МААМ-картинки

Основы компенсирующего семейного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья

Татьяна Цыбулько
Основы компенсирующего семейного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы

Динамичность родительских позиций предполагает способность изменять характер общения и способы воздействий на ребенка применительно к ситуации и условиям, в которых находится семья. Родительские позиции оказывают существенное влияние на складывающиеся отношения ребенка с окружающим природным и социальным миром, к самому себе. В наибольшей

степени влияние оказывают следующие параметры родительских

позиций:

• уровень опеки;

• уровень требований обязанностей;

• уровень запретов;

• отношение к полу ребенка;

• степень родительской тревоги за жизнь, здоровье и успешность ребенка;

Публикация «Основы компенсирующего семейного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах

• степень воспитательной неуверенности родителей;

• характер общения родителей с детьми.

Изучение соотношения вышеперечисленных параметров с типом складывающихся отношений ребенка к миру, характером и степенью их выраженности у родителей позволило рассмотреть конструктивные и деструктивные родительские позиции. По характеру влияния конструктивные и деструктивные родительские позиции определяют сформированность у ребенка в дошкольном возрасте чувства базового доверия или недоверия к миру, собственной инициативности или безынициативности по отношению к

миру, стремления познавать и действовать в окружающем мире.

характеризуется умением родителей понимать, осознавать и выстраивать ближайшие задачи в воспитании ребенка и перспективные цели, которые будут реализованы в будущем. Задача педагогов, работающих с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья – способствовать формированию у родителей указанных качеств, помочь им в выборе адекватных конструктивных родительских позиций, которые позволят обеспечить формирование у ребенка позитивного отношения к миру.

К деструктивным родительским позициям, которые затрудняют формирование у ребенка позитивного отношения к миру, ориентируют на неблагоприятные аспекты мира с активной или пассивной жизненной позицией, можно отнести установку родителей на чрезмерный уровень опеки в воспитании, на недостаточность требований-запретов, с другой стороны, их чрезмерность, установка на минимальность санкций, применяемых по отношению к ребенку в сочетании с воспитательной неуверенностью, тревогой родителей за жизнь, здоровье и успешность ребенка. При этом деструктивные родительские позиции характеризуются недостаточностью содержания общения, особенно общением по поводу внутреннего мира

ребенка. Таким образом, деструктивные позиции родителей в воспитании следует рассматривать как фактор риска нарушений личностного развития ребенка.

Проведенное исследование показало, что наиболее благоприятными предпосылками личностного развития ребенка с ориентацией на благоприятные аспекты мира и активной жизненной позицией являются следующие: родители воспринимают ребенка как социально успешного, видят больше положительных качеств его личности, чем отрицательных, верят в способности ребенка, в его силы, здоровье, отдают предпочтение эмоциональному и интеллектуальному развитию ребенка. Родители понимают и признают важность эмоционального благополучия ребенка. Хорошо знают и принимают проблемы ребенка, понимают его поступки, способны вставать на позицию ребенка, учитывают его мнение, желания. Родительские позиции характеризуются ровным положительным эмоциональным отношением к ребенку, сбалансированным уровнем опеки, направленностью на сотрудничество с ребенком, гибкостью. Родители демократичны в общении, не стремятся удовлетворять все без исключения желания ребенка, при этом у родителей наблюдается сбалансированный характер требований. Родители разумно, учитывая возможности ребенка, выдвигают к нему посильные требования, как правило, ребенок уже в дошкольном возрасте имеет определенные постоянные домашние обязанности. Перечисленные способы взаимодействия родителей с ребенком обеспечивают развитие у ребенка чувства базового доверия к миру, дети видят себя в мире активно действующими, созидательно его преобразующими с пользой для себя и для других. Дети характеризуются сформированностью эмоционального отношения к происходящим событиям, знаниями о социальных нормах, которые являются для них основой нормативного поведения. У ребенка формируется адекватное отношение к миру и к самому себе. Дети чувствуют себя достаточно защищенными, их отличает доброжелательное отношение к природному и социальному миру. Неблагоприятными предпосылками личностного развития ребенка являются позиции, когда родители выбирают стратегию вседозволенности, при этом некритично относятся к успехам и возможностям ребенка. Для родителей присущ высокий уровень запретов и повышенный уровень опеки, они стремятся к максимальному удовлетворению желаний ребенка, но при этом для родителей характерна недостаточность санкций по отношению к ребенку. Родительские позиции характеризуются тревожно-опекающим отношением к ребенку, для родителей свойственна воспитательная неуверенность, которая компенсируется попытками полнее удовлетворять потребности ребенка и при этом миминизировать требования-обязанности. Воспитательная неуверенность стимулирует появления у родителей установки по типу потворствующей гиперпротекции. Установлено, что такие родительские позиции способствуют формированию у детей ориентации на неблагоприятные аспекты мира, не обеспечивают развитие у ребенка чувства базового доверия к миру. Дети характеризуются несформированностью социальных правил и норм, что отражается в первую очередь на поведении ребенка и его общении со сверстниками и взрослыми. У детей не сформированы навыки общения, наблюдается негативное отношение к окружающим. Дети стремятся быть первыми и главными, часто не имея для этого достаточных оснований. В силу этого у детей проявляется негативное поведение, характеризующееся агрессивно-наступательным отношением к окружающим.

Таким образом, исследование подтвердило мнение педагогов и психологов, что в настоящее время наметилась тенденция в изменении родительских позиций по отношению к детям, которая выражается в снижении требований со стороны родителей к ребенку, сокращении межличностной дистанции во взаимодействии, в отказе родителей от жесткой регламентации норм и требований к ребенку до практики полной вседозволенности в отношениях, в безразличии к детям и к их проблемам.

Публикации по теме:

Арт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровьяАрт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья Арт-дизайн как инновационная, педагогическая арт-технология, которая еще не приобрела в России широко признания и распространения. Внедрение.

Цикл коррекционных занятий по комплексной нейропсихологической коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья Цикл коррекционных занятий Цель: Комплексная нейропсихологическая коррекция детей с ограниченными возможностями здоровья. Задачи: 1. Развитие.

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровьяВоспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья Цель: воспитывать у детей старшего дошкольного возраста толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. Ход занятия.

Дидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровьяДидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья Дидактическая игра "Загадочный слоник" как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Уважаемые коллеги! Представляю.

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Консультация для родителей «Формы взаимодействия школы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья» Консультация для родителей «Формы взаимодействия школы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья» Для развития детей.

Маскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровьяМаскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Добрый день, уважаемые коллеги! Вашему вниманию я представляю опыт работы арт-терапевтической направленности с использованием элементов.

Мастер-класс по созданию игры для развития тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровьяМастер-класс по созданию игры для развития тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья Цель: • развивать тактильные ощущения ребенка; • побуждать выполнять двухступенчатую словесную инструкцию; • формировать умение брать предмет,.

Проектная деятельность для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Репка»Проектная деятельность для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Репка» Проектная деятельность для обучающихся с ОВЗ «Репка» Участники проектной деятельности: учитель-дефектолог учащиеся.

Развивающая книжка из фетра «Времена года» для детей с ограниченными возможностями здоровья Развивающая книжка из фетра «Времена года» для детей с ограниченными возможностями здоровья. Егасова Татьяна Егоровна Понятие «ребенок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Основы компенсирующего семейного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья
Опубликовано: 22 января 2024 в 17:59
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Основы компенсирующего семейного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Цыбулько в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД