Наталия Кириллова
Основные направления в гендерном воспитании детей дошкольного возраста в условиях ДОУ
Тема
«Основные направления в гендерном воспитании детей дошкольного возраста в условиях ДОУ».
Подготовила:
Кириллова Наталия Георгиевна
Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием педагогов и родителей дошкольник должен усвоить половую роль или гендерную модель поведения, которой придерживается человек, чтобы его определяли как женщину или мужчину.
Публикация «Основные направления в гендерном воспитании детей дошкольного возраста в условиях ДОУ» размещена в разделах
Гендерная идентичность тесно связана с национальной идентичностью, ориентированной на развитие личности – воли, характера патриотизма. Национальное воспитание в большинстве фольклорных и литературных произведениях выступает гендерно – приоритетным.
Используя художественные произведения, развивать способности, формировать волю, характер, базовые качества личности без учета пола. Потому как черты мужественности, силы воли, духа гражданина – это качества личности, а не пола. Поскольку игра – ведущий вид деятельности дошкольника, ее использование считается эффективным и результативным. По инициативе детей и с ее помощью разворачиваются сюжетно –ролевые игры. Мальчики и девочки в них отображают интересную, насыщенную жизнь семьи: «Семья на отдыхе», «Принимаем гостей», «Готовимся к празднику», «Родился ребенок».
Целесообразно использовать метод «тайных сборов», во время которых индивидуально обговаривают представления детей о мужественности и женственности, о нежных и сильных руках, о красоте и полезности труда. При этом объяснение, какие мужские и женские качества нужны для той или иной профессии, ремесла, рассматривание изображений, на которых люди разных профессий, помогает закрепить эти знания.
Особое внимание можно обратить на обучения детей делать подарки друг другу, обмениваться комплиментами, что очень актуально для формирования природных способностей между девочками и мальчиками, а со временем между мужчиной и женщиной.
Сформировать модели соответствующего полоролевого поведения помогают праздники и развлечения, организованные как детьми для взрослых (концерты, викторины, так и вместе со взрослыми – спортивные и семейные.
Одним из аспектов работы является просветительская и консультативная работа с родителями воспитанников. Действительно, какие бы чудесные сказки малыши не слушали, примером для подражания остаются для мальчика – папа, для девочки – мама.
• Начинать гендерное и половое воспитание следует с раннего возраста;
• Информацию по вопросам пола и полоролевого поведения необходимо давать своевременно, исходя из индивидуальных и возрастных особенностей детей.
• Информация должна быть правдивой, не формировать у ребенка ложных представлений или знаний, особенно если это касается пола или полоролевых отношений.
Гендерное и половое воспитание дошкольников должно быть ориентировано на то, чтоб сегодняшние малыши, став взрослыми, могли создать счастливую гармоничную семью. Одна из важнейших условий реализации цели – преодоление разрозненности мальчиков и девочек в дошкольные годы, формирование у них дружеских отношений, культуры общения, уважения один к другому.
Задачи гендерного воспитания дошкольников
Ранний возраст
1. Формировать понятия об играх и игрушках мальчиков и девочек.
2. Познакомить детей с одеждой мальчика и девочки.
3. Научить детей в процессе общения называть пол, к котрому относится ребенок.
4. Расширить знания детей о прическах мальчиков и девочек.
5. Учить детей различать одежду, прическу мальчиков и девочек.
Младший дошкольный возраст
1. Обращать внимание дошкольников, что пол человека проявляется в поведении, внешности, деятельности.
2. Учить определять отличия между мальчиками и девочками, мальчиком и мужчиной, девочкой –женщиной. Учить находить между ними общее.
3. Учить различать мужские и женские роли, профессии, интересы.
Старший дошкольный возраст
1. Поддерживать положительное отношение к собственному полу, способствовать пониманию своей природы и отличий, норм отношений между мальчиками и девочками.
