Ирина Николаевна Романенко
Проект «Осенью в гости к русской красавице березке»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №28
муниципального образования Усть-Лабинский район
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«МАТЕМАТИКА НУЖНА! МАТЕМАТИКА ВАЖНА!»
Номинация проекта : Дошкольный возраст
Романенко Ирина Николаевна
Воспитатель первой категории
МБДОУ №28
ст. Воронежская, Усть-Лабинский р-н
2021 г.
«Пусть математика сложна,
Ее до края не познать,
Откроет двери всем она,
В них только надо постучать»
1. Пояснительная записка
1.1. Актуальность проекта.
Публикация «Проект „Осенью в гости к русской красавице березке“» размещена в разделах
- Береза, березка. Проекты для дошкольников
- Береза. Все на тему березок для детей
- Деревья и кустарники
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2022
Среди учебных предметов, вызывающих повышенные трудности в усвоении, математика занимает повышенное место. Это обнаруживается уже в дошкольном возрасте, но особенно четко наблюдается в процессе обучения в начальной школе. Абстрактный характер математического материала, который необходимо анализировать, обобщать, делая определенные выводы, недостаточное владение математической памятью создают особые трудности в освоении математики. Содержание учебного материала по отдельным разделам программы для многих детей оказывается непосильным, а медленный темп продвижения не позволяет им полностью усваивать программу в установленные сроки.
Математика имеет важное значение для развития памяти, и дальнейшего восприятия математической информации у детей. Поэтому для успешного обучения ребенка в школе уже в детском саду необходимо способствовать математическому развитию дошкольника, расширять математический кругозор, повышать качество математической подготовки к школе. Это позволит детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активно использовать математические знания в повседневной жизни.
Математические представления должны осваиваться дошкольником последовательно, равномерно и систематически. С этой целью необходимо организовать образовательную деятельность, осуществляемую как в процессе организации различных видов деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения художественной литературы, так и в ходе режимных моментов; а также самостоятельную деятельность детей с применением разнообразных игровых средств. Так же, математическое развитие детей будет более эффективно при взаимодействии с семьей.
Чтобы научить детей дошкольного возраста любить математику, побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения, использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием. Жертвуя небольшим количеством времени в непринужденной обстановке родители могут приобщать ребенка ко многим математическим понятиям, поддерживать и развивать интерес к математике.
1.2. Проблема, решаемая при реализации проекта.
Проблема усвоения знаний по математике актуальна из-за недостаточности занятий, дети быстро забывают пройденный материал. Необходимость создания данного проекта направлено на более углубленное усвоение знаний и умений, применение знаний в данной ситуации, в повседневной жизни. Важно прививать детям любовь к математике не только в детском саду, но и в семье.
1.3. Тип проекта : информационно-познавательный, творческий.
1.4. Продолжительность проекта : февраль-май 2021 года
1.5. Участники проекта : педагоги, родители, дети подготовительной группы.
2. Цель проекта : создание условий для развития математических и творческих способностей детей с помощью развивающих игр математического содержания, наглядных пособий; пополнение развивающей среды группы.
3. Задачи проекта
Для детей:
Обучающие задачи:
развивать умение считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными;
развивать умение соотносить число (в пределах 10) с количеством предметов;
закреплять умение узнавать и называть геометрические фигуры;
закреплять умение определять положение того или иного предмета не только по отношению к себе, но и к другому предмету;
совершенствовать умение называть части суток, последовательность дней недели, знать названия месяцев и их порядок;
совершенствовать умение выделять совокупности предметов или фигур, обладающих общим свойством, выделять и выражать в речи признаки сходств и различия отдельных предметов и совокупностей;
учить на наглядном материале решать простейшие задачи;
закреплять умения детей самостоятельно использовать полученные знания в разных видах деятельности.
Развивающие задачи:
развивать смекалку, зрительную память, воображение, умение сравнивать и анализировать. Способствовать формированию мыслительных процессов, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания. Развить чувство коллективизма, создать эмоциональное настроение детей.
Воспитательные задачи:
воспитывать самостоятельность, умение понимать поставленную учебную задачу, выполнять ее самостоятельно.
Для педагогов:
проявить свою творческую инициативу, доставить ребенку радость познания в решении образовательных и воспитательных задач;
оказывать детям помощь в выявлении проблемы, в поиске ее решения и ответа на вопрос;
привлечь родителей к участию в проекте.
