Нина Селезнева
Конспект занятия «Осенняя прогулка — экскурсия в парк»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Темтовская основная общеобразовательная школа» Уренского муниципального района Нижегородской области
Конспект
«Осенняя прогулка – экскурсия в парк»
подготовил:
Н. И. Селезнева
воспитатель ст. группы «Алые паруса»
г. Урень
2019 г.
Цель: Различать признаки наступления осени.
Задачи:формированиепредставления о состоянии растений осенью :
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осенние прогулки и наблюдения
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Прогулка. Наблюдения за деревьями
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2020
умение сравнивать объекты по ярким признакам; находить растение по описанию;
узнавать и называть растения по листу.
Умение делать выводы на основе опыта.
Обогащать словарный запас: (листопад, чечевички, хвоинки, хвойное дерево, активизировать внимание и память.
Предварительная работа:
чтение произведений писателей посвященных данной теме:
И. Бунин «Листопад», А. Майков «Осенние листья по ветру кружат», А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало», заучивание наизусть стихотворение С. А. Есенина «Береза». А. Толстой «Осень. Осыпается весь наш бедный сад», Знакомство с пословицами, поговорками, загадками об осени, растениях.
Проведение дидактических игр: «Найди ошибку», «Доскажи слово», «Так бывает или нет?» «Какое время года?», «Какая, какой, какое?», «Закончи предложение”, «Узнай, чей лист», «Отгадай, что за растение», «Найди листок как на дереве», «Третий лишний (деревья)», «Дерево, кустарник и цветок», «Лето или осень», «Что это за растение», «Назови растение с нужным звуком»
Подвижные игры:
“К названному дереву беги”,
“Найди листок, как на дереве”,
“Будь внимательным”,
“Кто скорее соберет (половинки,
“Найди листок, как покажу”,
“Найди себе пару (листья)”.
Рассматривание иллюстраций о природе.
Проводится сюрпризный момент. В группу почтальон приносит письмо, адресованное детям. В конверте диск. Педагог предлагает послушать звуковое письмо.
"Здравствуйте ребята!
Вы,наверное, удивились, получив это необыкновенное письмо, и не знаете от кого оно. Сейчас я загадаю о себе загадку. Слушайте внимательно:
Желтой краской крашу я
Поле, лес, долины.
И люблю я шум дождя,
Назови-ка ты меня!
- осень -
-Я знаю, что вы интересуетесь всем, что происходит в природе, поэтому я хочу пригласить вас в гости, в мой осенний парк. Приходите, полюбуйтесь и понаблюдайте за изменениями в природе, которые происходят только осенью. Жду вас у себя в парке. До встречи".
Воспитатель обсуждает с детьми услышанное. Осень - самое красивое время года, которым все любуются, пишут стихи и песни.
уточняет, для чего осень пригласила их в парк.
Ход прогулки:
Ребята, мы с вами сегодня пойдем в парк другой дорогой и посмотрим, может быть осень побывала и в других местах, а не только в парке.
Воспитатель: Послушайте еще стихотворение А. Толстого
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтевшие по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там, на дне долин,
Кисти ярко – красные вянущих рябин.
Воспитатель: О каком дереве говорится в стихотворении?
Дети: О рябине.
Воспитатель: Давайте найдем рябину. Ребята, посмотрите на это дерево.
Скажите что примечательного у этого дерева? Чем оно отличается от других деревьев? Какого цвета листья? Какая форма у листьев? Какого цвета кора?
Воспитатель: Что еще необычного есть у рябины? (ягоды) В народе говорят: «Осенью одна ягодка, да и та горькая рябина».
Скажите, а ягоды нужны только для красоты или ещё для чего-то?
Дети: Ягодами рябины зимой питаются птицы.
Воспитатель: Потрогайте ягоды рябины. Какие они?
Дети: Твердые.
Воспитатель: Ранней осенью рябиновые ягоды горьковато-кислые, жёсткие. Но, поздней осенью, когда уже будут морозы они станут мягче и слаще, поэтому ими любят полакомиться птицы.
Посмотрите на дерево рябины ещё раз. Много ли на нём ягод?
Существует такая примета: «Если рябины уродилось много, то зима будет морозная».
Заходим в парк.
Воспитатель: дети, посмотрите вокруг, как здесь красиво. Послушайте стихотворение И. Бунина «Листопад»
Листопад
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой.
Воспитатель: Посмотрите ребята, какой ковер расселила осень нам под ноги. Какие цвета она использовала? Какими словами можно назвать осень.