2. Дать понятие дошкольникам о заботливом отношении к женщине, которая кормит ребенка, рожает детей.
3. Расширить знания детей о роли мужчины и женщины в воспитании детей, заботе друг о друге, о других членах семьи.
4. Дать детям знания о создании женщиной уюта в семье, объяснить, что мужчина обеспечивает материальный достаток и является защитником рода, семьи.
5. Обогащать знания детей половыми различиями относительно рождения детей, индивидуально удовлетворять любознательность дошкольников.
Принципы гендерного воспитания:
1. Принцип активности. Использование каких-либо ситуаций в жизнедеятельности ребенка для становления у него правильных установок своего пола и, соответственно, своего гендерного поведения.
2. Принцип реалистичности. гендерное воспитание должно основываться на правдивом понимании половой дифференциации.
3. Принцип адресности. В гендерном воспитании должны учитываться не только возраст ребенка, но и его психическое и физическое развитие, а также социальный и культурный уровень.
4. Принцип непрерывности. Начиная с раннего детства, процесс гендерного воспитания должен сохранять последовательность и постепенность.
5. Принцип правдивости. Информация, которая подается ребенку, должна быть правдивой, с учетом его возраста и возможностей осмысления.
6. Принцип доверия. Отношения между ребенком и педагогом должны основываться на доверии. Следует серьезно относиться к интересам ребенка, его желаниям и проявлениям гендерного поведения.
7. Принцип чистоты. Информация относительно пола и гендерного поведения должна быть наполнена моральным смыслом.
Психофизиологические особенности девочек.
• Девочки рождаются более зрелыми.
• Они лучше запоминают события.
• Они могут быстрее адаптироваться к учебному заведению.
• Душевная открытость делает девочек привлекательными.
• Упорядоченность, последовательность им характерны больше, чем мальчикам.
• Речевые способности – так же их привилегия.
• Процесс выполнения работы дает им больше удовлетворения, чем результат.
• Девочки эмоциональнее, чем мальчики.
• Достаточный отдых, нормальный ночной сон, прогулки на свежем воздухе поддерживают у девочек наилучшую трудоспособность.
• Утомление у девочек может приводить к ухудшению настроения, снижению внимания, делает их менее защищенными от травм.
• Успешность в обучении – не повод для вывода, что раскрыты все творческие способности ребенка.
• Действия и поступки девочки в большей степени обусловлены темпераментом.
• Внешние покорность и послушность не всегда объективно передают внутреннее состояние девочки.
• Послушность девочки не должна переходить в покорность, ибо это может деформировать ребенка, как личность, ограничить развитие ее творческих способностей.
• Девочки более скрытые и меньше прибегают к дракам.
• Склонность к порядку, хорошие манеры больше присущи девочкам, но требуют поддержки и закрепления со стороны взрослых.
• Заинтересованность для девочек – важнейший элемент в системе стимулов.
• Девочки романтичнее и сентиментальнее мальчиков.
• Внешние проявления альтруизма не всегда подкрепляются у них соответствующими действиями и поступками.
• Душевные травмы, связанные с чувствами, очень болезненны для девочки. Они могут врезаться в память на года и стать одной из причин разрушения нормальных отношений между родителями и дочерью.
• Девочки отдают предпочтение семейно-бытовым темам, отображению сферы обслуживания.
• Девочки согласуют игровые намерения с бытовым трудом, ролями, которые символизируют опеку и заботу.
• Девочки ограничивают круг своих партнеров, не общаясь с теми, кто им неприятен, с кем не установились приятельские отношения.
• В общей деятельности большинство девочек склонны проявлять инициативу и руководить партнерами.
• Девочки используют прилагательные – характеристики, уменьшительно- ласкательные формы обращения к своим партнерам не только тогда, когда желают продемонстрировать личную привязанность, благодарность, заинтересованность, но и тогда, когда отношения испытывают напряжение: обман, отказ, упреки.