Для родителей:
повысить уровень педагогических знаний родителей;
принять активное участие в реализации проекта, учитывая рекомендации педагогов.
4. Ожидаемые результаты:
совершенствование уровня профессионального мастерства педагога по теме проекта;
повышение уровня математических представлений у детей подготовительной к школе группе;
становление готовности детей самостоятельно применять знания в общественной жизни, применять знания в играх;
участие родителей группы в организации работы по проекту;
накопление дидактического материала;
пополнение развивающей среды группы по данной теме;
привлечение родителей к проекту позволит проявить интерес к данной теме, активно участвовать в его реализации.
5. Содержание проекта
1 этап - подготовительный (конец февраля).
1. Подбор методической, художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме.
2. Донесение до участников проекта важности данной проблемы.
3. Подбор материала для продуктивной деятельности.
4. Составление перспективного планирования различных видов деятельности.
5. Разработка конспектов ОД, развлечений, КВН.
6. Выбор диагностического инструментария.
7. Пополнение развивающей среды группы по данной теме.
8. Анкетирование родителей «Математика для вашего ребенка».
9. Беседа за круглым столом с участием родителей «Учимся математике дома».
10. Консультация для родителей «Дома играем - математику изучаем».
2 этап - основной, практический (март-апрель).
Формы и методы работы
Использование дидактических, словесных, настольных, сюжетных, пальчиковых игр математического содержания.
Чтение математических сказок, русских народных сказок с элементами счета, заучивание считалок, стихов, отгадывание загадок, пальчиковых игр на закрепление счета.
Рисование радуги, составление аппликации из геометрических фигур, раскрашивание раскрасок.
Подвижные игры на ориентацию в пространстве, на повторение прямого и обратного счета.
Игровая ОД.
Математическое развлечение.
КВН «Математика для всех».
Анкетирование родителей, консультации для родителей, изготовление дидактических игр родителями.
№ Мероприятия Ответственный
1 Решение ребусов, логических задач. воспитатель
2 Сюжетно ролевая игра «Магазин» (с изготовлением атрибутов к игре совместно с детьми) воспитатель
3 Изготовление тренажера «Божья коровка» воспитатель
4 Путешествие по радуге воспитатель
5 Рисование на песке
6 Аппликации «По морям, по волнам», «Городской транспорт» воспитатель
7 Консультация «Дома играем – математику изучаем» воспитатель
8 Изготовление поделок родителями «Увлекательная математика» воспитатель, родители
9 Беседа за круглым столом «Учим математику дома» воспитатель
10 Наблюдения на прогулке: форма, размер, величина, цвет в природе. воспитатель
11 Создание буклетов для родителей воспитатель
12 Математическое занятие «Теремок» воспитатель
3 этап – заключительный (начало мая)
Подведение итогов приобретенных знаний у детей по формированию математических представлений и умений в форме КВНа. Оформление выставки творческих работ родителей. Оформление материалов проекта.
Реализация проекта
Использование развивающих математических игр в различных видах деятельности способствует более прочному и осмысленному усвоению математических знаний детьми, формирует перенос этих знаний в новые условия, в повседневную деятельность и оказывает положительное влияние на развитие восприятия и мышление, т. е. познавательной деятельности в целом.
Работа над проектом проходила в несколько этапов. На подготовительном этапе был составлен план реализации основного этапа проекта, подобраны методическая и художественная литература, иллюстративный материал, компьютерные презентации, дидактические игры, физминутки, пальчиковые гимнастики. Были изготовлены развивающие игры математического содержания.
К подготовке реализации проекта были привлечены родители: с ними было проведено анкетирование (Приложение 8). Родителям было дано задание по изготовлению развивающих математических моделей, тренажёров.
Реализация проекта проходила в следующих формах:
• развивающие математические игры в различных видах деятельности;
• игры-занятия;
• свободные беседы с детьми, родителями;
• исследовательская деятельность в развивающей среде;
• индивидуально-творческая деятельность в сюжетно-ролевой игре;
• учебно-игровая деятельность (познавательные игры);
• изучение и анализ литературных источников;
• количественный и качественный анализ полученных результатов.
В ходе реализации проекта использовались следующие методы и приемы:
• практические;
• наглядные;
• словесные;
• моделирование;
• задания разной степени сложности;
• сюжетно-ролевая игра.
Приоритетное место отводится практическим методам (игра, упражнение, моделирование, элементарные опыты).
