение 20 – 25 минут) и способны играть по установленным правилам.
Публикация «Основы обучения детей дошкольного возраста интеллектуальным играм» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2020
При обучении игре в шашки мы детей не заставляли, они сами этого захотели, в процессе обучения. В группе всегда есть активные и любопытные дети, которые любят «что-то новенькое», сначала они включились в работу, затем и другие дети, глядя на них, тоже начали увлекаться игрой в шашки.
Процесс обучения детей проходил ненавязчиво и интересно. Знакомили с новым для них материалом в простой и очень доступной для их понимания форме. Например, рассказывали детям о правилах игры в шашки в стихотворном варианте, заучив который, дети быстро начали в них ориентироваться и перестали путаться (самая распространенная ошибка – ход назад простой шашкой при отсутствии «безопасных» ходов вперед).
Правила игры в шашки на первый взгляд кажутся несложными, но, как показывает мой опыт работы с детьми, для игры в шашки не достаточно просто знать правила, так как эта игра содержит в себе много разного рода трудностей, тонкостей и хитросплетений. Для того, чтобы дети хорошо научились играть в шашки, мы систематически проводили занятия, которые заключают в себе минимум теории и максимум практики.
Знакомство и обучение детей игре в шашки происходит поэтапно, по принципу: от простого к сложному.
Сначала детей нужно познакомить с историей возникновения этой игры,затем продемонстрировать им доску, фишки черного и белого цветов, после чего научить правильно расставлять шашки на игровом поле, объяснить, почему все шашки ставятся только на темные клеточки (это необходимо для того, чтобы шашки соперников встретились в игре) и так далее. Необходимо также четко сформулировать суть игры, которая заключается в том, чтобы при продвижении своих шашек вперед, уничтожить шашки соперника или перекрыть ему все ходы.
Мне понравился один стихотворный вариант, который мы использовали, и он очень помог детям быстро освоить правила этой умной игры.
1) Начинать бой можешь смело -
Первый ход всегда за белой!
2) Шашки медленно, но метко
Шагают лишь по черным клеткам!
3) Наверно, шашкам не везет,
Что ходят шашки лишь ВПЕРЕД!
4) Знают все: и стар, и млад,
Шашкой бьем вперед – назад!
5) Шашка соперника сразу погибнет,
Если твоя ее перепрыгнет!
6) Поля вдруг конец настанет,
Сразу шашка «дамкой» станет!
7) Чтоб твою «дамку» не поймали,
Ход ее по всей диагонали!
8) Цель игры – побить «врагов». И чтоб им не было ходов!
Дети увлекаются также быстро, как и теряют потом интерес. Поэтому задача стояла не только как можно дольше удерживать этот интерес, но и с каждым занятием подпитывать его и все больше увеличивать. Мы пришли к выводу, что не стоит затягивать занятия (продолжительность не должна превышать 25 минут, чтобы у детей не было переутомления, результатом которого может стать снижение мозговой активности и внимания. Сами занятия по шашкам мы проводили не более двух раз в неделю, чтобы дети ими не пресытились, потому что это может повлечь за собой быстрое надоедание и потерю интереса.
Игра в шашки в детском саду – интеллектуальный досуг, который направлен на формирование предпосылок учебной деятельности и на развитие интегративных качеств детей, обеспечивающих им социальную успешность.
По окончанию всех занятий обучения детей игре в шашки мы заметили, что они умеют мысленно рассуждать в ходе игры при каждом очередном шаге, анализировать правильные и ошибочные ходы, предвидеть ходы соперника на несколько шагов вперед, строить хитроумные шашечные комбинации, а также из множества ходов выделять самый верный и целесообразный.