• Девочки эмоционально чувствительны к собеседнику, сразу реагируют на форму высказывания, откликаются на эмоциональную окраску, способны уловить подтекст. В отдельных случаях содержание отходит на второй план, на первое место выступает эмоциональная окраска.
• Девочки больше сориентированы на эмоциональное общение, вдвое активнее используют мимику и частично пользуются прикосновением.
• В общении для девочек значительным есть процесс, форма общения, эмоциональная основа на котором оно разворачивается.
Психофизиологические особенности мальчика.
• В развитии мальчики несколько отстают от девочек.
• Мальчишеская двигательная активность имеет природное происхождение.
• Какая –либо новизна может способствовать творческому вдохновению мальчика.
• Разбирание игрушек –это целиком нормальное желание познавать ее части.
• Мальчикам больше времени необходимо для адаптации к дошкольному учреждению, требуют понимания.
• Утомление снижает у мальчиков их речь и логические процессы.
• Предлагая мальчику или требуя что-то от него, необходимо следить за четкостью аргументации.
• Для мальчиков характерно глубокое сосредоточение на конкретных проблемах.
• Собственная внешность их тоже интересует, но они скрывают это.
• Мальчикам тяжело, дискомфортно работать в случае ограничения их собственных действий.
• Большинство мальчиков, чтобы угодить другому, могут подарить ему, как собственную вещь, так и чужую для поддержания взаимоотношений или показать свою щедрость.
• Долгие нотации взрослых не приносят ожидаемых результатов.
• Постоянно осуждая и наказывая за непроизвольное поведение и поступки мальчика, можно выработать у него сопротивление положительной мотивации его поведения.
• Делая что-то мальчики часто спешат, но это не указывает на отсутствие желания выполнить задания на должном уровне.
• Мальчики больше склонны к динамическим, активным действиям, небезопасным приключениям, путешествиям.
• Мальчики, выбирая роли, связывают их со строительством, защитой людей, смелыми поступками, что есть следствием телевизионных героев.
• Мальчики в большинстве случаев идут на контакт ради совместных действий, они готовы расширить круг партнеров даже за счет тех, кто для них неприятен, к кому они равнодушны, когда это необходимо для разворачивания какой –либо деятельности.
• Они решительно изменяют установленный порядок, чтоб внести элементы новизны, риска, необычности в игру. Ориентация на общую деятельность может быть результатом предыдущего успешного опыта, который оставил в эмоциональной памяти положительный след.
• Мальчики часто нарушают созданные группой сверстников правила, если они не обеспечивают в игровой деятельности стремительного успешного достижения цели.
• Мальчики в совместной деятельности предпочитают вносить изменения по ее ходу и принимают инициативу других, развивая ее.
Советы родителям:
Когда ребенок использует нецензурные выражения
Дети делают это по-разному:
• безвинно, не понимая значения слова, но зная, что оно запрещено;
• понимая значения слова и зная реакцию взрослых.
Техника поведения взрослых
1. Если ребенок не понимает значение слова и не имеет намерения кого-то шокировать, эффективным будет просто сказать, что это грубое и неприятное слово, и лучше его не говорить.
2. Если ребенок не знает значение слова, но знает, что оно запрещено: необходимо проигнорировать слова ребенка и обратить внимание на это в следующий раз. Ребенок разочаруется в скандале, если не произведет на родителей ожидаемого впечатления. Резкое и неодобрительное «Хватит!» влияет лучше, чем долгие нотации.
3. Если ребенок знает и понимает значения слов и реакцию взрослых, необходимо: проигнорировать скандал и обратить внимание на это только тогда, когда ребенок не ругается. Твердо сказать: «Ты мне нравишься, я тебя люблю, но то, что ты говоришь–нет!» Не обращать внимание других на сказанное. Фразы: «Ты послушай, что он говорит!» - в присутствии ребенка обеспечивают ему аудиторию, внимание, что будет стимулировать, а не останавливать скандал.