Татьяна Цыбулько
Основы компенсирующего семейного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
Динамичность родительских позиций предполагает способность изменять характер общения и способы воздействий на ребенка применительно к ситуации и условиям, в которых находится семья. Родительские позиции оказывают существенное влияние на складывающиеся отношения ребенка с окружающим природным и социальным миром, к самому себе. В наибольшей
степени влияние оказывают следующие параметры родительских
позиций:
• уровень опеки;
• уровень требований обязанностей;
• уровень запретов;
• отношение к полу ребенка;
• степень родительской тревоги за жизнь, здоровье и успешность ребенка;
Публикация «Основы компенсирующего семейного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Группы компенсирующей направленности
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2024
• степень воспитательной неуверенности родителей;
• характер общения родителей с детьми.
Изучение соотношения вышеперечисленных параметров с типом складывающихся отношений ребенка к миру, характером и степенью их выраженности у родителей позволило рассмотреть конструктивные и деструктивные родительские позиции. По характеру влияния конструктивные и деструктивные родительские позиции определяют сформированность у ребенка в дошкольном возрасте чувства базового доверия или недоверия к миру, собственной инициативности или безынициативности по отношению к
миру, стремления познавать и действовать в окружающем мире.
характеризуется умением родителей понимать, осознавать и выстраивать ближайшие задачи в воспитании ребенка и перспективные цели, которые будут реализованы в будущем. Задача педагогов, работающих с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья – способствовать формированию у родителей указанных качеств, помочь им в выборе адекватных конструктивных родительских позиций, которые позволят обеспечить формирование у ребенка позитивного отношения к миру.
К деструктивным родительским позициям, которые затрудняют формирование у ребенка позитивного отношения к миру, ориентируют на неблагоприятные аспекты мира с активной или пассивной жизненной позицией, можно отнести установку родителей на чрезмерный уровень опеки в воспитании, на недостаточность требований-запретов, с другой стороны, их чрезмерность, установка на минимальность санкций, применяемых по отношению к ребенку в сочетании с воспитательной неуверенностью, тревогой родителей за жизнь, здоровье и успешность ребенка. При этом деструктивные родительские позиции характеризуются недостаточностью содержания общения, особенно общением по поводу внутреннего мира
ребенка. Таким образом, деструктивные позиции родителей в воспитании следует рассматривать как фактор риска нарушений личностного развития ребенка.
Проведенное исследование показало, что наиболее благоприятными предпосылками личностного развития ребенка с ориентацией на благоприятные аспекты мира и активной жизненной позицией являются следующие: родители воспринимают ребенка как социально успешного, видят больше положительных качеств его личности, чем отрицательных, верят в способности ребенка, в его силы, здоровье, отдают предпочтение эмоциональному и интеллектуальному развитию ребенка. Родители понимают и признают важность эмоционального благополучия ребенка. Хорошо знают и принимают проблемы ребенка, понимают его поступки, способны вставать на позицию ребенка, учитывают его мнение, желания. Родительские позиции характеризуются ровным положительным эмоциональным отношением к ребенку, сбалансированным уровнем опеки, направленностью на сотрудничество с ребенком, гибкостью. Родители демократичны в общении, не стремятся удовлетворять все без исключения желания ребенка, при этом у родителей наблюдается сбалансированный характер требований. Родители разумно, учитывая возможности ребенка, выдвигают к нему посильные требования, как правило, ребенок уже в дошкольном возрасте имеет определенные постоянные домашние обязанности. Перечисленные способы взаимодействия родителей с ребенком обеспечивают развитие у ребенка чувства базового доверия к миру, дети видят себя в мире активно действующими, созидательно его преобразующими с пользой для себя и для других. Дети характеризуются сформированностью эмоционального отношения к происходящим событиям, знаниями о социальных нормах, которые являются для них основой нормативного поведения. У ребенка формируется адекватное отношение к миру и к самому себе. Дети чувствуют себя достаточно защищенными, их отличает доброжелательное отношение к природному и социальному миру. Неблагоприятными предпосылками личностного развития ребенка являются позиции, когда родители выбирают стратегию вседозволенности, при этом некритично относятся к успехам и возможностям ребенка. Для родителей присущ высокий уровень запретов и повышенный уровень опеки, они стремятся к максимальному удовлетворению желаний ребенка, но при этом для родителей характерна недостаточность санкций по отношению к ребенку. Родительские позиции характеризуются тревожно-опекающим отношением к ребенку, для родителей свойственна воспитательная неуверенность, которая компенсируется попытками полнее удовлетворять потребности ребенка и при этом миминизировать требования-обязанности. Воспитательная неуверенность стимулирует появления у родителей установки по типу потворствующей гиперпротекции. Установлено, что такие родительские позиции способствуют формированию у детей ориентации на неблагоприятные аспекты мира, не обеспечивают развитие у ребенка чувства базового доверия к миру. Дети характеризуются несформированностью социальных правил и норм, что отражается в первую очередь на поведении ребенка и его общении со сверстниками и взрослыми. У детей не сформированы навыки общения, наблюдается негативное отношение к окружающим. Дети стремятся быть первыми и главными, часто не имея для этого достаточных оснований. В силу этого у детей проявляется негативное поведение, характеризующееся агрессивно-наступательным отношением к окружающим.
Таким образом, исследование подтвердило мнение педагогов и психологов, что в настоящее время наметилась тенденция в изменении родительских позиций по отношению к детям, которая выражается в снижении требований со стороны родителей к ребенку, сокращении межличностной дистанции во взаимодействии, в отказе родителей от жесткой регламентации норм и требований к ребенку до практики полной вседозволенности в отношениях, в безразличии к детям и к их проблемам.