Воспитатель: дети, кто еще знает стихи про осень, про природу, расскажите, пожалуйста.
Воспитатель: ребята, попробуйте отгадать загадку:
«Вы меня узнаете по простой примете:
Нет дерева белей на свете».
- Кто знает, что это за дерево (береза)
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на березу. На ней столько же листьев, сколько было летом? (нет, их стало меньше)
– Куда же делись листочки с веточек? (они облетели)
– Почему они облетели? (наступила осень, стало меньше тепла и света и листья стали облетать. Так дерево готовится к отдыху зимой. Оно будет спать. А весной проснется)
Посмотрите цвет листьев на деревьях: береза желтеет, клен краснеет, а затем деревья сбрасывают свои листья. Такое явление природы называется листопад. В природе ничего не происходит случайно: опавшие листья нужны растениям зимой и осенью - они образуют покров на земле, чтобы корни не замерзли, в них зимуют насекомые. Так деревья готовятся к зиме.
Давайте рассмотрим листья. Какой они формы? Какого цвета?
Воспитатель: Ребята, а еще как мы можем узнать, что это береза? Да, березку легко найти по белому стволу. Но в белой коре есть черные черточки. Эти черточки называются “чечевички” (повторите, пожалуйста, это новое слово). Ребята, оказывается чечевички – это нос березы, через который она дышит. Вот какое важное значение для дерева имеют эти черные черточки – чечевички.
Воспитатель: Берёза – это единственное дерево на земле с белой корой.
Берёзка считается символом и гордостью России.
Дети: Эта модница лесная (И. Семенова)
Часто свой наряд меняет.
В шубке белой зимой,
Вся в сережках весной,
Сарафан зеленый летом.
В день осенний – в плащ одета,
Если ветер налетит.
Золотистый плащ шуршит.
Какую пользу приносит берёза человеку?
Берёза лечит людей своими почками, листьями заваривают чай, берёзовый сок собирают ранней весной. Из веток делают веники и метла, березовые дрова дают много тепла, ими топят печи. Берёзу в народе называют русской Красавицей белоствольной. На коре берёзы раньше писали, когда не было бумаги. Кору берёзы называли береста, из веток изготавливали стрелы и луки, балалайки.
Если подойти к березе и приложить руку и сказать «Берёзка, берёзка дай мне силу» и она лечит: давайте все вместе подойдем и скажем.
– Ребята, помните ли вы народные приметы, которые связаны с березой?
Дети: 1. Быть зиме суровой, если в середине октября на березе еще есть листья.
2. Когда лист с березы опадает чисто, год будет урожайным.
Если в октябре лист с берёзы и дуба опадает нечисто- жди суровой зимы.
Воспитатель: В нашем парке растут еще другие деревья. Я вам загадаю загадку, а вы отгадайте, что это за дерево.
Ее всегда в лесу найдешь –
Пойдем гулять и встретим:
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем. (Ель)
Воспитатель: – Есть ли у ели листья? (у ели вместо листьев узкие, колючие иголки)
Воспитатель: Давайте их осторожно потрогаем. Ребята, внимание! Эти иголочки у ели называются “хвоинки” (повторите, это новое слово).
1 иголка – “хвоинка”.
Много иголок – “хвоинки”.
На ели растут хвоинки, поэтому называют ель хвойным деревом.
– Каким деревом является ель? (хвойным)
– Как называются иголочки на ели? (хвоинки)
Дидактическая игра " Найди что опишу"
Ход игры:Воспитатель описывает растение,называя его самые характерные признаки. Тот, кто первым определит растение, получает фишку- палочку.
Воспитатель: Замечали ли вы, что на тропинках где ходят люди растения не растут? Почему?
Воспитатель выслушивает ответы детей и предлагает провести опыт.
Опыт. Потыкать палочками вначале землю там, где растут растения. Палочки свободно входят в землю. Затем повторить то-же самое на тропинке. Палочки ломаются, так как земля очень твердая, утоптанная.
Вывод:земля на тропинках уплотненалюдьми и семена растений не смогут прорасти сквозь такую землю.
Подвижная игра " Лист лети ко мне".
Ход игры: А теперь представьте себе, что вы - осенние листочки. Возьмите в руку по одному листику и определите с какого он дерева. Вы свободно кружитесь, но когда я скажу "Березовый листок, лети ко мне", все дети с березовыми листьями должны побежать ко мне, а по сигналу"Найди свое дерево!" вы должны подбежать к дереву с которого упал ваш лист.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам собрать красивый осенний букет и отнести в нашу группу.
После прогулки предлагается провести конкурс рисунков про осень.