Для реализации проекта были использованы дидактические средства:
• наглядный материал (книги, презентации, компьютер);
• палочки Кюизенера;
• блоки Дьенеша;
• модели, тренажеры;
• дидактические игры;
• модель «4 времени года».
Очевидно, что обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учётом возрастных возможностей детей и всестороннего развития и воспитания личности.
На основном этапе реализации проекта многие занятия были связаны с темой проекта. На образовательной деятельности по математике и во время свободной деятельности дети работали с математическими прописями, раскрасками, делали постройки из конструктора, собирали узоры из мозаики. Учились правильно читать математические записи. Также работали со счетными палочками: собирали фигуры по образцу и по замыслу. Ребятам очень понравилось рисовать геометрические фигуры на песке.
Мы много играли в самодельные дидактические игры математического содержания:
• «Крестики – нолики». Задачи: способствовать развитию внимания, памяти, умения сосредотачиваться на определенном предмете длительное время, содействовать развитию умения различать такие понятия, как «по диагонали», «вертикально», «горизонтально».
• «Математическое лото». Задачи: способствовать усвоению порядка следования чисел от 1 до 9; закреплению знаний о геометрических фигурах.
• «Какие цифры потерялись?». Цель: развитие умения определять место того или иного числа в ряду и отношение к предыдущему и последующему числу.
• «Математические домики». Цель: формирование знаний о составе числа из двух меньших.
• «Волшебные круги». Цель: развитие навыка счета и закрепление состава числа.
• Тренажер «Божьи коровки». Цель: формирование умения ориентироваться на игровом поле, передвигать божью коровку в указанном направлении, определять пространственное расположение предметов: «вверху», «внизу», «справа - налево», «слева - направо».
• «Веселые цифры». Цель: формирование умения выкладывать цифры с помощью математического навыка (развитие мелкой моторики).
Решали шуточные задачи, ребусы, отгадывали математические загадки. В этой работе мы использовали настенное панно, сделанное родителями. Вместе с детьми мы разучили и освоили новые подвижные игры, физкультминутки и пальчиковые гимнастики математического содержания.
(Полный список развивающих игр в Приложении 1).
С помощью разнообразной игровой деятельности закрепляли полученные знания.
На занятиях по познавательной деятельности читали рассказы и сказки с математическим содержанием: «Три поросенка», «Два медвежонка», «Двенадцать месяцев» С. Маршака, «Цветик – семицветик» В. Катаева; рассказ К. Ушинского «Четыре желания»; «Белоснежка и 7 гномов», «Козлята и волк», «Сказка про храброго зайца» Д. Мамина-Сибиряка, «Хвосты», «Снегурочка».
Заучивали стихи про цифры, считалки, математические загадки. (Приложение 2-4).
Закрепляли математические понятия через умение замечать в текстах сказок предметы заданные цифрами. Обогащали активный словарь детей.
На занятиях по художественному творчеству дети создавали рисунки на математическую тему «Путешествие по радуге», выполняли аппликации с конкретными геометрическими фигурами, использовали разнообразные развивающие игры.
Провели развлечение по мотивам произведений С. Я. Маршака «Теремок». (Приложение 6).
В ходе реализации проекта была проведена работа с родителями. Познакомили родителей с темой проекта. Вызвали желание родителей играть с детьми дома, на прогулках, в магазине.
Проведены:
консультация для родителей на тему: "Дома играем – математику изучаем!". (Приложение 10);
анкетирование родителей;
беседа за круглым столом «Учимся математике дома». (Приложение 9).
Родителями были изготовлены поделки «Увлекательная математика», тренажеры «Божья коровка», «4 времени года».
На заключительном этапе проекта был пополнен уголок занимательной математики, оформлена выставка совместных творческих работ родителей и детей. Также была проведена математическая познавательно-игровая деятельность «Математика – Королева всех наук». (Приложение 5). В мае было проведено итоговое мероприятие «КВН для всех» с целью выявления динамики развития игровой деятельности и формирования элементарных математических представлений у детей моей группы. (Приложение 7). Были обработаны и оформлены материалы проекта.
Полученные результаты:
В ходе реализации совместного проекта «Математика нужна! Математика важна!» достигнуты определенные результаты:
в группе обогащен материал развивающей среды, в котором собраны наглядно-дидактические пособия, игры, методическая и художественная литература;
у детей появился интерес к занимательной математике;
ребята поняли, что новые знания постигаются путем анализа, сравнения, выявления существенных признаков;
установлены взаимоотношения между детьми и родителями.